Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Оптинский старец схиархимандрит Моисей родился в 1782 году в Борисоглебске. Нареченный Тимофеем, он был первенцем у своих благочестивых родителей. Два его младших брата, Иона и Александр, также стали монахами.
С малых лет Тимофей горел желанием отрешиться от суеты мира. В 1805 году вместе с братом Ионой он пришел в Саровскую пустынь. Здесь братья стали трудиться на хлебне, проходили и другие послушания. Иона навсегда остался в Саровской пустыни, а Тимофей направился в Брянский Свенский Успенский монастырь. Отсюда, по совету старца, он ушел в Рославльские леса, где был пострижен в иноки с именем Моисей.
Более десяти лет провел он в лесной пустыни. В годы нашествия французов преподобный удалился в Белобережскую пустынь, а затем вновь вернулся и прожил в лесу еще восемь лет. Большая радость посетила отца Моисея, когда его родной брат Александр был приведен Господом к нему на пустынножительство. Александр был пострижен в иноки с именем Антоний, и брат по плоти Моисей стал его восприемником и отцом по духу.
В это время калужский епископ Филарет (впоследствии Киевский митрополит) решил основать при любимой им Оптиной пустыни Скит для безмолвного пустынного жития по примеру древних святых отцов. Он уговорил заняться этим отца Моисея с братией. В июне 1821 года четверо иноков, включая преподобного Моисея и его брата отца Антония, переселились в Оптину и приступили к делу. В августе была заложена церковь в честь великого пустынножителя Иоанна Крестителя, а в декабре отец Моисей был рукоположен во иеромонаха и определен духовником оптинской братии.
В 1826 году, сорокатрехлетний иеромонах Моисей был назначен управляющим Оптиной пустынью и тридцать семь лет стоял на страже вверенной ему обители и паствы. Он украсил древние храмы, устроил новые, расширил монастырь, оградив его новыми стенами и башнями. Главной же заслугой преподобного явилось то, что он ввел в обители древний порядок иноческой жизни, учредил старчество. Многие и не подозревали, что тот, кого они считали только хорошим администратором и мудрым настоятелем, был и поистине духовным мужем. Однажды, особенный случай заставил отца Моисея сделать наставление. Все с изумлением слушали его исполненную мудрости и духовной силы речь, поражаясь тому, как он говорит, а еще больше тому, что он всегда молчит, имея такие дарования.
В основание взаимоотношений между иноками преподобный полагал мир Христов. Его миролюбие, смирение и терпение были удивительными. Однако, при мудрой снисходительности, он не был слаб, умел вразумить и взыскать. Не допускал самочиния, был милосерден. Одной пожилой женщине, предлагавшей купить у нее подушку за полтора рубля, сказал: “Нет, это дорого, возьми рубль”, и дал пять рублей. Когда женщина, рассмотрев полученное, попыталась указать батюшке на ошибку, он прибавил: “Да ступай, ступай, я сказал, что больше не стоит”.
В конце своей жизни смиренный старец повторял: “Сам-то я хуже всех: другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознал, что я хуже всех”. Перед смертью ясно открылся тщательно скрываемый отцом Моисеем дар прозорливости. Слабый от предсмертной болезни, он однажды подозвал к себе келейника и спросил: “Что это за женщина? Что ей нужно?”. Келейник, никого не видя, решил, что старец бредит. Но потом оказалось, что на крыльце действительно стояла женщина, которая, получив образок для себя, настоятельно просила еще один для своего сына. Узнав об этом, батюшка благословил образок, и келейник вынес его дожидавшейся крестьянке. Другому посетителю старец сказал, что в воскресенье будет в Церкви. Тот удивился и возразил, что батюшка не может служить по причине крайнего изнеможения и слабости: он даже не мог поднять голову от подушки. Но преподобный прибавил: “Служить нельзя, а быть можно”. Слова эти сбылись в точности: почив 16 июня 1862 года, в субботу, он в воскресенье был перенесен в церковь.
Нетление честных мощей старца Моисея было открыто через четыре года, после кончины его брата, старца Антония. Его решили похоронить вместе с отцом Моисеем и, когда взломали склеп, обнаружили гроб схиархимандрита совершенно как новый, несмотря на сырость. Откинули крышку: тело, лик и волосы были совершенно не тронуты временем.
Поминаемый ныне преподобный Моисей Оптинский оставил нам заповеди “для постоянного памято- вания и делания”. Вот они:
1. Отвержение своего разума и воли иметь;
2. При встрече с каждым лицом поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было;
3. Память смерти вкоренять в сердце глубже;
4. Самоукорение;
5. Смиренную молитву всегда иметь;
6. Укоризну, если случится от кого, принимать, как врачевство душевное, с радостью;
7. Что сказано будет (духовником), в точности выполнять;
8. Если случится от забвения или от обычая в чем-либо погрешить, исповедовать то чистосердечно, как есть, без лукавства.
Преподобный Дула подвизался в одном из монастырей в Египте и отличался удивительным смирением и негневливостью. Терпя от некоторых монахов насмешки и оскорбления, он молился за своих обидчиков. В конце жизни святой подвергся тяжкому искушению: его обвинили в краже церковных священных сосудов.
Святые Мануил, Савел и Исмаил были родными братьями и происходили из знатного персидского рода. Их отец был язычником, но мать-христианка крестила детей и сумела воспитать их в твердой вере во Христа Спасителя. Повзрослев, братья поступили на военную службу. Однажды, в качестве послов персидского царя
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.