Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В социальном служении, которое несут приходы Екатеринбургской епархии, нередко участвуют дети, те, кто учится в церковно-приходских воскресных школах. Особое внимание на социальные послушания учащихся церковно-приходских школ обратил Правящий Архиерей. В своем приветственном слове семинару учителей церковно-приходских школ 22 августа 2002 года он, в частности, сказал: “Церковно-приходская школа призвана дать юным сверстникам нашим истинную направленность жизни, помочь им выбрать верные пути в окружающем их мире…” Среди прочих наставлений в решении этой педагогической задачи Владыка Викентий обратил внимание на то, что «Другим важным делом для детского сердца и для устроения приходской жизни в целом является налаживание помощи на дому инвалидам. Эта работа вполне по силам учащимся церковно-приходских школ. Сходить за хлебом или за лекарством, подмести пол, даже провести небольшую стирку. Для подростка нетрудно, а для больного человека или инвалида составляет целую проблему. Именно на этом надо учить наших юных прихожан понимать слова евангельские: “…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф. 25, 35–36).
Действительно, возможности у школ разнообразные. В содержании социальной работы ничего нового не изобретается. А вот в формах работы есть свои особенности.
Во-первых, социальное служение часто трудно отделить от других видов работы школы. Традиционно в Рождество и Пасху в храмах проводят детские утренники. Кроме того, что утренник, проведённый в храме, часто становится событием для всего посёлка или микрорайона, после основного празднования подготовленные выступления, праздничные концерты начинают “путешествовать”: в дома ребёнка, школы, дома ветеранов, в дальние и ближние деревни. Храм Преображения Господня (г. Екатеринбург) направлял детей для выступления в детском приюте. Посещали приюты и дети из храма св. Максима Исповедника г. Краснотурьинска; есть и другие примеры.
Во-вторых, социальная работа часто сопряжена с миссионерской работой. Тон в этом служении задают храмы, открытые при больницах. Очень интересное сообщение из храма целителей Космы и Дамиана г. Екатеринбурга. Дети не только посещали больных в палате, но и приносили в палаты православные газеты, накануне Вербного воскресенья раздавали вербы, рассказывали о церковных праздниках, отвечали на вопросы. Больные принимали детей доброжелательно, ласково, слушали их рассказы со вниманием. На Светлой седмице дети посещали больных ежедневно.
В-третьих, церковно-приходская школа часто является не только просветительским центром, но и частью социума. В недавно построенном и освященном храме св. Димитрия Дон-ского на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил), школа уже действует. Дети посещают ветеранов завода, живущих в пансионате. А вот дети из храма Димитрия Донского военного городка в пос. Свободный больных и немощных посещают на дому. Таким образом, эта деятельность имеет значение в масштабе поселка или общности людей.
К социальной работе прихода привлекаются учащиеся всех возрастов. Но наиболее трудные служения поручаются выпускникам. Напомню, что начиная с 1999 года в церковно-приходских школах Екатеринбургской епархии внедрена единая программа преподавания Закона Божия. Заканчивая полный курс за 3 или 4 года, выпускники сдают комплексный экзамен, получая “Свидетельство об окончании церковно-приходской школы”. Это удивительный наградной документ. Изданный по благословению Правящего Архиерея, он является свидетельством того, что выпускник трудился. Но вот какая особенность. То, что по окончании школы выпускники не покидают храм – это очевидно, это цель церковно-приходских школ. Но тот факт, что по окончании основного курса многие выпускники не покидают школу – ставит перед педагогами новую задачу – продолжить с ними занятия в другой форме, с учетом возрастных интересов и накопленного ими опыта. Многие выпускники церковно-приходских школ несут послушания в приходе в качестве алтарников, звонарей, библиотекарей в приходской библиотеке, имеют клиросное послушание как чтецы и певчие, трудятся как дежурные по храму, около подсвечников, в трапезной, прибирают и украшают храм к праздникам. Традиционно не обходится без них социальная деятельность прихода, наиболее трудные участки работы: сбор вещей нуждающимся, посещение и оказание помощи больным людям. Таким образом, социальное служение существует и как форма работы тех, кто уже окончил основной курс церковно-приходской школы.
Особо хочется сказать о той работе, которую можно проводить летом. Во многих и многих приходах возрождена традиция летних лагерей. В условиях лагеря немало возможностей социального служения. Приведу наиболее яркий пример. В трудовом лагере при Троицком храме г. Невьянска, который проходил с 4 июня, был создан отряд социального служения. И вот социальное служение стало основным занятием для этих детей. И весь букет можно перечислить заново: и посещение ветеранов, и выступление с кукольным спектаклем в детском доме. Но далее пример совершенно особый. Живут в больнице города Невьянска 8 отказных детей. И весь месяц именно о них с радостью заботились те, кто был в этом отряде. Они играли с малышами, они с ними гуляли, читали, брали с собой в паломничество, и самое главное — приводили к причастию. Одновременно урок милосердия получили и светские дети, бывшие вместе с церковными детьми в этом отряде.
Еще одна особенность — в том, что вдалеке от шумного города не приходится придумывать искусственных занятий для детей. Старшим ученикам и выпускникам в п. Зайково поручаются серьезные хозяйственные работы в приходе: уход за кроликами, курами, заготовка дров, топка печи, уборка снега вокруг храма. А участники летних площадок или лагерей оказывают простую, но такую жизненную помощь: пропалывают грядки старикам. Это в Талице, храм Святых Первоверховных аппостолов Петра и Павла.
Эти послушания объединяют и детей, и родителей, так как привлечение родителей ко всем проблемам прихода – одна из форм работы с ними. И, как всегда, здесь происходит взаимное общение и взаимное обогащение, взаимное воспитание. Те, кто нуждаются во внимании – получают его. А те, кто дарит это внимание, получают урок ответственности, прививку от “взрослых” небогоугодных поступков. Это и есть конкретное исполнение благословения Правящего Архиерея.
Руководитель Отдела
церковно-приходских школ
Галина Ващенко
Основные итоги работы семинара 21 августа в Храме во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, прошел семинар преподавателей церковно-приходских школ. Это традиционное мероприятие проводилось Отделом церковно-приходских школ уже в седьмой раз. В этом году на семинаре присутствовало 372 человека
Многие православные отчасти сами виноваты в том, что Церковь обвиняют в обскурантизме. Часто слышатся такие разговоры: зачем верующему светское образование, для чего православному читать мирские книги, ведь достаточно Евангелия и святых отцов, – главное верить и молиться. Парадоксально то, что такого мнения придерживаются люди
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.