Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
День 9 февраля знаменателен для нас, мы совершаем память новомучеников и исповедников Российских. Но в чем важность этого события? Что для нас означают гонения начала XX века? Что для нас вообще означает мученичество? Мне хочется сказать об этом.
В жизни христианина центральное место занимает Крест Христов. Наше с вами спасение совершается Крестом. Крест — средоточие всех Божественных тайн, всех догматов, всей любви, всех благословений. Мы спасены крестной смертью Христа. Крест дает нам мир, превосходящий всякое разумение, и «радость всему миру» приходит только с Крестом. Церковь без Креста — обрядоверие без истины и правды, без покаяния, без святости. Через Крест все обрело смысл. Вспомним ветхозаветных Маккавейских мучеников. Что это было? Этот подвиг не вышел за пределы героизма. В новозаветные времена через Крест мученичество уже не является героизмом. Это гораздо больше. «Свидетельствовать о Христе вплоть до смерти — значит стать воскресшим». Мученичество — это опыт смерти-воскресения. " Они бросались в воскресшего Христа» — так говорили о мучениках первых веков, шедших на смерть.
Всегда существует опасность, в наше время тем более, — это утрата центрального места Креста Христова в жизни. Мне кажется, эта мысль очень важна. Апостол Павел говорит: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Не вновь построенными или отреставрированными храмами, не количеством новокрещеных, не богословскими институтами и школами, не социальной активностью. Все это замечательно, без этого невозможна жизнь Церкви, но это — не главное. А когда главное теряется, теряется все. Ничто не проступает так ясно в мученичестве, как Крест Христов. Поэтому на иконах мы изображаем мучеников с крестом в руках. Крест для них близок и реален, и для нас он должен стать близким и реальным.
Там, где Крест Христов и крест мучеников Христовых, зло обнажается до предела. И здесь мне хочется заострить ваше внимание. Когда мы говорим об эпохе гонения на Церковь, мы склонны видеть в этом борьбу добра и зла, света и тьмы, Бога и врага рода человеческого, что в действительности не так. Наше сознание дуалистично, и это должно быть нами преодолено. Творец не может бороться с тварью, свет не может бороться с тьмой, добро не может бороться со злом, потому что борьбы не существует, потому что добро — это всегда победа. Но мир никогда не сможет этого понять. Для мира жизнь Христа всегда останется неудачей. Об этом пишет митрополит Антоний (Сурожский): «Если посмотреть на жизнь Христа и Его смерть вне веры — это катастрофа. Он умер как преступник. Он — опасный политически и общественно человек». Для мира смерти людей во времена гонений — это статистика. Для нас это победа. Миру абсурдна эта логика. Чем больше Церковь находилась в гонениях, тем больше — через мученичество — она свидетельствовала о Победе Христа. «Христос — Единственный Владыка человеческой жизни». «Един Господь» — мы уже не чувствуем теперь всей силы и всей парадоксальности этого сохраненного нами первохристианского возгласа. Это вызов миру, в котором каждая власть, каждое государство, каждый «коллектив» претендуют извечно на «господство», на обожествления себя самих». Новомученики Российские вновь напомнили миру, что все принадлежит Христу. Принятием страданий и смерти они вновь утверждают, что царство смерти кончилось, что жизнь вновь торжествует. Мученичество — это смерть не за Христа, а с Ним, и тогда в Нем обретается жизнь «воссиявшая из гроба».
Еще одна мысль, которую необходимо выделить. Сверхприродная сущность христианской жизни явилась нам в некоем абсолютном выражении, которое выявляло полную свободу христианства по отношению ко всем реальностям этого мира. Мученичество было первым родившимся из внешних условий явлением этой свободы. На этой сверхприродной свободе основывается эсхатологизм христианства, т.е. его устремленность к будущей жизни. В мученичестве эсхатологизм достигает своей вершины. Ожидание, меняющее жизнь. Ждем ли мы сегодня?
Наше поколение, к которому принадлежу и я, потеряло преемственность. Мы не воспитаны в традиции. «Но опыт святости XX века — прочный фундамент». Сможем ли мы воспринять этот опыт? Сегодняшние чтения — попытка прикоснуться к опыту новомучеников и исповедников Российских.
Нынешнее прославление является первой массовой канонизацией святых мучеников за всю историю Русской Церкви. Это достаточно говорит о выдающемся значении данного события для Русской Церкви. Обращаясь к историческому опыту нашей Церкви, мы увидим, что до настоящего времени крупнейшей и исторически наиболее значимой канонизацией святых была канонизация на Макарьевских соборах (1547 и 1549 гг.). Эти канонизации были свидетельством духовной зрелости и силы Русской Церкви. Россия тогда становится оплотом Православия. Останется ли она таковой?
Закончить хочется цитатой из статьи протоиерея Александра Салтыкова: «Общецерковная канонизация подвижников становится постоянным процессом внутри современной церковной жизни, его неотъемлемым элементом на данный исторический период, что весьма существенно отличает современную церковную жизнь от любого другого периода нашей Церковной Истории».
А.Елин, учащийся III курса
Екатеринбургской Духовной Семинарии
Причин, по которым мы должны уделить свое внимание изучению истории гонений нашей Церкви и подвигов новомучеников, можно предложить довольно много. Но хотелось бы выделить три
В лике священномучеников Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся в 2000 году, был прославлен и наш местный святой — Аркадий (Ершов), архиепископ Екатеринбургский. Он был представлен к канонизации Новоспасским монастырем, согласно данным, предоставленным Пермской епархией.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.