Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ПРОСМАТРИВАТЬ прожитое и определять самое значимое принято к концу года. Но иногда можно и предвидеть, что станет Событием будущего. Год только начался, а уже можно предположить, что историческим событием для Екатеринбурга, для Свердловской области станет открытие летом 2003 года Храма-памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. О храме говорили десятилетие как минимум. Немало слухов и возни было вокруг идеи. Она подвергалась и принципиальным сомнениям. Альтернативная идея музея собрала достаточное количество сторонников, но идея храма все-таки восторжествовала. Разные силы брались за исполнение, неоднократно проводились конкурсы. С 1999 года, когда храм вошел в губернаторскую программу, строительство началось. Созданное примирило стороны. Все понимают: нужно покаяние.
Параллельно существовала и другая насущная потребность: Екатеринбургу нужен символ. Открывшись миру, мы увидели, что будущее за теми городами, что сумели найти яркое выражение своей особенности.
Храм-на-Крови имеет все возможности стать истинным символом Екатеринбурга, по которому город будут узнавать во всем мире.
По сосредоточенным же в нем произведениям искусства он также становится уникальным.
АЙСБЕРГ В ГОРОДЕ
Есть такое наблюдение о национальных приоритетах в искусстве. О французах говорят — прирожденные поэты, о немцах — прирожденные музыканты, об итальянцах — прирожденные живописцы, о русских — прирожденные архитекторы. Русская архитектура же — это прежде всего церкви. Православные соборы прославлены не столько архитектурными деталями, сколько интуитивным умением строителей подобрать место для храма или монастыря (всегда — на горе, на виду), так скомпоновать внутреннее пространство, что оно оказывается больше, чем видится, и мощно воздействует на человека. Этими качествами обладает и строящийся храм.
О внешнем и внутреннем содержании Храма-на-Крови наш разговор с главным архитектором Свердловской области, руководителем авторского коллек-тива по строительству Храма-на-Крови Григорием МАЗАЕВЫМ.
- Григорий Васильевич, вы — один из авторов архитектурной концепции храма. В чем ее суть?
- Основа — в комплексе: храм и памятник. Мы создаем не просто религиозное сооружение. Храм-памятник имеет одновре-менно и церковное и светское значение и предназначение.
Собор состоит из двух частей. Прием, достаточно распространенный в русском церковном зодчестве, использован, к примеру, в Храме Христа Спасителя в Москве. Нижний храм заупокойный, посвященный семье Романовых. Верхний носит название, ставшее единым для всего сооружения — Во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Известному планировочному приему мы постарались придать идеологическое звучание. Нижний храм — место нашей исторической памяти, верх-ний же посвящен будущему России. Нельзя только каяться, нужно двигаться вперед. Но будущее не может существовать без про-шлого, оно на нем основано, в Храме-на-Крови — в прямом и переносном смысле.
- Заложено ли в структуру храма нечто такое, чего больше нет нигде?
- На месте гибели Царской Семьи прямо в храме будет воссоздана «расстрельная комната». Она оказалась действительно «между прошлым и будущим». Поднявшись на несколько ступенек из нижнего храма или посмотрев в специально оставленный прогал в иконостасе верхнего, можно увидеть комнату, где погиб последний русский Царь и его родные. Сама комната не сохранилась. но место зафиксиро-вано, в ее оформлении используются кирпичи и каменные блоки от дома Ипа-тьева. Подобное внедрение музейных элементов в структуру храма уникально.
- В чем еще проявляется сочетание церковного и светского?
- Будет зал для проведения как религиозных, так и светских мероприятий (лекций, конференций) на 260 мест с отдельным входом. В техническом плане сооружение получается достаточно современное: с системой кондиционирова-ния, двумя лифтами, которые доставят желающих на ротонды, обращенные в сторону городского пруда.
- Сколько людей одновременно может находиться в храме?
- Около 4 тысяч человек. Однако собор — как айсберг: его невидимая, подземная часть в 2, 5 раза превышает надземную. По-скольку храм находится в центре города, мы были ограничены площадью, и вопрос объема решали вертикально. Возник цокольный этаж, в нем располагается административная часть. Высота же собора около 55 метров, уже сейчас он является зрительной доминантой большого района.
Важно отметить, что все архитектурные решения согласуются с Церковью.
- Григорий Васильевич, по поводу выбранного для храма русско-византийского стиля мне довелось слышать разные мнения от уважаемых архитекторов города, в том числе и такое: «устаревший подход». Каково ваше мнение?
- Мы решили выполнить Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, в русско-византийском стиле по двум причинам. Во-первых, Николай II любил этот стиль и активно внедрял его в стране. Во-вторых, мы хотели связать разорванную нить истории: на чем закончилось храмовое искусство в России почти век назад, с той точки сегодня оно и продолжается.
Русская Православная Церковь вообще придерживается строгих канонов. Увидеть в России ультрамодерновую церковь, как на Западе, невозможно. Лично я в этом нахожу очень важный для нас всех элемент стабильности. Должно же быть что-то постоянное в жизни.
ВРАТА И СЕРДЦЕВИНА
Когда храм насыщен произведениями искусства, он сам становится произведением искусства.
Перед собором будет стоять монумент погибшей Царской Семьи руки (резца) известного екатеринбургского скульптора Константина Грюнберга. В нижнем храме развернется «романовский зал» — портреты 17 царей династии Романовых, выполненные в виде барельефов.
Главный элемент храма, его сердцевина, конечно, иконостас. Всего пишется 60 икон общей площадью около ста квадрат-ных метров. Иконы — вещь сложная не только с творческой стороны, но и с производственной. Подобный объем работы при очень высоких требованиях к качеству оказался под силу лишь одной организации в городе — Екатеринбургскому художественному фонду.
Иконы сегодня востребованы. Они нужны в восстанавливаемые и строящиеся церкви, они нужны в дома. Однако профессио-нальных иконописцев немного, специалисты по иконным доскам и вовсе наперечет. Подготовкой иконных досок, а это целая наука, занимаются в центре художественной древесины при фонде. Требуется подобрать подходящее дерево (лучше всего липа, и не любая), части скрепить по особой технологии. На цельном куске дерева иконы не пишут, дерево может треснуть или прогнуться. Иконная доска для самой крупной иконы — «Святые Царственные Страстотерпцы» — имеет площадь три с половиной квадратных метра.
Урал обладает собственными иконопис-ными традициями. Это знаменитая невьянская школа. Однако для Храма-на-Крови потребовались иконы в том стиле, в котором выполнено само здание, — византийском. Он отличается большим приближением к классической живописи, он менее схематичен. Для византийского стиля характерны выразительный лик, живые движения фигур, естественные пропорции, точный рисунок. «Я считаю, что лучший специалист, который работает в данной манере, это Ольга Штукатурова», — говорит директор Екатеринбургского фонда Сергей Титлинов. При ЕХФ создана творческая группа во главе с Ольгой Александровной. Ей помогают сестры Ново-Тихвинского монастыря, при котором действует иконописная мастерская.
Содержательная часть иконостаса задана Церковью и самим назначением храма. Одна из наиболее сложных икон — храмовая, «Во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших», на ней будет изображено до 500 святых. Сейчас уже готовы эскизы большей части икон, мастера приступили к работе на досках.
Этой же творческой группе поручено выполнение росписей купола — лик Христа, и алтарной апсиды — Богоматерь, всего четыреста квадратных метров. Эскизы уже готовы, однако непосредственно к работе в храме художники приступят позже. В идеале роспись делается через несколько лет после строительства, чтобы завершились естественные процессы в материалах, храм «устоялся». Однако расписать в действующем храме купол очень сложно, алтарь же — место святое, куда входить не разрешается. Поэтому роспись будет производиться вскоре после окончания основных строительных работ.
Храм — «айсберг» не только по строительному решению. Храм — духовный айсберг, когда помимо очевидного воздействия складывается скрытое, длительное впечатление. И потому здесь нет мелочей. Нет фальши, ничего искусственного. Практически все использующиеся материалы — натуральные, краски для икон только на основе природных минералов, двери — из высококачественного натурального дерева.
Двери — тоже особый разговор. Все начинается с двери. Помимо «домашнего» обиходного значения, это еще и вход и выход в широком, даже философском смысле, это начало и конец, причина и результат. В Екатеринбургском художественном фонде имеется немалый опыт по созданию дверей самого разного назначения. Здесь хорошо понимают отличия дверей в банк (оформляли вход в Свердлсоцбанк и Уралтрансбанк), в правительственную организацию (в «копилке» фонда парадные двери екатеринбургской мэрии), частных ресторанов и коттеджей — от церковных врат.
Храмовые врата, а проникнуть в собор можно будет с трех сторон, не должны быть легкими (как и жизненный путь человека), однако их тяжесть и величина не должны препятствовать человеку войти внутрь. Они не могут выглядеть вычурными, но обязаны быть сдержанными и лаконичными. Архитектор фонда Николай Мамаев главным образующим элементом избрал квадрат. «Гармония квадрата, может быть, необъяснима, но она очевидна». Резьба выполняется вручную. Специально для этой работы центр художественной древесины заказывал особые фрезерные ножи, поскольку каждый профиль уникален. Дубовые двери украшены бронзовыми и латунными элементами. Предприятия, ориентированные на массовый выпуск дверной продукции, технологически не способны выполнить подобный штучный заказ. Здесь требуется высокока-чественный труд на уровне эксклюзива.
Строится Храм. Создается произведение искусства. Формируется символ. Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, уже открыл свои двери — здесь прошла Рождественская служба. Однако полностью он должен быть готов к дням поминовения Царской Семьи в середине июля. Невидимая часть айсберга-храма — это и та огромная работа, в том числе художественная, которая ведется сейчас в стенах собора и в разных творческих организациях города.
Марина РОМАНОВА
«Областная газета»
3 ноября 1937 года был расстрелян настоятель Свято-Троицкого собора Красноуфимска протоиерей Сергей Иванович Луканин. В том страшном году мученическую кончину приняли более 150 священнослужителей епархии. Сегодня о своем деде рассказывает
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.