Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Александр (в миру Алексей) был младшим сыном в семье благочестивого и зажиточного землевладельца Никифора Ошевенского. Родился он в марте 1427 года, испрошенный у Бога по горячей молитве матери. С самых ранних лет мальчик был необыкновенно усерден в молитве и посте, что не совсем одобрялось родителями, желавшими, обучив сына грамоте, женить его. Но 17-летний юноша отправился на богомолье в Кириллов монастырь и остался там. Спустя год отец посетил сына и дозволил ему до времени пребывать в обители. Вскоре родители преподобного были вынуждены перейти жить в Каргополь, а затем поселились неподалеку от него, на земле, на которую дана была Никифору грамота, и вся слобода стала называться Ошевнева.
Между тем Алексей трудился в обители и по прошествии шести лет принял монашество с именем Александр. Однажды он поведал настоятелю о своем желании повидаться с родителями и, вместе с тем, найти место для уединенных подвигов. Получив благословение, преподобный навестил родителей и недалеко от них, на реке Чурюге, водрузил крест. Вернувшись в обитель, он был посвящен в иеромонаха и благословлен иконами Богоматери “Одигитрия” и святителя Николая, которые и сопровождали его к месту отшельничества. По принесенному обету преподобный оставался здесь на всю жизнь.
Отец, обещавший сыну свою помощь, надзирал над строительством храма, который освятили в честь Николая Угодника. Инок, пришедший вместе с преподобным Александром, не выдержал трудов пустынной жизни, и святому пришлось все делать одному. Он очищал лес, готовил землю под пашню, засеивал ее. Мало-помалу собрались к нему ученики – построили кельи, трапезную. Жизнь обители протекала по строгому уставу, требующему больше молчания, постоянной занятости в келье и на послушаниях, непрестанной Иисусовой молитвы.
Однажды преподобный тяжело заболел: не мог поднять ни головы, ни руки, не мог выговорить ни слова. Он молился преподобному Кириллу, и тот предстал ему во сне, сказав: “Не скорби, брат. Я помолюсь о тебе, и ты будешь здоров. Но не забывай обета, не оставляй сего места, и я буду помогать тебе”. В подвижнических трудах святой Александр провел в обители 27 лет и мирно предал дух свой Господу на 52 году жизни, в 1479 году.
После смерти ученика преподобного, игумена Лаврентия, Ошевенская обитель пришла в упадок: здания обветшали, не осталось ни одного иеромонаха. И вот, однажды, монастырский служитель Марк видит во сне: обитель полна народа, старец в святительских одеждах крестом осеняет работающих на постройке, другой старец окропляет всех святой водой, третий – кадит за ними, а четвертый, молодой, следует вдали. Марк узнал в третьем старце преподобного Александра, который показал, что первый старец – это святитель Николай, второй – преподобный Кирилл, обещавший святому свою помощь, а молодой – будущий игумен Максим, который полностью восстановит обитель. Впоследствии все так и случилось. При восстановлении храма были обнаружены указанные самим преподобным его мощи, от которых потекли непрерывные чудеса.
Мы видели, что преподобный Александр дал обещание Богу, что не оставит место, выбранное им для подвизания. Он выполнил свой обет. Задумаемся же о смысле и значении обещаний, которые мы даем Богу.
Обет – это не только желание или намерение, но с твердой решимостью высказанное обещание исполнить какое-либо доброе дело во славу Божию и для благоугождения Ему. При этом, так как каждый христианин, по долгу послушания своего закону Божию, добрые дела обязан исполнять и без особого обета, то исполнение обещаний Богу должно быть особенное, усиленное и выходящее из ряда наших нравственных обязанностей. Не-льзя назвать обетом, если мы обещаем молиться, поститься, быть целомудренными, нестяжательными и так далее. Это наш общий долг, а не обет. Если же мы даем Богу обещание, например, в какие-то сроки прочитать всю Псалтирь или совершить богомольное путешествие по святым местам, то это будет особый обет Богу. Или же, если мы решаемся в некоторые дни и недели не есть мяса, не вступать в брак, жертвовать часть своего достояния на храмы и богоугодные заведения, то во всех этих действиях выражается наше самопожертвование, необязательное для тех, кто не дает Богу подобных обещаний.
Но тот обет, которым нарушаются наши обязанности и от которого могут пострадать нравы и благо ближних, не может быть угоден Богу. Например, отец семейства, имея неустроенных детей, оставляет их и уходит по обету в монастырь; или мать идет по обету на богомолье, оставляя малолетних детей без попечения и надзора. Несмотря на благочестивость подобных обетов, они не законны и не богоугодны. Также бесцельны и не угодны Богу наши обеты, которые не основаны на истинном духе благочестия, не ведут к искоренению наших грехов и исправлению нашей жизни. Что пользы от того, что человек, допустим, дает обет не есть мяса, но не оставляет своих греховных наклонностей: осуждения, зависти, гнева? Поэтому, если наши обеты не соединены с добродетельной жизнью, они не принесут нам оправдания.
Давая какой-либо обет Богу, также нужно помнить, что лучше не давать Богу особенных обещаний, чем, давши, относиться к ним легкомысленно, исполняя только внешне, формально, или даже, как часто случается, совсем не исполнять. Многие дают особенные обеты Богу перед наступлением какой-либо беды, угрозы или в ожидании временной выгоды. Конечно, если человек в этом случае не руководствуется одним лишь страхом или своекорыстием, то давать такие обеты не предосудительно. В этом случае выражается надежда человека на Бога и готовность воздать Ему благодарность за избавление от беды или за особый успех дела. Такие обеты воодушевляют человека среди напастей и смиряют при успехах. Не себе, а Богу человек приписывает избавление от бед и свое торжество – исполнение обета служит прямым выражением сознания силы Божественной и собственной немощи.
Не исполняющий своего обета, восхищает себе то, что уже посвящено Богу, и это усугубляет вину человека. Вот какой пример относительно этого содержится в житии преподобного Феодосия Печерского. Когда он был игуменом Печерского монастыря, один боярин, отправляясь на войну, дал обет: если возвратится живым и здоровым, даст в обитель две гривны золота и сделает из них венец на образ Богородицы. Война закончилась благополучно, боярин возвратился домой целым и невредимым, но забыл свое обещание. Вскоре ему было видение. Сама Пречистая грозным гласом укорила боярина в неисполнении обещанного, так что он, пораженный, тотчас исполнил все, что обещал.
Будем же внимательны к обетам, даваемым Богу. Это святое и великое дело Богопочтения нельзя исполнять только наружно, а тем более легкомысленно забывать о нем.
Преподобный Иоанн назывался Ветхопещерником потому, что подвизался в лавре святого Харитона, неподалеку от Вифлеема, которая называлась ветхой, как древнейшая из палестинских обителей. Из любви к Богу преподобный в молодых летах оставил мир и поселился в лавре, где в сане пресвитера достиг высокой степени святости. Жил он в VIII веке.
Екатеринбург, 21 апреля, «Православная газета». Стремление устроить незабываемое празднование Светлого Христова Воскресения вновь объединило усилия Отдела культуры Екатеринбургской епархии и Центрального парка культуры и отдыха им. В.Маяковского.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.