Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (233) → Профессор, доктор медицинских наук, настоятель Свято-Илиинского храма г. Екатеринбурга священник Сергий Вогулкин: «От террора духовного к террору физическому»

Профессор, доктор медицинских наук, настоятель Свято-Илиинского храма г. Екатеринбурга священник Сергий Вогулкин: «От террора духовного к террору физическому»

№8 (233) / 22 февраля ‘03

Против темного наступления

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». (Мф., гл. 2)

Давайте зададим себе вопрос: чего добивался Ирод, послав воинов на избиение младенцев в Вифлееме? Только ли убить малютку Христа? Следует полагать, что он знал: если Бог послал в мир Спасителя, то никакое оружие не поразит его. Тогда чего же он добивался? Страха! Ужаса, который овладеет народом! Вот что нужно было Ироду. Чтобы не признал народ Спасителя, помня о изуверстве, сопровождавшем его пришествие.

Вот это и есть террор, который важен не столько возможностью физического уничтожения, а именно тем фактом, что никто и нигде не защищен от него. Сейчас почти не осталось места на Земле, где не могла бы настигнуть человека неожиданная «наглая» смерть. Где бы ему не грозили рабство и унижение, где бы он чувствовал себя свободным. Глобальный террор, глобальный страх за себя и своих близких сковывает человеческую мысль, сжимает сердце, делает, кажется, бессмысленной саму жизнь.

Что же это за явление такое, неожиданно свалившееся на людей и заставляющее их засыпать и просыпаться с трепетом душевным, прислушиваться и оглядываться, вздрагивать и покрываться холодным потом? Где «террорист номер один», который держит в руках все нити заговора против человечества? Где этот монстр, этот убийца, этот злодей? Сколько лиц у него, сколько имён? И не один ли он и тот же со времен Ирода и до наших дней? И имя у него одно и личина у него одна, потому что он — дьявол. Видимо сильную опору он получил в людях, если такую власть имеет над ними. Как мы допустили это? Как случилось, что ужас держит нас когтистой лапой, и всё более и более сжимаются когти, и целые народы в отчаянии стали бросаться друг на друга, желая если и не вырваться из тисков, то хоть показать другим свою силу, которая на самом деле есть бессилие, потому что никакой общечеловеческой спасительной задачи не решает?

Человечество не раз переживало ужасы войн, нашествий, катастроф, мировых катаклизмов. Но никогда страх не был таким всеобъемлющим, а растерянность такой всеобщей. Что же случилось? Не в нас ли произошли перемены, которые сделали возможным всё это смятение и отчаяние? Посмотрите вокруг, взгляните на то, что нас окружает. Разве к Царству Божию мы стремились, строя ту жизнь, которая теперь вокруг нас? А если не Божие Царство, то чьё царство мы выстроили своими руками? Нам было завещано Спасителем быть свободными на Земле, нам были завещаны Вера, Надежда, Любовь, Милосердие. Где всё это? Многие из нас физически ещё свободны, но душевно — рабы. Ты ненавидишь — и становишься рабом своей ненависти, ты осуждаешь — и становишься рабом своего осуждения, ты сребролюбив — и ты раб денег. Раб дурного слова, раб курения, раб алкоголя, раб наркотика, раб похоти, раб секты, раб колдуна и мага, раб экстрасенса, гипнотизёра и астролога, раб клеветы и лжи. Как трудно признать себя рабом! Легче расписаться в своём бессилии и сделать вид, что хозяин наш не так страшен, а иногда даже приятен. Так можно к сигарете приделать фильтр, а литр водки заменить бочкой пива, так можно вместо наркотика дать метадон, а если и оставить наркотик, то уж конечно в стерильном шприце, так можно колдовство назвать «народной медициной», а тоталитарную секту — благотворительным обществом, так можно откровенный разврат упрятать под маску «ну очень тонкой» чувственности, а откровенный обман выдать за издержки рекламы. Кого мы обманываем? Мы открыли нашу страну всем ветрам, и ветры эти оказались тлетворными. Бесконечные унижения испытывает человек, получая нищенскую пенсию за свой некогда немалый труд, часами просиживая в очередях в поликлиниках или умоляя приехать к нему «скорую помощь», которая на деле и не скорая, да, часто, и не помощь. А хождения по кабинетам и офисам обманутых, не понимающих чего от них хотят, стариков. Обман и ложь, страх и отчаяние стали спутниками нашей жизни. Потеряв свои корни, мы стали беспомощны перед миром, а ведь раньше Святая Русь служила ему опорой в борьбе со злом. Как не вспомнить слова архиепископа Аверкия (Таушева): «Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам и в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши — и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем». Мы гордимся своими миллиардерами, которые так неожиданно и быстро выросли на нашей небогатой почве. Почему бы нам не гордиться своими бомжами, нищими и беспризорными? Мы гордимся нашими рок-группами, которые «ну совсем как там». Почему бы нам не гордиться десятками тысяч наркоманов, которые начинали свой путь в темных углах дискотек? Мы гордимся нашей свободной рекламой. Почему бы нам не гордиться массовой алкоголизацией и взрослых и молодежи? Мы гордимся нашими «самыми легкими» сигаретами. Почему бы нам не гордиться эпидемией туберкулеза? У нас самые «крутые» ночные клубы. Почему бы нам не гордиться эпидемией СПИДа, захлестнувшей нашу страну? Сколько можно лгать себе? По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «постоянно греховная жизнь, есть постоянное отречение от Христа». Мы уже давно во власти духовного террора, что же удивительного, что он перешел в террор физический?

За что Господь испытывает нас смертельными болезнями, катастрофами и несчастиями? Не похоже ли это на ветхозаветные времена, когда люди не вразумлялись по-другому, когда они достигли крайнего падения своей нравственности, когда, как и теперь, они окружили себя ложью. Нам известен отец лжи — всё тот же дьявол. Мы же показываем себя его прилежными учениками. Ложь пронизывает наше телевидение. Что можно сказать, например, о «научности» проблем, которые обсуждают между собой астролог и парапсихолог? И это подается как серьезный научный спор. Не лишним здесь, думаю, был бы психиатр, но вот его почему-то не пригласили. С утра — астролог, на обед — астролог и вечером — астролог. Как будто мы ни лечь, ни встать не можем без «веления звезд». Скоро, видимо, и деревянных идолов в телестудиях мы увидим. И всё это вполне серьезно выдается за «свободу слова», за демократию. Или вот борьба с тоталитарными сектами, по-нашенски, по-простому, по-телевизионному. Пригласить представителя тоталитарной секты и в лоб спросить: а секта ваша тоталитарная, а людей вы зомбируете? Это всё равно, что местного авторитета пригласить на телепередачу и перед камерой спросить: не вы ли на днях кровавую разборку устроили? И смех и грех, и за ведущих стыдно. И такие «удачи» сплошь и рядом. Какая-то странная у нас борьба идет. Вот с листовками на столбах. «Запретить, снять, — сказало высокое начальство и тут же добавило: пишите об этом только в «закрытых» журналах». Насколько и от кого «закрытых» — хотелось бы знать?! Кому-то ведь это нужно, кто-то ведь без этого жить не может. Сколько мы уже писали о том, что в самых больших залах города прижились сектанты, а воз и ныне там. О какой государственной политике в области культуры можно говорить, если в «Государственном доме концертных организаций» на Уралмаше самые частые «концерты» устраивает секта «Новая жизнь»? Вот и снова объявления по всему городу появились: какой-то безымянный доброхот собирается «просвещать» наших сограждан о всех «религиях» — от буддизма до Анастасии с Ивановым. И опять ему и Дом мира и дружбы и Дом архитектора предоставляют. Откуда эти «полиглоты» берутся — мы знаем, а вот какие «хитрые» пути они находят к владельцам концертных и иных залов — хотелось бы знать. Впрочем, кому денег не хочется!?

Болезнь духовного террора — болезнь старая и уже запущенная, вряд ли здесь поможет новая лакировка действительности. Мы эту нечисть впустили в свой дом, нам её и прочь выставлять. Не так она сильна, если взяться с силою, соборно, как и принято было на Руси, всем миром. Но надо начинать немедленно и, прежде всего, с образования и просвещения, где возможно и сколько возможно. Потому что нечисть эта ночная, света боится, вот и надо всю её сущность и всех её приспешников на свет вытащить. Об этом писал святитель Феофан Затворник: «В нас кроется зло всякое — вследствие нападения. От этого зла надо очистить сердце. Но чтобы очистить, надо его увидеть: чтобы увидеть, надобно, чтобы оно вышло из своей скрытности… Когда же оно выйдет, надобно его посекать: противлением, молитвою и ненавистью.» И корни свои, конечно, нужно вернуть. Каждый храм, восстановленный или построенный — росток наших корней, защита нас и наших детей, надежда и приют души для каждого человека.

 
Культура

Стань летописцем Верхотурья. Отдел культуры Екатеринбургской епархии готовит новую выставку

Екатеринбург, 21 февраля, «Православная газета». В Отделе культуры Екатеринбургской епархии рождается новый проект: о проведении фотоконкурса и фотовыставки, посвященных несомненной жемчужине Урала — Верхотурью.

 
Против темного наступления

В Нижнем Тагиле состоялось собрание духовенства Горнозаводского церковного округа Екатеринбургской епархии

Екатеринбург, 19 февраля, «Православная газета». В Нижнем Тагиле, втором по величине городе Екатеринбургской области, состоялось собрание духовенства Горнозаводского церковного округа.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс