Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (236) → Храмы родные, как дети

Храмы родные, как дети

№11 (236) / 15 марта ‘03

Наш приход

На вопросы «Православной газеты» отвечает профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии, автор многих проектов, в числе которых ряд храмов на Ганиной яме, — Наталья Сергеевна Акчурина.

- Наталья Сергеевна, расскажите немного о себе. Как давно Вас увлекла идея проектирования храмов?

- В Архитектурной академии я работаю с 1975 года. В настоящее время веду предмет “архитектурное проектирование”, практические занятия. Проектами храмов начала заниматься с 2000-го года. В промежутке между этими датами – аспирантура, дети… Как все началось? Работала в составе авторского коллектива в мастерской ЛЕАР. Мы делали проектные предложения по благоустройству территории Храма-на-Крови, когда самого храма еще не существовало, был только проект. Разрабатывали трассировку Крестных ходов от Вознесенской горки до Ганиной ямы. На Ганиной яме в то время стояли только крест и аналой. В мае того же года в мастерскую приехал Владыка и предложил поставить навес, чтоб молиться не под дождем. Затем эта идея развилась. Решили, что нужен не только навес, но и маленький домик для пяти монахов. Потом пришла следующая мысль: а почему бы не построить скит с небольшим храмом? Все это росло, расширялось, и в результате получилось то, что получилось. Самый первый храм, который поднялся на Ганиной яме – Царственных Страстотерпцев, за ним – Серафима Саровского, потом Сергия Радонежского, затем – надвратная церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и Никольский храм.

- А до этого Вы занимались проектированием храмов?

- Мне всегда очень хотелось спроектировать храм, но для архитектора-женщины это казалось невероятным. Все было неожиданно для меня самой. Порой создавалось впечатление, что рисую не я… Часто думаю о своих корнях. Мой прадед был протоиереем в городе Алапаевске. Может, он за меня молился? Вообще же рациональным сознанием понять это сложно. Все происходит по воле Господней.

- Вы всегда были верующим человеком? Или, как многие люди, прожившие советский период, пришли к вере в зрелом возрасте?

- Нет, я верила с детства. Самое яркое впечатление ранних лет как раз связано с посещением храма. Мы с родителями жили в коммунальной квартире около Центрального стадиона. Отношения между соседями были теплыми, и меня оставляли дома с верующей старушкой, которую я звала бабой Лизой. В садик я не ходила. Однажды втайне от моих родителей (отец был коммунистом) она взяла меня с собой на службу в Иоанно-Предтеченский храм. Мне было тогда не более трех лет. До сих пор помню этот восторг! Крестилась я уже во взрослом возрасте, десять лет назад. Перед этим перенесла тяжелое заболевание… Одновременно окрестила и дочерей. Потом сложилось так, что окрестился муж, и мы венчались в храме Всех Святых. Стала соблюдать посты…Мне кажется, что все это был путь к моей работе, без этого мне бы ее не дали…

- Кто еще работал с Вами в составе авторского коллектива в мастерской ЛЕАР?

- Группу возглавил архитектор Шарыпов Александр Евгеньевич. Братский корпус, музей, трапезную проектировала Надежда Васильевна Доронина, она работает со мной на одной кафедре. Разработкой Генплана по Ганиной яме занималась Петкевич Татьяна Алексеевна. Об этом человеке хочется рассказать особо. Она умерла осенью 2001 года от онкологического заболевания. Татьяна была глубоко верующей, болезнь стала для нее венцом мученичества. Надо было видеть, как стойко она все переносила! Я приходила к ней ставить уколы, и в промежутке сидела рядом, рисовала монастырь. И вдруг она просит: “Покажи!” А ведь уже умирала… За неделю до смерти она приняла постриг с именем Дамиана. После пострига ее нельзя было узнать – это был совсем другой человек. Ее лицо светилось. Один батюшка сказал, что она стала похожей на старицу. Это было чудо Господне. Татьяна во многом была душой нашей работы. Я не удивилась, когда в областном онкоцентре попросили построить храм на их территории. Мы с сотрудниками попросили благословение Владыки сделать в нем придел во имя святого Дамиана в память инокини Дамианы. Сейчас храм достраивается, уже занимаюсь иконостасом.

- Наталья Сергеевна, всегда хочется хоть немного прикоснуться к тайне творчества. Храм – не обычный объект строительства. Как рождается образ храма?

- Для меня очень важно увидеть место расположения и знать, во имя кого храм будет построен. Это и определяет образ. Так храм Серафима Саровского во многом олицетворяет самого преподобного. Он небольшой, очень уютный. Иконостас одноярусный, иконы написаны в масштабе человека. Стоя напротив, словно беседуешь с ними. А вот Сергий Радонежский – большой, сильный… Часто меня спрашивают, почему в храме Николая Чудотворца семнадцать куполов? Не знаю, так получилось. Изначально такое число не закладывалось в идею, я не стремилась к этому. Удивляет и то, как быстро выросли храмы. Первый эскиз датирован 5 сентября 2000 года. 22 сентября приехал Патриарх, к этому времени уже были готовы сваи фундамента. 27 декабря был освящен первый храм, а в Рождество уже прошла служба. Все происходило чудесным образом.

- Сейчас, насколько мне известно, Вы проектируете храм в селе Кашино?

- Да, там будет строиться храм во имя царевича Алексия. Он шатровый, стройный, не очень большой. На мой взгляд, согласуется с образом отрока. Когда-то в “Уральском следопыте” была помещена фотография царевича Алексия во время купания. На ней – солнце, брызги, светящийся мальчик… Эта фотография и стояла все время перед глазами во время работы.

- У вас есть и другие заказы?

- Лавина заказов. Все время не оставляет ощущение, что не успею… А вот другую, светскую, работу от меня как будто отодвигают. Слышала, что художникам, которые стали писать иконы, противопоказано возвращаться к живописи. Думаю, что и с проектами храмов так же… Сейчас работа идет параллельно: только что начала проектировать деревянный храм во имя Архангела Гавриила на Семи Ключах, одновременно продолжаю трудиться над проектами храмов во имя царевича Алексия в Кашино и Всецарицы в онкоцентре. Недавно закончила и отдала чертежи будущего храма во имя святой равноапостольной Нины в поселке Садовый. В городе Полевском заказали Водосвятную часовню. Есть и предложения из Москвы. В общем, без работы сидеть не приходится.

- Какой из Ваших храмов Вам особенно дорог?

- Они все мне, как дети. Но вообще, наверное, храм Серафима Саровского. Почему? Он для души самый теплый.

Беседовала
Людмила Косовская

 
Жизнь Епархии

Руководство муниципального предприятия «Горсвет» игнорирует Главу города. Улицы Екатеринбурга вновь интенсивно заклеиваются сутенерскими объявлениями, а должные лица не исполняют указаний мэра о наведении порядка

Екатеринбург, 11 марта, «Православная газета». На масленичной неделе, словно «сорвавшись с цепи»

 
Наш приход

Так много пройдено…

«…Открыл один из номеров «Православной газеты» за 1995 год, и предстал передо мною снимок, под которым напечатано: «храм села Малые Брусяны». Вверху снимка – знакомое здание, перед которым вековое дерево своими ветвями закрывало купола, когда-то сверкающие золотом на солнце. Снаружи здание вроде бы мало изменилось, оно напомнило мне мое детство. Здесь в январе 1914 года меня крестили, часто причащали Святых Христовых Таин.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс