Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Многие православные отчасти сами виноваты в том, что Церковь обвиняют в обскурантизме. Часто слышатся такие разговоры: зачем верующему светское образование, для чего православному читать мирские книги, ведь достаточно Евангелия и святых отцов, – главное верить и молиться. Парадоксально то, что такого мнения придерживаются люди, не имеющие совершенно никакого понятия о настоящей религиозной жизни. Как правило, это религиозные фанаты в плохом смысле этого слова. Только тот человек сможет объяснить, во что и как он верит, который имеет трезвый ум и четкие мысли. Когда говорят «я верующий», а дать аргументацию своей вере не могут, то это больше похоже на суеверия и предрассудки, чем на истинное религиозное чувство. Трезвый подход и настоящая вера появляется в человеке по мере расширения его кругозора, так как понять всю высоту своей религии и убедиться в ее истинности можно только при сопоставлении с другими доктринами и учениями. Сначала происходит сравнение, взвешивание, оценка, а уже потом вера, и не просто вера, но вера осмысленная.
Когда Византийская империя стала христианской державой, церковное влияние проникло во все структуры общественной жизни, в том числе и в институт образования. Языческие школы закрывались, а на их базе основывались христианские учебные заведения. Церковь никогда слепо не отметала все, что касается язычества, а вбирала лучшее из его интеллектуального багажа. Воспринимая в себя какую-нибудь традицию, христианство освящало ее и само обогащалось. Все православное богословие выработано с такой точностью благодаря достижениям античной мысли. Церковное искусство имеет свое основание в культуре прежних веков. Христианство было совершенно новой религией, и ему, чтобы реализоваться в мире, приходилось использовать совершенно чуждый, казалось бы, материал, но все светское и мирское приобретало в нем иной смысл и назначение.
Именно так, как учит нас авторитет древней Церкви, должны поступать и мы. Промысл Божий до конца не открыт никому. Зачастую Господь действует и через тех людей, которые очень далеки от Церкви, и многое открывает и им, поэтому не нужно пренебрегать опытом и открытиями светских ученых и учителей. Для успешного миссионерства и насаждения христианской веры Церковь должна использовать те средства, которые будут приемлемы в глазах современного общества, церковные деятели должны писать на доступном и понятном языке, а не в традициях отцов “Золотого века”. Все крупные нынешние богословы и миссионеры имеют высшее светское образование, так как без него невозможно увидеть потребности нашего времени. У образованного человека обостренная интуиция, и он отчетливо видит ситуацию, он может легко проанализировать любое явление, увидеть его перспективу или неудачу. Зачастую, труды церковных писателей слишком ограниченны и лишены всякой актуальности. Чтобы их как-то “размочить”, необходимо самому выбрать правильный подход и понимание, которое невозможно приобрести без уже имеющейся базы.
Неверующий человек должен видеть, что Церковь идет ему навстречу и рада каждому новому прихожанину. Поэтому христианину нельзя замыкаться в своем духовном мире и общаться только с церковными людьми, относясь к остальным как к прокаженным. Расположить к себе и вообще к Церкви потенциального прихожанина, конечно, очень не просто, но человеку со светским образованием это сделать гораздо легче, так как ему в большей мере известны изъяны и чаяния нашего общества.
По этой причине Православная Церковь в данное время активно сотрудничает с институтами и университетами различных профилей, и этот конструктивный диалог уже приносит свои плоды. За последнее десятилетие открылось 5 православных институтов, имеющих государственную аккредитацию. Их выпускники работают в сфере контактов между Церковью и другими организациями.
Вера и знание — это не какая-то дилемма — или то или другое, — а дополняющие друг друга элементы. Вера без знаний – суеверие, знание без веры – рационализм. Вера подкрепляется знаниями, знания утверждают веру. Знание и веру, как науку и религию, нельзя противопоставлять — это два аспекта, которые должна в себе совмещать гармоничная личность.
Все исполняет свое истинное предназначение, когда реализует себя в Церкви. Так и богословская, и любая другая наука являются ее служанками. Образование нужно для того, чтобы служить им Христу, а не своему самолюбию. Место знаний — служебное, побочное, но никак не центральное, и, получая образование, мы должны об этом помнить.
Алексей МЕЗДРИН
В социальном служении, которое несут приходы Екатеринбургской епархии, нередко участвуют дети, те, кто учится в церковно-приходских воскресных школах. Особое внимание на социальные послушания учащихся церковно-приходских школ обратил Правящий Архиерей. В своем приветственном слове семинару
Екатеринбург, 9 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». После летних каникул приступают к работе сотрудники духовного центра храма в честь Успения Пресвятой Богородицы и храма в честь иконы «Всех Скорбящих Радосте» на Эльмаше.Прихожане обоих храмов
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.