Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (260) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в телепрограмме «Архипастырь» 5 сентября

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в телепрограмме «Архипастырь» 5 сентября

№35 (260) / 15 сентября ‘03

Архипастырь

Сегодня мы хотели бы представить вам ответы на ваши вопросы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, прозвучавшие во втором выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии “Архипастырь”.

Каждую пятницу, утром, мы выходим на телеканале “ТВЦ-Екатеринбург” в половине восьмого утра. В повторе программу вы сможете смотреть по субботам в это же время.

У каждого из нас — и мирян, и священнослужителей постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы теперь имеем возможность прибегнуть к нашему Архипастырю — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию.

И пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.

- Почему Православная Церковь насколько обширно пользуется старославянским языком и чем это вызвано? Можно ли как-то самостоятельно или заочно его изучить? — спрашивает Руслан.

- Церковно-славянский язык — это церковный язык. Раньше он был общенародным языком, но потом остался только в Церкви, и мы с честью несем миссию сохранения этого языка в нашем Отечестве и Русской Православной Церкви. И я считаю это большим благом — сохранять национальное достояние своего народа. Церковно-славянский язык прекрасный, доступный и очень певучий. Славянский язык гораздо лучше передает смысл богослужения, чем русский, так как содержит специальные обороты и намного богаче. Изучение этого языка доставит большое удовольствие в силу его гармоничности и глубины. Славянский язык укоренился в Русской Православной Церкви и все богослужения и песнопения исполняются именно на нем. Поэтому очень важно, чтобы люди это поняли и постарались изучить церковно-славянский язык. Если мы изучаем иностранные языки, даже такие сложные, как японский или китайский, для того, чтобы знать культуру других народов, то тем более мы должны знать свою культуру и свою историю. По этой причине в наших церковно-приходских школах достаточно глубоко изучают этот язык. Церковно-приходские школы могут посещать как взрослые, так и дети для изучения славянского языка. Когда люди соприкасаются с этим языком, то он становиться все больше родным и дорогим для души, так как является языком наших предков.

Другой читатель “Православной газеты” спрашивает: почему православие не использует современный календарь, предпочитая исчисление “по старому стилю”?

- Во Вселенской Православной Церкви сейчас существуют несколько Поместных Церквей, сохранивших старый стиль: Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Русская, а также гора Афон. Я не буду рассказывать историю появления разных стилей, а скажу только о духовном его смысле сохранения старого. Всю свою жизнь мы должны строить по воле Божией: если какое-то дело Богу угодно, мы обязаны его делать, если нет — отсекать свою волю. Мы все слышали о том, что в Иерусалиме в Великую Субботу сходит благодатный огонь на свечу иерусалимского Патриарха. Важно то, что время схождения благодатного огня совпадает только со старым стилем. Была попытка перевести церковный календарь на новое время, но благодатный огонь не сошел, потому что не было Божией воли. Придерживаться старого стиля — это значит жить по воле Всевышнего, которая является всеведущей, благой и подает нам все для нашего спасения, по этой причине свою гордую волю мы должны пресекать.

Екатерину интересует: в какой период времени лучше всего покреститься?

- Креститься можно в любое время. Таинство Крещения не имеет специальных дней совершения, а проводится по требованию людей. Если вы спрашиваете о том когда нужно креститься младенцу, то практика православной Церкви повелевает делать это на сороковой день, когда мать уже может после молитвы очищения приступать к Таинствам церковным. Но если ребенок слаб и есть опасность смерти, то его необходимо крестить сразу после рождения. Взрослому человеку, желающему креститься, нужно делать это осознано. Помочь в этом могут огласительные беседы, которые пред Крещением проводятся во всех Церквях священнослужителями. Огласительные беседы помогут проникнуться значимостью этого Таинства и приступить к нему со всей серьёзностью. Желательно, чтобы огласительных бесед было больше двух — в древней Церкви люди были оглашаемыми по несколько месяцев. К сожалению современный человек хочет делать все быстро: появилось желание, человек идет в Церковь и в первый же раз просит его покрестить, а после Крещения, не понимая его смысла и не воцерковившись, крещенный опять возвращается к прежним грехам и этим топчит ногами ту благодать, которую Господь по Своей милости дал человеку.

Чтобы этого не случилось нужно знать какие есть грехи и как их избежать, сохраняя душевную чистоту дарованную в Таинстве Крещения. Необходимо, чтобы после Крещения человек продолжал воцерковляться: посещать богослужения, причащаться, соблюдать посты, читать Священное Писание. Первоначальные знания человек получает на огласительных беседах.

- У меня есть крестник. Что я, как крестная, должна делать? И как должны строиться мои взаимоотношения с семьей крестника? – спрашивает Ольга из Екатеринбурга.

- Крестный является духовным отцом или духовной матерью человека, которого крестил. При Крещении младенцев, крестный дает за младенца крещальные обеты: отречение от сатаны и сочетание со Христом; Таинство совершается по вере крестного. Крестный обязан взращивать семена веры в душе восприемника и он несет ответ за его духовную жизнь. Крестный обязан постоянно быть со своим подопечным, водить его в Церковь и причащать.

Причащать желательно каждую неделю особенно младенцев, так как они больше всего уязвимы для бесовской силы и нуждаются в постоянной духовной поддержке. Если младенец получает эту поддержку, то он меньше болеет, более спокойный, в его душе развиваются любовь, святость, честность и другие положительные качества. Отношения между крестным и крещенным должны быть родственными, так как при Таинстве Крещения они вступают в духовное родство. Кретсный обязан постоянно находиться рядом с ребенком, воспитывая его в вере православной.

Елена из Екатеринбурга задает целый ряд вопросов о причащении младенцев: Как готовить ребенка к Таинству, в зависимости от его возраста? Можно ли кормить младенцев с утра или они должны так же воздерживаться от пищи, как и взрослые? Как быть с детьми на грудном вскармливании? Если можно его покормить, то за сколько времени до причастия? Надо ли родителям прочитывать за чадо правило? Надо ли быть с чадом накануне на вечернем богослужении?

- Все зависит от родителей: если они очень ревностны, то и ребенка будут воспитывать также строго. Конечно желательно присутствовать на вечернем богослужении, утром приходить пораньше, а не к самому причастию, стараться, чтобы ребенок тоже хоть в чем-то воздерживался. Если такого воспитания нет, то мы допускаем ребенка ко причастию даже после вскармливания. Но есть такие семьи где все очень строго соблюдается и это никак не отражается на здоровье ребенка и он наоборот растет более сдержанным, послушным и здоровым. Мы относимся к своим детям через чур снисходительно, сильно их балуем и потом сами пожинаем плоды дурного воспитания. Дети должны воспитываться в умеренной строгости и по отношению к Церкви. По поведению в храме можно определить качество воспитания ребенка: ребенок воспитанный в православных традициях ведет себя тихо и пред причастием даже радуется, ребенок воспитанный в безнравственной семье постоянно кричит и капризничает в храме. Молитвы перед причастием за младенца лучше было бы прочитать, чтобы чувствовалось духовное единение матери и ребенка, который гораздо чувствительней нас и все впитывает в себя. Также способствует духовной связи молитва всей семьей в храме, которая является главным в воспитании и самым действенным средством. Чем чаще ребенок находится на молитве дома, тем спокойней он ведет себя в церкви и тоже молится, чего мы конечно же не знаем, но он молится и его молитва чище и сильнее нашей.

- Что или кто является источником зла в нашем мироустройстве? – спрашивает Олег из Ростова.

- Есть две силы: Божественная и бесовская. Сила Божественная это та, которая делает только благо, действие которой созидательно и благотворно; бесовская проявляет себя с точностью до наоборот — ее действие разрушающее, сеющее только зло, горести, неприятности, болезни. Чем больше человек стремится к Богу, тем меньшее влияние на него имеет темная сила, тем меньше скорбей и мук. Если же человек наоборот угождает своим страстям и порокам, то он служит диаволу при чем диавол платит ему за это не добром, а злом и в конце концов человек впадает в уныние и тяжкое отчаяние. Господь же всегда поощряет своих детей, дарует им только благо и силы для борьбы со страстями и грехом. Когда человек осознает свою немощь, то Господь дарует ему такую радость, которую невозможно передать человеческим языком.

- Мой младший брат, ему 19 лет – наркоман. И моя интуиция мне говорит, что единственный выход для него — только Церковь. Скажите, к кому обратиться? Есть ли священники, которые специализируются по этой проблеме? Какие молитвы читать? Какие молитвы читать маме, чтобы всё это пережить? – пишет нам Елена из Санкт-Петербурга.

- Это большое горе нашего времени. Сейчас очень много молодых людей употребляет наркотики. При этом они ищут какую-то радость и удовольствие, а доводят себя до такого состояния, что причиняют очень много зла и деградируют. Действительно только Церковь может им помочь и хорошо, что интуиция вам это подсказала. В нашем городе действует несколько реабилитационных центров для наркоманов, которые очень благотворно влияют на души больных людей, так как их там учат молиться, познавать Бога, занимаются физическим трудом и сочетание физического и духовного труда укрепляют и украшают человека. Причина по которой человек начал принимать наркотики исчезает и после ухода из центра он становится полезным для общества. Были случаи когда бывшие наркоманы становились предпринимателями, поступали в вузы или духовные школы. Они оставляли свою греховную жизнь и приобретали нравственные ориентиры. Поэтому я советую обратиться в наши центры за помощью. Конечно молитва тоже очень важна для родителей и родственников, молиться нужно как дома так и в Церкви. Потому что молитва матери сильна пред Богом, она очень приятна Богу и Господь слышит эту молитву. Есть даже такие выражения у святых отцов, что молитва матери может поднять со дна моря дитя и из глубины ада, избавит ребенка от пороков и страстей и разбудит его спящее греховное сердце. Есть возможность позвонить в наш епархиальный центр по телефону 24–31–96. Можете узнать по этому телефону, как туда попасть.

Владимир Михайлович из Челябинска спрашивает: наша младшая дочь, 16-ти лет, сбилась с праведного пути. Не хочет учиться, пьет, не исключено, что использует наркотики. Возможно ли поместить ее послушницей в монастырь для укрепления силы духа и изоляции от мирских пороков?

- В монастырь, конечно, можно, но он не является изолятором от соблазнов мира. Чтобы туда идти нужно быть готовым к духовной жизни. Я бы посоветовал сначала обратиться в реабилитационный центр, чтобы там получить начатки духовной жизни. Когда она все поймет и определиться со своим путем, то ее можно будет отдать в монастырь, а сразу это будет не на пользу. И братьям, и сестрам, которые будут жить с ней в монастыре придется очень тяжело. Монастырь — это особый духовный мир, куда идут уже с каким-то религиозным опытом, неподготовленному человеку там будет не легко.

Ольга из Екатеринбурга: чем я могу помочь брату, который находится в заключении?

- Конечно, первым делом нужно за него молиться, за его духовное состояние. Обязательно нужно послать ему духовную литературу, чтобы он сам осознал свое падение. Иногда бывает такое, что человек не хочет сознавать свою вину и считает себя правым. Были случаи в церковной истории, когда заключали в темницу безвинных. Но там есть много времени для того, чтобы вспомнить все свои злые дела и понять, что хоть ты сидишь и не за что, но грехи у тебя есть. Там человек может посмотреть в глубину своей души и увидеть, что его посадили в тюрьму справедливо, за его злые дела. И он будет благодарить Бога, за то, что Он дал ему шанс искупить свои грехи безвинными мучениями. Именно для этого и нужна духовная литература, чтобы человек знал какие есть грехи, увидел их в себе, раскаялся и пробудился от греховного сна .

Без подписи письмо. Могут ли среди демонов быть добрые? Или скорее лояльно настроенные к человеку? Один из них дал мне совет больше читать Библию и думать о Боге, а не шляться куда попало”?

- Это хитрость бесовская: диавол под видом добра хочет заманить людей в свои сети. Он, диавол, хочет увести людей от истины и нравственности, поймать в свои сети и полностью покорить его, чтобы он всецело отдался его воле. И так диавол уводит человека в такие дебри, откуда тот не может выбраться. Но святые отцы нас учат, что ни вкоем случае нельзя слушать советов диавола, каким бы хорошими они не были. С одним святым был такое случай: когда диавол разбудил его ночью и сказал вставать на молитву, то святой его не послушал и ответил ему, что я буду вставать тогда, когда захочу, а не по твоей указке и буду долго и усердно молиться. Духовная брань — это очень сложная, тонкая борьба, которую нужно вести, чтобы не попасть в сети врага. Нужно иметь духовно рассуждение.

- Где в нашем городе можно поучиться иконописи? – спрашивает Лина.

- У нас в городе есть Ново-Тихвинский монастырь, где имеется иконописная мастерская, там работают опытные сестры, которые хорошо пишут иконы. К ним можно обратиться и получить какие-то навыки в иконописи. У нас есть много хороших иконописцев, которые расписывают Троицкий Собор, Храм-на-Крови, храм святителя Николая. К ним можно обратиться, у них очень большой опыт работы. Пока что у нас нет хорошего помещения, приспособленного для иконописной мастерской, но когда оно появиться, мы откроем епархиальную иконописную школу с квалифицированными специалистами. Это произойдет в скором будущем.

- Почему из многих Евангелий, которые когда-то существовали, выбрали именно те четыре, которые сейчас считаются каноническими? Почему запретили чтение остальных Евангелий? — спрашивает Торин из Екатеринбурга.

- Сам автор уже дал ответ на свой вопрос. Из всех Евангелий святые отцы выбрали четыре канонических, т.е. те, которые соответствуют истине. К сожалению, были времена, когда существовало множество ересей и каждая из них придумывала свое евангелие, соответствующее ее учению. Поэтому святые отцы проделали очень тяжелую работу и в конце концов выбрали те Евангелия, которое принадлежали непосредственно перу святых евангелистов. Но они не прибавляли никакие свои измышления, а толковали — как они понимают то или иное слово Иисуса Христа. Святые отцы даже запретили пользоваться апокрифическими евангелиями, поскольку они не приносят пользу, а вводят человека в заблуждение.

Олег из Чебоксар: как относиться к книгам Андрея Кураева? Все ли в них соответствует духу и учению Церкви?

- Отец Андрей Кураев православный человек, диакон нашей Русской Православной Церкви, окончил нашу Духовную Академию и, конечно, его труды соответствуют учению церковному. Может быть, у него есть какое-то свое мнение по некоторым вопросам, но это не значит, что все, что он говорит является заблуждением. Поэтому из его книг можно черпать хорошие наставления в духовной жизни.

- Владыка, многие читатели “Православной газеты”, слушатели радиоканала “Воскресение”, зрители епархиальных телепрограмм спрашивают совета о чтении духовной литературы. Сейчас издается очень много книг – все просто невозможно перечитать. На какие Вы посоветовали бы обратить особенное внимание?

- С ходу совет дать очень сложно, потому что каждому требуется что-то индивидуальное. Я посоветую всем людям обратиться к своим духовникам или к тем священникам, у которых они чаще всего исповедуются. И духовник, видя духовное состояние своего чада, мог бы дать конкретный совет, что можно почитать. Духовник видит какое у человека духовное состояние, какие духовные слабости и что именно порекомендовать данному человеку.

К сожалению, время нашей программы ограничено тридцатью минутами и они уже заканчиваются.

Поэтому в завершении мы хотим напомнить, что программа “Архипастырь” выходит каждую пятницу, в 7–30 утра на телеканале “ТВЦ-Екатеринбург”. Повтор программы — по субботам в это же время.

Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: 17–93–38.

С Владыкой беседовал священник Евгений Попиченко
Расшифровка аудиозаписи — Антон Пепеляев
Руководитель программы игумен Димитрий (Байбаков)

 
Архипастырь

На телеканале «ТВЦ-Екатеринбург» вышел второй выпуск епархиальной программы «Архипастырь»

Екатеринбург, 4 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Завтра на телеканале «ТВЦ-Екатеринбург» выйдет второй выпуск программы телестудии Екатеринбургской епархии «Архипастырь».Получасовая программа

 
Архипастырь

Годовщина епископской хиротонии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия

Екатеринбург, 2 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сегодня — годовщина епископской хиротонии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.Владыка Викентий родился 4 октября 1953 года в с.Скуляны Унгенского района Молдавии

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс