Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (234) → Батюшка. «Тревоги и радости отца Евгения»

Батюшка. «Тревоги и радости отца Евгения»

№9 (234) / 1 марта ‘03

Наш приход

Тихо и странноспокойно в этом уголке города, окруженном центральными шумными улицами. За воротами Михайловского погоста остаются суетность и беспокойство, страсти и неурядицы — всё, что терзает душу, тяготит разум и сердце.

Иду среди старых, полузабытых могил со звездами на железных тумбах и старыми крестами. А там, за прутьями церковной ограды, на фоне белого снега, тоже белый храм — во имя Всех Святых. Сто восемьдесят пять лет назад был он заложен Пермской консисторией в виде часовни, затем перестраивался в церковь, дотягивался до своего современного архитектурного звучания. Но это уже из давней истории. А вот что вспоминается из перестроечных времен…

Год 89-й, а может быть, 90-й. Устав от обещаний и ожиданий, верующие православной общины навесили на главные врата Всехсвятского храма амбарный замок и, вооружившись подручными средствами, а главное — решимостью, не пустили-таки в церковь работников располагавшихся там ранее мастерских. Героически отстояли святое место, отмыли и отчистили. Затем отреставрировали с помощью епархии. Это была победа, и это был один из первых восстановленных храмов в Екатеринбурге…

Отец Евгений Зырянов священником в церкви Всех Святых был рукоположен 25 февраля 1992 года, но службу иподьяконом начал здесь годом раньше, с момента открытия храма. Сейчас он по-детски искренне удивляется: “Неужели с той поры двенадцать лет прошло?” Таково свойство человеческой натуры: не замечать быстротекущей жизни. Только по каким-то вехам ее, личным или общественным, мы понимаем: неостановимо, неудержимо время. “Еще бы осознать, что оно до крайности скоротечно, а то ведь живем так, будто у нас века и века впереди”, — говорит отец Евгений. И добавляет, что его, начавшего свое церковное служение в самом раннем детстве, в 40-х, видевшего атеистические перегибы 60–80-х годов, особенно беспокоит нынешнее время. Оно наиболее трудное, и для церкви – в первую очередь. Почему? Да потому, что привыкли винить в свалившихся на нас напастях и бедах всех и вся. А между тем, прав, ох как прав писатель Астафьев, говоря: “Ни Бог, ни природа не виноваты, что мы стали такими. Мы сами во всем виноваты”.

Священник с горечью рассказал историю о том, как однажды, пришедши в один из городских храмов, он с открытым сердцем и радостью поприветствовал молодых священнослужителей и поздравил их с праздником. Но ответа ни на приветствие, ни на поздравление не получил. Огорчился, и, конечно, не из-за себя только. В основном, из-за них, молодых. Немало тут нынче людей случайных. Идут в церковь не по вере, а по моде. Не хватает человечности, культуры, воспитания, наконец. Вырастили-то их потребителями, такими они и остаются. Очень тревожит это сердце священника.

Тонкими лучиками сквозь узкие окна-бойницы в храм Всех Святых проникает свет февральского дня, серенького и промозглого. Его перебивает уютный и тихий блеск свечей и лампад.

И вновь ловишь себя на мысли, что все твои личные проблемы и терзания остались где-то позади. Позади этих высоких церковных стен, за нехитрой оградой кладбища, получившего название Михайловского. И здесь, в беседе с батюшкой, отцом Евгением, начинаешь по-новому оценивать происходящее и в своей жизни, и в жизни близких людей, и всего общества.

Говорили мне, что очень уж благий этот отче — священник Евгений. Отдаю себе отчет в том, что это справедливо, буквально через полчаса нашего с ним разговора. Располагает к себе батюшка, в первую очередь, искренним стремлением понять собеседника, а поняв, желанием помочь. Откуда у него столько милосердия, что хватает на всех?

Чтобы ответить на вопрос, надо, пожалуй, вернуться в детство нашего героя, которое прошло сначала на ВИЗе, затем в центре Екатеринбурга, с бабушкой и с родителями. Сколько себя помнит, ходил Женя в храм Иоанна Предтечи. Полюбил церковное пение, сладковато-терпкий запах ладана, ласковый свет свечей. Помнит, как учила его уставщица Ново-Тихвинской обители, матушка Вера. “Женька, приди ко мне, книги почитаем!” А книги всё духовные. Иногда хитростями да уловками детскими удавалось избегать Жене серьезной учебы, что огорчало и сердило монахиню. Но при всем том податливая память впитывала основы православной веры без большой натуги, а затем и с радостью. И уже лет в десять он стал прислуживать алтарником в единственной, оставшейся нетронутой в безверную годину, Ивановской церкви. Вот тогда и пригодился багаж, переданный матушкой Верой маленькому Жене. А еще ему многое преподали тогдашние владыки, служившие в Екатеринбургской епархии в разное время — Тавия, Платон, Мелхиседек.

С тринадцатью архиереями удалось послужить отцу Евгению, и все были для него примером в Христовой вере, в пастырской работе, в жизни. Правда, всё-таки Тавия остается самым ярким воспоминанием, потому что это было истоком, началом серьезного и осмысленного духовного служения Евгения Зырянова. Да еще потому, что детское восприятие всегда самое острое, памятливое, незабываемое.

Почему-то вспоминается ему часто одна из заутрень Пасхи. Семь раз во время службы меняет архиерей Платон одежды. Они красивые, богатые, редкие по тем временам. Владыка привез их из-за границы, где служил архиепископом ряд лет. Доверял свои одежды (глажку и прочий уход) толькоЗырянову.

“Евгений, ты только поосторожнее с облачением”. А он и так строжится и бережет одежды: какая же пасхальная служба и пасхальная радость без них?

И еще одно воспоминание, сохраненное сердцем. В Камышлов, на открытие храма, певчие хора в спешке забыли взять книги и ноты. Что делать? Тогда он, Евгений, помог им: гладя облачения, диктовал весь порядок молитв, подпевал хору. Словом, спас хористов. Благо, знания были заложены прочные.

Слушаю рассказы отца Евгения и не могу от одной мысли отделаться: очень уж ровно и благостно, согласно с его воспоминаниями, жило духовенство в эпоху застоя. Прямо без сучка и задоринки. Но, оказалось, рано так подумала: и собеседник мой прошел путь искушений и испытаний. Написали о нем статью в газете “На смену!” Дескать, как это может молодой человек, здоровый, умный, служить в церкви, верить в Бога?

“Обидели меня тогда газетчики, — говорит отец Евгений. — Не столько публикацией, сколько таким вот отношением к церкви. Будто и не обычные люди из нашего общества ходят сюда, а Бог весть какие — убогие, неполноценные. А в церковь-то в ту пору шли истинно верующие, крепкие в своих убеждениях прихожане”.

Переживал он тяжело и болезненно тот случай, тем более что журналисты, с которыми он, можно сказать, не говорил при встрече, многое домыслили, присочинили, выдав белое за черное. Так было принято в те времена, когда дело касалось церкви. Приукрашивание, наоборот, происходило, когда рассказывали о делах совхозных или заводских. И мало кто знал, что строчки из морального кодекса строителя коммунизма о том, что каждый из нас по отношению к другому должен быть другом, товарищем и братом, — суть Заповедей Христовых. Не знали и ничего про это не думали. Вот и девушка, с которой до “скандальной” публикации встречался Евгений, тоже подумать не захотела, а пришла к нему домой и, расстроенно бросив газетку на стол, прямо так-таки и заявила: “Я думала, ты хороший человек, а ты вот, оказывается, какой…”

В общем, расстались, разошлись, стали чужими. Годы спустя увидел ее. Поговорили. Жизнь не сложилась. Потеряла мужа, пережила много горя. Пережил и он. Прошел через унижения, горкомовские комиссии, КГБ. Был такой натиск, такая обработка, что отец Евгений до сих пор удивляется: как устоял тогда? Бог помог. Да добрые люди. О них, коллегах, работниках завода медпрепаратов (он тридцать восемь лет трудился на этом первом на Урале коммунистическом предприятии, не покидая иподьяконовского, а затем и дьяконовского поста в Ивановской церкви), отче вспоминает с большой любовью и уважением. Гонений и ущемлений не ведал, только поддержку и понимание, хотя, ясно, что в открытую о своем служении в церкви он тогда не мог говорить. Ни к чему было «будить спящего зверя». Это сейчас гонители и гнобители, бывшие махровые атеисты, частенько поворачиваются лицом к церкви. Молятся, свечи ставят, исповедуются. Бог им судья. Может, у кого-нибудь и настоящим покаяние окажется…

Одного такого “бывшего”, устраивавшего разборки Зырянову, встретил как-то раз отец Евгений. Тот прошел было, но, узнав, возвратился. “Тебя ведь, кажется, Евгений зовут? — уточнил. — Ты прости, брат, меня, я ведь был тогда при партийной должности. Иначе было нельзя. Работа такая…”

И в этом все мы со своими слабостями и пороками. Как было бы здорово, если бы мы, наконец, осознав свое божественное начало и то, что воля нам дана для дел праведных, а не дурных, научились бороться со злом. Возделывать внутри себя свой духовный сад.

Для отца Евгения, священника с небольшим пока стажем (одиннадцать всего лет), но при церкви служащего с младой поры, этот сад уже сложился, возрос. Он видит его цветение и плоды. Вот церковь Всех-святская более десятка лет поблескивает золотом крестов. К нему люди идут за советом, с тяготой душевной или радостью теплой, иногда с горем. Тут вот недавно встретил совсем молодого человека, который чуть раньше был у него на исповеди. Худой, грязный, унылый. “Что делать, батюшка? — говорит. — Меня сегодня чуть не убили. Нет ни дома, ни родных. Совсем один. От наркомании ушел, теперь вот СПИД обнаружили. Как жить дальше?”

“Что же вы ему сказали? — спрашиваю. — Трудно человека утешить в таком отчаянии.” “Вовсе нет, — ответил отче. — Я ему сказал — молись. Отчаяния быть не может. С человеком надо просто поговорить хорошо и ласково. Посоветовал ему отбросить стыд, сходить к врачам. И вы знаете, ему помогло! Через три недели встретил парня уже в другом настроении. Сказал, что почувствовал в себе силы. Значит, болезнь свою победит”.

Он рассказывает об этом с радостью. Еще одна заблудшая душа увидела в темноте спасительный свет. Но как мало таких среди молодежи. Она, молодежь, очень, очень беспокоит. Это какое-то неприкаянное поколение. Походит на корабль без руля и ветрил в бушующем море. Выплывет корабль, так выплывет. Но разве это справедливо? Разве так быть должно?

И уходят под высокий купол церкви проникновенные слова молитвы духовника о нас с вами, о нашем мире, прекрасном и грозном одновременно.

“Боже, спаси души рабов твоих…”

Валентина ЕФРЕМОВА

 
Жизнь Епархии

Центральный парк культуры и отдыха Екатеринбурга и епархиальный Отдел культуры возрождают народные традиции церковного календаря. В субботу в ЦПКиО пройдут масленичные гуляния

Екатеринбург, 3 марта, «Православная газета».

 
Наш приход

«Дорога к сельскому храму». О возвращенном верующим храме в с.Поташка Артинского района

В старинном селе Поташка Артинского района недавно возвращен верующим храм во имя Покрова Божией Матери, построенный в 1832 году. …Стоит здешний храм на пригорке в окружении вековых деревьев. Полуразрушенный, без куполов и звонницы (их снесли в 1959 году)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс