Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священномученик Владимир родился 15 июня 1866 года в Тверской губернии. Отец его, протоиерей Дмитрий Мощанский, умер рано. Мать, дочь священника, была очень набожной, всегда кормила бедных и нищих.
Владимир закончил Тверскую Духовную семинарию, женился на дочери священника, Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве. У отца Владимира и Евдокии Ивановны родились дочь Ольга и три сына – Владимир, Александр и Николай. При рождении последнего ребенка матушка Евдокия умерла, оставив супруга с маленькими детьми, воспитывать которых ему помогала ее незамужняя сестра Александра Ивановна.
Следующим местом служения отца Владимира стал Успенский храм села Спасского, куда он был рукоположен иереем. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. В этом селе батюшка служил до гонений безбожных властей. Прихожане любили его за кротость и милосердие. Несмотря на скудость средств, отец Владимир всегда благотворил нуждающимся, отдавая иногда последнее. Когда он шел в церковь, нищие окружали его и батюшка всех оделял деньгами, так что уже и Александра Ивановна говорила ему: “Отец, ты все раздаешь, у нас уже и у самих почти ничего нет, а ты раздаешь”.
Жизнь отец Владимир проводил постническую и молитвенную. По утрам, если не было служб, подолгу молился, а свободное время посвящал чтению Священного Писания. В 1924 году власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил отец Владимир с семьей. Батюшка переехал в Вышний Волочек и поселился в доме своего отца. Гонения усиливались и даже дети священника просили его не служить в храме, поскольку это грозило преследованиями. Но отец не соглашался. Он почти каждый день служил в Зимнем соборе Вышнего Волочка и по городу ходил в рясе. Только в последнее время, когда его возраст стал подходить к семидесяти годам и стали одолевать болезни, батюшка был вынужден оставаться в будние дни дома.
13 февраля 1938 года около дома отца Владимира остановилась машина, откуда вышли трое сотрудников НКВД. Они произвели обыск, переворошили все вещи, забрали пять рублей денег, серебряные ложки, карманные часы. В тюрьме врач выписал справку: склероз сердца, старческая дряхлость; годен к физическому труду третьей категории. В день ареста священника некая свидетельница показала: “Мощанский настроен к существующему строю и мероприятиям партии и советской власти враждебно, систематически высказывает среди верующих контрреволюционные антисоветские взгляды, направленные на подрыв советской власти… Летом 1937 года Мощанский, выходя из церкви после службы, сказал: “Вы, верующие, молитесь Господу Богу, Он даст вам счастье, а эти … без Бога пропадут, да и вы сами видите, что у них жизнь идет все хуже с каждым днем, в городе нет ничего, а в деревне от колхозной жизни колхозники плачут”… Также в большие духовные праздники Мощанский делал обход могил умерших и… наносил оскорбления существующему строю, говоря: “Раньше при царизме как жили все хорошо, а теперь свободная страна довела духовенство до того, что ходи по могилкам да оглядывайся, а то подойдут и арестуют…, а все кричат – свобода слова, свобода печати, у нас демократия”.
Приговорили отца Владимира к семи годам заключения. Он подал жалобу, прося пересмотреть несправедливый приговор. Пока суд рассматривал жалобу, батюшку вернули в Вышневолоцкую тюрьму. Все камеры здесь были переполнены, заключенным почти круглосуточно приходилось стоять, и даже на полу не было места прилечь. Когда надзиратель открывал дверь, то люди непроизвольно вываливались в коридор. Отец Владимир в тюрьме строго постился и почти все посылки, которые передавала ему Александра Ивановна, раздавал сокамерникам. В заключении протоиерею Владимиру Мощанскому исполнилось семьдесят два года. Здоровье его становилось все хуже и хуже, а администрация тюрьмы медлила принимать какие бы то не было меры, так что, в конце концов, заключенные возмутились, стали стучать в дверь и кричать: “За что вы мучаете старого священника? В чем он виноват? Мы тоже верим в Бога”.
Не вынеся тяжелых условий заключения, отец Владимир скончался 7 сентября 1938 года. А через неделю в тюрьму прибыло определение Спецколлегии Верховного суда об отмене приговора, вынесенного священнику Владимиру Мощанскому. Заключенные сами сделали гроб. Похоронили батюшку на Пятницком кладбище.
Александра Ивановна не знала, что отец Владимир скончался, и еще несколько дней носила в тюрьму передачи. Образ батюшки стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шел, что бы ни делал, перед его взором стоял старый священник. Он потерял покой и сон и однажды на рассвете пошел по улице в сторону кладбища. Тюремщик не знал адреса отца Владимира, но, по внушению Божию, остановился перед его домом и постучал. “Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилку”, — сказал он Александре Ивановне. Впоследствии на могиле священномученика был поставлен крест, а рядом похоронены его сын и дочь.
Родился митрополит Петр на Волыни, в богатой боярской или купеческой семье. Будущего святого с детства отличали особая набожность и желание всецело посвятить себя Богу. В двенадцать лет он принимает постриг в одном из монастырей. Помимо всего прочего, отрок научился там писанию икон и известен нам и как замечательный иконописец.
Екатеринбург, 20 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Храм во имя Рождества Христова на Уралмаше известен своей благотворительностью. Тесные контакты поддерживаются с социальными службами администрации
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.