Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Мартиниан был пустынником, подвизавшимся сперва в окрестностях Кесарии Палестинской, а потом на каменистом острове. Скончался он в Афинах в начале V в.
Одна блудница, пытавшаяся соблазнить праведника, была обращена им к добродетельной жизни и, под именем Зои, 12 лет провела в суровых подвигах в Вифлеемском монастыре. Произошло все так. Надев разорванное рубище, эта женщина в бурную, ненастную ночь подошла к келье пустынника и попросила укрыть ее от непогоды и диких зверей. Преподобный сжалился над странницей, принял ее, а сам затворился в другой половине кельи, где обычно всю ночь молился и пел псалмы.
Наутро женщина переоделась в спрятанную в мешок красивую одежду, так что преподобный даже сразу не узнал ее. Она же стала говорить ему о мире и его радостях, убеждая нарушить воздержание. Смутился праведник красотой и речами женщины. Внезапной волной нахлынуло на него искушение … Но всего лишь на короткий миг. Святой разжег лежащий на земле хворост и вступил в огонь голыми ногами, говоря себе: «Ну, что Мартиниан, как тебе этот огонь вечный и боль от него? Сможешь ли вытерпеть терзания вечные? Тогда поступи, как говорит эта женщина». Наконец от нестерпимой боли он упал на землю и воскликнул: «Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!».
От этого крика, как от страшного сна, пробудилась душа блудницы. Она содрогнулась, осознав всю глубину своего падения. «Научи меня, как спастись!», — воскликнула женщина, бросая в огонь свои роскошные одеяния и драгоценности. Преподобный сказал ей, куда идти и что делать. Сам же, когда ожоги его зажили, удалился на необитаемый остров и до конца жизни подвизался здесь в полном уединении.
Мы видели, что блудница, чтобы вернее достигнуть своей цели, то есть соблазнить старца, нарядилась в роскошные, красивые одежды. Когда же раскаялась, то бросила их в огонь. Задумаемся же и мы: как одеваемся и что значат для нас наряды?
Среди людей укоренилось много обычаев, которые вначале были необходимы, но затем, по прихоти человеческой, стали вредными для души и тела. К числу их относится все более и более распространяющийся обычай украшать свое тело дорогими, изысканными одеждами.
Конечно, человеку нельзя пренебрегать приличием и пристойностью в одежде. Если Господь благословил состоянием, богатством, то нельзя ходить в убогой, драной одежде: это можно расценить как беспечность и лень или же, как предельную скупость. Святой апостол Павел советует христианам, чтобы все в них было «благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Это относится ко всему их внешнему поведению, как в церкви, так и в домашнем быту. Следовательно, не должны быть отвергаемы христианами благопристойность и благообразие и в одежде. Но когда человек в украшении себя одеждой переходит рамки нужды и пристойности, то тогда уже появляется опасность излишним попечением об одежде повредить своей душе, а также ввести в соблазн многих других.
В житии преподобного Памвы содержится очень поучительный для нас урок, как нужно смотреть на излишние телесные украшения. Однажды этого великого подвижника пригласил к себе для духовной беседы Александрийский епископ. Идя по городским улицам со своими учениками, старец вдруг увидел женщину в весьма роскошных одеждах. Взглянув на нее, он увидел под богатой одеждой душевную нечистоту и горько заплакал. Когда его спросили, о чем он плачет, преподобный ответил: «По двум причинам я плачу: я плачу о погибели души сей великолепно нарядившейся женщины и вместе с тем плачу о том, что я, грешный, не имею такого попечения о душе своей, какое она имеет о теле своем. Эта женщина наряжается, чтобы понравиться людям, — а я ничем не хочу украсить души моей, чтобы угодить Богу».
Поистине достойна великого сожаления и оплакивания бесполезная и суетная забота человека об украшении своего тела. Что значит оно в сравнении с бессмертной душой нашей? Тело — временная храмина для души, которая в определенное время разрушится, и все украшения станут ей не нужны. Душа же имеет вечное назначение, и только украшенная брачным одеянием, то есть добрыми делами, она может получить доступ в небесный чертог и присутствовать на вечери Христовой в Царстве Небесном.
Не лучше ли позаботиться о вечном своем счастье и спасении, чем о временном, скоропреходящем удовольствии? Не лучше ли стараться угодить красотой добродетели Богу, чем думать, как украшениями угодить людям? Конечно, можно исполнить и то и другое — и душу и тело украшать свойственным им образом. Но так бывает очень редко. Обычно же у нас — обнова за обновой, наряд за нарядом и постоянные новые выдумки в украшении себя развиваются даже среди людей небогатых. А о новых успехах в нравственности, об умножении в обществе любви, честности, благотворительности слышно не много.
И неудивительно, что излишнее попечение о теле не оставляет человеку времени позаботиться о своей душе. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Спаситель. Кто думает больше о земном, тому трудно возвышаться духом. Как часто бывает, что даже в храм идут как на показ мод, обязательно в обновке, или на молитве стоят, рассматривая, кто во что одет. Придя же домой, обсуждают увиденное и вряд ли могут вспомнить, какое было евангельское или апостольское чтение. Нередко жалеют помочь нищему копейками, а на модные одежды тратят баснословные суммы. Что же говорить о тех случаях, когда украшаются для того, чтобы соблазнить, и тогда не столько прикрывают, сколько обнажают тело.
Будем же остерегаться, чтобы не вступить на скользкий и опасный путь потворства своим страстям и прихотям, которые приводят к погибели. Казалось бы, что особенного — наряды, но пристрастие к ним может причинить вред душе человеческой, как и любая другая страсть. И поскольку, в особенности и преимущественно, такое пристрастие имеют женщины, именно к ним обращается апостол Петр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, 3–4).
Екатеринбург, 5 февраля, «Православная газета». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий направил поздравление с Днем рождения заместителю руководителя администрации губернатора Свердловской области, директору департамента информации
Местом для своих подвигов преподобный Марон избрал вершину горы, в старину чтившейся язычниками. Сделав это место идольских жертвоприношений местом служения Богу, он построил себе небольшую хижину, в которой, впрочем, бывал редко, почти все время проводя под открытым небом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.