Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (242) → Полковник И.К. Новожилов: «Законодателям было бы целесообразно, используя мировую практику, рассмотреть возможность введения православных священников в штат воинских частей и подразделений силовых структур»

Полковник И.К. Новожилов: «Законодателям было бы целесообразно, используя мировую практику, рассмотреть возможность введения православных священников в штат воинских частей и подразделений силовых структур»

№17 (242) / 1 мая ‘03

Церковь и армия

Выступление конференция «Человек, религия, право: история и современность».

Екатеринбург, 18 апреля. «Православная газета». В 1996 году, 30 августа, между Министерством внутренних дел и Русской Православной Церковью Московского Патриархата было подписано соглашение о сотрудничестве. 10 мая 1997 года подписано соглашение между епархиями Уральского региона и Уральским округом внутренних войск; 10 сентября 1997 года соглашение о сотрудничестве было подписано между ГУВД Свердловской области и Екатеринбургской епархией; 11 февраля 2000 года подписано соглашение о сотрудничестве между Среднеуральским управлением внутренних дел на транспорте МВД России и Екатеринбургской епархией.

В рамках подписанных соглашений 171 священник Екатеринбургской епархии духовно окормляет 393 подразделения силовых структур на территории Свердловской области. Из них подразделений Министерства внутренних дел: юридический институт МВД РФ — 1; войсковых частей Уральского округа внутренних войск — 14; подразделений ГУВД Свердловской области — 81; подразделений СУВДТ — 10.

Воспитание как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. Воспитание воинов в этом контексте является целенаправленным процессом формирования у военнослужащих необходимых идеологических убеждений, качеств личности, необходимых для боя и службы.

Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность православного воина, формирование его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю. Именно на основании чувств и воли, подкрепленных ясным видением и пониманием действительности, возникает у человека возможность активного поведения в обществе, адекватного своему мировоззрению.

Для российского воинства на протяжении почти 10-ти веков обязательным было благословение священника и духовное напутствие его на защиту своего Отечества. Следуя историческим традициям и желанию военнослужащих и сегодня 12-й отряд специального назначения Уральского округа внутренних войск, выполняющий служебно-боевые задачи на территории Чеченской республики, духовно окормляется православным священником, который выполняет задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания воинов. Походный воинский храм — палатка во имя св. Александра Невского, который сопровождает воинскую часть с 1997 года, является тем местом единения с Богом, где духовник воинской части совершает богослужения и Таинства, которые поднимают боевой дух, воинскую дисциплину, укрепляют их духовно в экстремальных ситуациях. Священник, пребывая на территории Чеченской республики в качестве духовника 12-го отряда специального назначения, также выполнял свою духовную миссию и среди милиционеров подразделений ГУВД Свердловской области, СУВДТ МВД РФ. Ротация священников происходит через каждые 2 месяца.

Общение екатеринбургских милиционеров и солдат Уральского округа ВВ с православными священниками в экстремальных ситуациях еще раз подтверждает мысль о том, что на войне атеистов не бывает. По мнению командующего войсками Уральского Округа внутренних войск МВД РФ, участие православных священников в духовно-нравственном воспитании воинов частей УрО ВВ, дислоцирующихся на канонической территории Екатеринбургской епархии, снизило случаи суицида в 10 раз. По данным анкетирования, проведенного Екатеринбургской епархией в 2001–2002гг среди военнослужащих, в частях УрО ВВ считают себя православными 84% опрошенных, 85,3% желают, чтобы их дети исповедывали православную религию. В подразделениях ГУВД и СУВДТ среди сотрудников православными считают себя 84 %, желаемую исповедываемую религию для своих детей — православие предпочитают 86, 9 %. В юридическом институте МВД эти цифры равняются соответственно 79, 4 % и 81, 4%. По мнению большинства респондентов, статус священника в воинской части, подразделении должен быть определен, как священника штатного. Удовлетворенность деятельностью священника в работе по профилактике наркомании и суицида в учебных заведениях составляет 54, 4 %. В УрО ВВ, ГУВД, СУВДТ — 71, 2 %. Перспективы развития взаимоотношений церкви и силовых структур должны расширяться и укрепляться по мнению 64% респондентов Юридического института. Отношение к пребыванию священников в горячих точках положительное у 84, 1% опрошенных в частях и подразделениях УрО ВВ. Только в 2002 году на канонической территории Екатеринбургской епархии в воинских частях и подразделениях силовых структур приняли Таинство Крещения 1426 человек, исповедовались — 2198 человек, причастились Святых Христовых Тайн — 1698 человек.

Екатеринбургской епархией разработано и действует положение о стипендии Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии обучающимся в 4-х учебных заведениях Министерства Обороны, Министерства Внутренних Дел, Министерства по Чрезвычайным Ситуациям РФ, согласно которому один курсант, слушатель, суворовец по представлению командования учебного заведения и ходатайству духовника по результатам учебы и воинской дисциплины, награждается стипендией в размере 1000 рублей, грамотой и ценным подарком.

Было бы целесообразно, используя мировую практику, законодателям совместно с духовенством и руководителями силовых министерств и ведомств рассмотреть возможность введения православных священников в штат воинских частей и подразделений силовых структур на основе законодательных актов, учитывая опыт департамента военно-морского духовенства дореволюционной России, а не отвергать эту идею, ссылаясь на многоконфессиональность в армейских коллективах. Практически во всех армиях мира существуют институты капелланов, несмотря на многоконфессиональность, имеющую место в этих странах. Военных священников в армиях иностранных государств приравняли к офицерскому составу и присвоили воинские звания, т.к. постоянное нахождение капелланов в армейской среде, их жизнь по воинскому распорядку и участие в боевой подготовке рассматривается руководством службы как важное звено в деле установления взаимопонимания между священниками и военнослужащими.

Наглядным примером сегодняшней действительности является активное участие капелланов в составе коалиции войск США и Великобритании в агрессии против Ирака. Главная же задача института военных капелланов вытекает из приоритетов, которые установлены его руководством и заключены в следующей формуле: «Для капеллана каждый солдат — это, прежде всего, человек, затем — профессионал и уж потом прихожанин».

Отсутствие законодательной базы в этом вопросе является серьезным препятствием на пути духовно-нравственного возрождения Российской армии. Все, что делается и дает результаты, происходит только благодаря личным взаимоотношениям и энтузиазму, как представителей епархии, в первую очередь Правящего архиерея, так и командиров соединений, частей, подразделений и первых лиц силовых структур.

Нравственность и вера — понятия исторически неразделимые, тесно переплетающиеся между собой. Наша нравственность тесно связана с религией как основою, почему и может быть только нравственностью религиозной. Хороший, религиозный человек, по воззрениям Н.И. Ильминского, должен быть таковым не в одних лишь мыслях и понятиях, не только на словах, но на деле, в жизни, перед Богом и своею совестью.

На моральный дух российской армии отрицательно действуют не только средства массовой информации, постоянно очерняющие нашу армию и милицию, но и представители тоталитарных сект с их центрами на Западе, проповедующими насилие, секс и искажающие понятие истинных ценностей. А.С. Пушкин говорил, что «Историю русскую должно преподавать по Карамзину. Россия слишком мало известна русским».

Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что народ и его культура создали идеал человека, который нужно создавать в воспитании, а также доказывать, что в народе и его культуре есть все, чтобы воплотить в жизни такой идеал. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: оно существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал он.

 
Цветник духовный

Женщина должна быть «светом мира». 11 мая — День святых жен-мироносиц

История святой Церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче своею благочестивой жизнью.

 
Православная молодежь против темного наступления

Председатель Православного студенческого братства во имя Святых Кирилла и Мефодия Илья Александров: «Наше Братство никогда не занималось никакими политическими делами. В наших рядах люди горячо любящие Христа, Православную Церковь и Отечество»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс