Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (243) → Преподаватель ЕПДС Д.И. Макаров: «Необходимо вносить хоть самую скромную лепту в дело возрождения Православной России»

Преподаватель ЕПДС Д.И. Макаров: «Необходимо вносить хоть самую скромную лепту в дело возрождения Православной России»

№18 (243) / 8 мая ‘03

Образование и воспитание

В Петербурге вышел в свет труд выпускника аспирантуры исторического факультета УрГУ, преподавателя Екатеринбургской Духовной Семинарии Д.И. Макарова «Антропология и космология святителя Григория Паламы (на примере гомилий)».

- Дмитрий Игоревич, издание фундаментального богословского труда, автору которого еще нет тридцати лет, — несомненное событие. Откуда у вас интерес к проблемам богословия?

- Интерес к таким проблемам у меня зародился еще в старших классах школы. Конечно, во многом сказались традиции семьи. Родители у меня вузовские работники: мама – профессор консерватории, папа – научный сотрудник Уральского технического университета. Дома прекрасная библиотека. Я рано научился читать и гораздо больше, чем конструкторами, увлекался книжками, причем научного плана. В школе меня интересовали и география, и биология. История в то время преподавалась нейтрально. И только в старших классах, благодаря учителю истории, теперь уже кандидату педагогических наук Александру Ивановичу Богатыреву, я понял, какой это богатейший предмет. Все это наложилось на детскую тягу к чему-то духовному, идеальному, на мой интерес к востоковедению. В четырнадцать-пятнадцать лет я стал читать Бердяева, Соловьева — книги, которые до перестройки не издавались. Это во многом определило интерес к христианству.

- То есть ваш интерес шел не от веры, а от науки?

- Не буду кривить душой. Да, интерес тогда был научно-философский. Крещен я был в отрочестве, перед этим крестилась моя мать. Теперь я с духовной радостью могу сказать, что крестился и отец. Мы с мамой долго его уговаривали, я пытался аргументировать, зачем это нужно. Но, в целом, мой образ жизни — ученого, научного работника. Я не отличаюсь частым посещением храмов.

- И куда привели вас после школы ваши разносторонние интересы?

- Я узнал, что у нас в городе есть кафедра византиноведения в Уральском государственном университете. Вообще-то – это обычная кафедра истории древнего мира и средних веков, но по сути – византиноведения, так как главный интерес преподавателей, ученых сосредоточен на истории культуры Византии. Заведующая кафедрой Маргарита Адольфовна Поляковская, которой я выражаю глубочайшую благодарность, передала мне интерес к этому предмету. Под ее руководством стал работать над темой “Проблема человека в византийской мистике XIV века”. Тогда я еще не очень ясно понимал, во что это выльется. Со второго курса я начал конкретно заниматься учением о человеке святителя Григория Паламы. Начал с русского текста, постепенно стал читать фрагменты на греческом языке. И наконец, совершил рывок – прочитал на греческом почти все гомилии. Появилось более целостное видение. Это помогло постичь значение гомилий как особого жанра. Гомилии – это проповедь перед народом, чисто речевой жанр. В них – интересное раскрытие духовного мира человека, пути в горний мир и в мрачную бездну, анализ духовного делания, страстей и пороков.

- Как я понимаю, эти ваши исследования переросли в большой труд.

- Книга родилась на базе разных статей и писалась несколько лет. Так получилось, что издание опередило защиту диссертации. Помогал Сам Господь: удалось съездить на конгресс византинистов в Париж, там был подписан контракт с директором петербургского издательства Олегом Абышко. Это было в 2001 году. Материал к тому времени у меня уже был – по антропологии и космологии святителя Григория Паламы, т.е. о его учении о мире и обществе, о человеке. Доработав и расширив текст, я отослал его в печать, превысив все лимиты: получилось более пятисот страниц!

- Расскажите нашим читателям об этой книге.

- В начале я попытался системно изложить учение Григория Паламы о шести днях творения. Спустя тысячу лет после Григория Нисского, святитель Григорий Палама – наиболее подробно пишущий о космосе отец Церкви. Он не только восхищался красотой и гармонией тварного мира, но и подробно описывал день за днем создание мира, его украшение Богом, приведение в бытийственный и эстетический порядок. Таким образом, вышла целая глава.

Вторая глава является центральной в книге и посвящена антропологии. Если очень коротко сказать, главной задачей для меня было показать антропологию Паламы в двух аспектах: статическом – учение об устроении естества человеческого, созданного по образу Божию, и с другой позиции – динамической: ситуация после грехопадения, чем она определяется, учение о свободе воли, составе добродетели и о пути к Богу. Человек есть целостное существо, находящееся на пересечении двух миров. Тело – некий космос из элементов, а душа – порождена вдуновением Божиим. Удалось показать, как мне кажется, многогранность учения Паламы о духовной составляющей этого образа.

Интересно учение о страстях. Мне кажется, до меня никто так подробно его не представлял. Григорий Палама выделяет около 160 страстей в душе человеческой. Если свести упоминания о них в единую систему — получится колоссальная антология, хрестоматия всевозможных пороков человека, которые проявляются в его душе и в обществе. Через анализ духовного состояния человека автор выходит на общеантропологические заключения, показывает, сколь пагубны ненависть, ссоры.

Интересно и учение о добродетелях, — я насчитал их 138.

Учение об евхаристии рассматривается вкратце. Палама опирается на учение апостолов о единстве членов Церкви как Тела Христова. Постепенно речь переходит к эсхатологии, рассматривается учение о предпосылках видения света Божиего.

В третьей главе показана социально-политическая, культурная действительность того времени. XIV век – это осевая эпоха: с одной стороны – православное возрождение, с другой – возрождение языческо-светской культуры, всплеск интереса к магии, гаданиям на ячмене и прочему. Как видим, в еще более остром виде такие тенденции характерны для нашего времени. Григорий Палама был истинный столп благочестия, столп-светильник, который давал достойный отпор, здравый православный ответ всем проявлениям язычества.

Всего в книге 4 главы, в каждой несколько параграфов. Последняя главка – о языке гомилий. Это попытка на частном примере ответить на вопрос, как средневековый писатель строит свой текст. Я не нашел работ, которые анализировали бы построение гомилий Паламы. Существует совершенно неверное мнение о том, что Византия – это нечто неподвижное, аморфное. Это не так. В городе была живая культура, развивались литературные жанры. Византийская культура – в первую очередь церковная. С одной стороны – это передача античных духовных ценностей, с другой – мощнейшая православная культура, уникальная по глубине. Анализ текстов Паламы помогает выявить стилистическое богатство в работах церковных авторов.

В конце книги я выражаю благодарность своему учителю М.Поляковской, профессору Московской Духовной Академии Алексею Ивановичу Сидорову, академику Игорю Павловичу Медведеву из Петербурга и другим ученым, щедро помогавшим мне.

- На какого читателя рассчитан ваш труд?

- Книга написана довольно сложно, но в принципе рассчитана на студентов как светских, так и духовных учебных заведений, на интеллектуалов, на ученых мужей – старших уважаемых коллег. Тираж книги – 1000 экземпляров.

- Дмитрий Игоревич, вы упомянули о диссертации…

- Защита ее состоится в июне. Из-за того, что в Университете еще сохраняются пережитки атеизма, тема диссертации несколько завуалирована. Она звучит так: “Византийское общество и человек в гомилиях Григория Паламы”. Это сокращенный вариант книги.

- Хотелось бы знать и о вашей деятельности в Духовной Семинарии.

- Здесь я работаю третий год. Пригласил меня протоиерей Петр Мангилев, который является проректором Семинарии. Я посещал его спецкурс по истории Русской Церкви будучи в магистратуре исторического факультета. Спецкурс был интереснейший. В ту пору в Семинарии нужен был преподаватель византийского богословия, патрологии (это церковно-историческая наука об отцах Церкви, их трудах).

Для меня было очень почетно принять это предложение. Сначала я вел общецерковную историю (IX – XV века), затем древнегреческий язык на примере Евангелия, христианских текстов. Позднее стал преподавать патрологию (IX – XV веков), а последние два года читаю святых отцов как раннего, так и позднего периодов. Еще веду византинологию, очень увлекательный предмет.

- Что вы можете сказать о сегодняшних студентах Семинарии, их восприятии всех этих сложных наук?

- Тяжелее всего для них – восприятие греческого, но так происходит на всем постсоветском пространстве. Что касается патрологии, то студенты слушают курс с большим интересом, читают труды святых отцов, задают вопросы, участвуют в семинарах. Думаю, что на духовные запросы паствы они отвечать смогут. Есть среди студентов несомненные лидеры. Например, иеродиакон Наум (Бездомников), который до этого окончил философский факультет университета. Очень лингвистически одарен Александр Крысяков. Также одаренный студент Евгений Константинов пишет диплом по трудам старца Василиска Туринского. Собираемся издавать семинарский журнал. Отец Петр Мангилев очень об этом радеет. Есть большой круг авторов, которые могут писать в этот журнал, в том числе и члены нашей кафедры. Возрождение православной России, о котором мечтали эмигранты, отцы Церкви, идет шаг за шагом, и наша задача – вносить свою, хоть самую скромную, лепту.

Беседу вела Людмила Косовская

 

В других номерах:

Образование и воспитание

Екатеринбургская Духовная Семинария готовится к юбилею

Екатеринбург, 19 мая, «Православная газета». Екатеринбургская Духовная Семинария готовится отпраздновать 170-летие со дня основания Екатеринбургского духовного училища (1833 г.), преемницей которого она является.Празднование намечено на 12 июня. В нем примут участие Государственный архив

 
Образование и воспитание

Протоиерей Артемий Владимиров: «Воспитание ребенка — нелегкое послушание»

Воспитание ребенка — одно из самых нелегких и ответственных послушаний, которые накладывает Бог на человека. Первый советчик в данном случае — Сам Господь, поэтому важно родителям и наставникам детей учиться замечать и воспринимать волю Божию и отказываться следовать самочинным стандартам, которые лишь кажутся истинными.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс