Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (229) → «Подвигом своим обличившие безбожие». 9 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских

«Подвигом своим обличившие безбожие». 9 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских

№4 (229) / 22 января ‘03

Память

Святыми людьми Церковь Христова с самых первых лет и веков своего существования называла тех, кто, очистившись от греха, стяжал Духа Святого в разнообразии даров Его и явил силу Его в окружающем нас мире. Большинство издревле почитавшихся святых были мучениками за Христа.

К святым причисляли и исповедников, гонимых за Православие и претерпевших от язычников (до Миланского эдикта 313 года) истязания, пытки или заключение и ссылку, но не пострадавших “даже до смерти”, как мученики. Уже во II веке в мартирологах и календарях отмечаются дни их памяти. Чествование мучеников и в древние времена и позже было несколько выше, чем святителей и иных святых, ибо они знаменовали славу Церкви. Мощи — честные останки их, “сокровище более ценное, чем все драгоценные камни и золото”, — собирались Церковью с благоговением, как причастные действию Духа Божия через облагодатствованные души этих тел. Начиная с эпохи гонений, христиане сходились на молитву именно при мощах мучеников, при которых было засвидетельствовано много знамений и чудес. Нередко и сами храмы христианские строились на месте погребения или страдания (“на крови”) мучеников. Богослужения и Литургия с III века совершаются не иначе, как на мощах, полагаемых под алтарями и в освященные платы — антиминсы (греч. “вместопрестолие”).

На протяжении девятисот лет со времени крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в истории Русской Церкви запечатлелись преимущественно подвиги святителей и преподобных, благочестивых государей и великих князей, Христа ради юродивых и страстотерпцев. Святые мученики были явлены в годы обращения от язычества, смут и усобиц, иноземных вторжений и нашествий — монголо-татарского и латинского (немецкого, шведского и польского):

мчч. варяги Иоанн и Феодор Киевские († 987);
сщмч. Леонтий, еп. Ростовский († 1073);
прмч. Евстратий Печерский († 1097);
блгв. вел. кн. мч. Андрей Боголюбский († 1174);
мч. Авраамий Болгарский († 1229);
мч. кн. Василько Ростовский († 1238);
мч. кн. Георгий Всеволодович († 1238);
мч. кн. Михаил Черниговский и боярин его Феодор († 1246);
мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (†1347);
сщмч. Исидор пресвитер и с ним 72 мчч. Юрьевские (†1472);
мч. Иоанн Казанский (†1529);
прмчч. игумен Макарий и иже с ним убиенные 34 инока Валаамские (†1578);
прмч. Трифон Городецкий, Лужский (†1593);
прмч. Евфросин Синеезерский (†1611);
сщмч. патриарх Ермоген († 1613);
мч. младенец Гавриил Белостокский (†1690).

В XX веке Русской земле было попущено небывалое антихристово нашествие, когда Пастырь отделил “овцы от козлищ”, пшеницу собрал в житницу Свою. Соблазны свободы и социализма, устроения материального рая “в отдельно взятой стране” охватили души некогда православных христиан. Отступление от Бога привело к тому, что практически весь XX век для России стал веком великих страданий.

Первые жертвы были принесены в разгар Мировой войны, в феврале-марте 1917 года, русским христолюбивым воинством — теми, кто, не изменив своему долгу, пал от руки дерзнувших “противу Государя на бунт”. В дни поднявшейся смуты претерпели мученическую кончину в Петрограде (28 февраля — 1 марта 1917 года) и расположенных неподалеку от столицы городах — Луге (1 марта 1917 года), Кронштадте (1–2 марта 1917 года), Гельсингфорсе (4–5 марта, 29 августа 1917 года) и Выборге (29 августа 1917 года) офицеры Императорского флота и армии (до 200 человек). Их подвиг был оболган и предан надолго забвению, но они открыли синодик новомучеников и исповедников Российских, от безбожников избиенных.

Согрешившие против заповеди “не убий” пошли войной на Царя. Заточив его вместе с Августейшей Семьей, навели “революционный порядок” и утвердились у власти. Временное правительство положило начало невиданному в христианском мире гонению на веру, принявшему небывалый размах после октября 1917 года.

Осенью, после захвата страны большевиками и “народными комиссарами”, были убиты в Петрограде и его окрестностях (позднее эти действия развернулись по всей стране) первомученики Русского духовенства: молившийся в Царском Селе вместе со своей паствой о прекращении междоусобной брани протоиерей Иоанн Кочуров († 31 октября 1917 года) — на его теле было 17 штыковых и пулевых ран; через несколько дней в Петрограде в стенах Александро-Невской Лавры встал на защиту народных святынь протоиерей Петр Скипетров (†19 января/1 февраля 1918 года). В это же время были расстреляны мирные Крестные ходы (Шуя Владимирской губ., Солигалич Костромской губ. и др.). Тогда же был издан декрет (7/20 января) об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, ставший манифестом погрома и уничтожения Церкви в России.

25 января/7 февраля 1918 года в Киево-Печерской Лавре большевики расправились с митрополитом Киевским Владимиром — первым новомучеником в ряду архипастырей. В ближайшее воскресенье ко дню его памяти решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. чтится память всех замученных и пострадавших в годину гонений за веру Христову.

К февралю 1919 года среди Петроградского духовенства погибли еще 11 священников: протоиерей Философ Орнатский, Алексий Ставровский, Александр Васильев, Садоф Лесницкий, иереи Павел Яценко, Борис Клеандров, Петр Успенский, Вячеслав Силин, Николай Сперанский, о. Пылаев и иеромонах Дамиан. Здесь названы, конечно, не все.

На Урале летом 1918 года разыгралась трагедия, запечатлевшая весь наш народ до сих пор до конца многими не осознанным и не раскаянным грехом цареубийства. В августе 1917 года Временным правительством в Тобольск была выслана Царская Семья, весной 1918 в Вологду, Вятку и Пермь — арестованные Великие Князья, а также настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. К лету 1918 года их всех со слугами, добровольно разделившими ссылку, перевезли в Пермь, Екатеринбург и Алапаевск и там замучили.

Первым пал от рук убийц Великий Князь Михаил Александрович (†31 мая/13 июня 1918), брат Государя. Через месяц в Екатеринбурге, в ночь на 4/17 июля были изуверски умерщвлены помазанник Божий Император Николай II, его Августейшая семья: Императрица Александра Феодоровна, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия и верные слуги. На следующий день в Алапаевске в шахту были сброшены живыми Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, крестовая сестра ее инокиня Варвара, Великий Князь Сергей Михайлович, князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого Князя Сергия Феодор Ремез. Остававшихся на Урале в живых слуг убили в июне-сентябре.

11/24 января 1919 года в Петропавловской крепости были расстреляны еще четверо представителей царской династии, трое из которых — Великие Князья Димитрий Константинович, Павел Александрович и Георгий Михайлович, при жизни своей отличавшиеся благочестием и делами благотворительности и милосердия, прославлены как новомученики Петроградские.

Период объявленного большевиками “красного террора”, годы гражданской войны 1918–1922 отмечены бесчисленными жертвами “чрезвычайки”. синодик с их именами, печальный и в то же время достославный, содержит скупые свидетельства о святых подвижниках: «умучен», «распят на церковных вратах собора вниз головой», «сожжен в топке паровоза», «живым закопан в землю», «сам рыл себе могилу», «привязан к хвосту лошади и пущен в степь», «зарублен шашками», «утоплен в проруби», «облит ледяной водой и так заморожен» или «просто» «расстрелян» — вот далеко не полный перечень истязаний и пыток за исповедание веры, за то, что убиенный — «поп», «контрреволюционер», монархист, православный.

Среди таковых новомучеников из числа архипастырей Русской Церкви следует назвать архиепископа Андроника Пермского (†1918) и иже с ним убиенных в Перми архиепископа Василия Черниговского (†1918) и епископа Феодора Соликамского (†1918), архиепископа Гермогена Тобольского (†1918), епископа Никодима Белгородского (†1918) и с ним 160 иереев, епископа Ефрема Селенгинского, протоиерея Иоанна Восторгова и иже с ними убиенных в Москве (†1918), епископов Митрофана Астраханского и Леонтия Енотаевского, епископа Платона Ревельского (†1919), архиепископа Иоакима Нижегородского (†1920). К ним примыкает также целый сонм пастырей, монашествующих и мирян — офицеров, людей разных сословий России. География их подвига охватывает всю страну: Петроград, Москва, Киев, Центральная и Южная Россия, Прибалтика, Украина и Белоруссия, Крым и Кавказ, Урал и русский север, Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток.

Начало 1920-х годов отмечено, в первую очередь в столицах, серией сфабрикованных дел и процессов над духовенством и представителями самых широких слоев населения. По “делу профессора Таганцева” (по нему проходил поэт Н.С. Гумилев) в окрестностях Петрограда был расстрелян 61 человек.

Весной 1922 года была осуществлена специально спланированная акция повсеместного “изъятия церковных ценностей” “в пользу голодающих” — узаконенного ограбления церквей и монастырей под жестким контролем и диктатом советского государства.

В городах проводились показательные процессы и судилища над Церковью, с особой жестокостью они завершились опять же в Петрограде и Москве. Здесь были приговорены к расстрелу митрополит Петроградский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и иже с ними убиенные Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий, несколько московских пастырей. В результате, многие известные столичные священники, клирики и миряне разных мест России последовали в тюрьмы за то, что защищали Церковь Христову.

Репрессии в эти годы были направлены против сторонников церковной линии Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Они не вступили на путь обновленчества и сотрудничества с безбожниками, как это сделало усвоившее новую идеологию преимущественно столичное и либеральное духовенство. Исповедник святитель Тихон, находясь в заключении и под негласным арестом, продолжал управлять Русской Церковью. На близких ему по духу архипастырей и пастырей обрушилось открытое гонение, но большая часть церковного русского народа оставалась преданной своему Первосвятителю, явив подвиг исповедничества.

В западно-русских землях, отошедших в 1920-х годах новым государственным образованиям (Финляндии, Прибалтике, Поль-ше, Бессарабии), созданным с одобрения большевиков и признанным международными правительствами, верные чада Православной Церкви подверглись также немалым испытаниям. Конфисковывались церковные строения, земли, святыни. Обители и приходы закрывали и обращали в униатские и римо-католические — в Польше, лютеранские — в Финляндии. Чинилась расправа над клириками и мирянами, отказавшимися от календарной, богослужебной и языковой реформ. В этой связи особо нужно подчеркнуть исповеднический подвиг иноков Валаамского и других монастырей Западного края. Многие вынуждены были уйти в русскую эмиграцию за пределы России и названных стран, сохранять православную традицию среди сущих в рассеянии. Там впервые были обдуманы и выкристаллизованы идеи исповеднического подвига и призвания Русской Церкви в XX веке.

В России во второй половине 1920-х годов развернулся новый этап борьбы с Церковью. Политика геноцида русского народа выразилась, прежде всего, в эти годы в уничтожении крестьянства (так называемой коллективизации) и уклада русской жизни. Шло планомерное разрушение безбожниками церквей в городах и весях, храмы под надуманными предлогами сносились, в иных размещались склады, магазины, клубы, конюшни и т. п. Духовенство и миллионы крестьян вместе со своими семьями высылались на север, в Казахстан, Сибирь.

Против них и работала государственная смертоносная машина. В конце 1920-х — начале 1930-х годов прошли сфабрикованные церковные процессы против думающего и сплоченного духовенства и паствы. В 1929–1931 годах в северной столице были арестованы и расстреляны сотни людей, в том числе известные в Петербурге протоиереи Сергий Тихомиров и Николай Прозоров, Михаил Чельцов и Михаил Николаевский (†1930), русский духовный писатель Евгений Николаевич Погожев (Поселянин) (†1930).

В начале 1932 года советским государством была объявлена “пятилетка безбожия”, отличившаяся настоящим вандализмом. 5/18 февраля 1932 года в Ленинграде и его округе “святой ночью” — названною так в народе, были схвачены и заключены в тюрьмы все монашествующие. Окончательно были закрыты все действовавшие еще к тому времени православные общины и монастыри, многие из которых обращались в психиатрические больницы, трудовые колонии и другие учреждения. Сеть лагерей покрыла всю страну. Насельники и насельницы монастырей до единого были высланы в отдаленные районы страны. Та же участь постигла монашествующих и наиболее ревностное духовенство в остальной России. Но и в заключении и на свободе преданные Истине молились, воспитывали в вере детей.

Повсеместное закрытие храмов, тотальные репрессии по отношению к оставшемуся духовенству продолжились в 1932–1937 годы. Особо свирепым террором отличались 1937–1938 годы. Ссылки и расстрелы, духовное и физическое истребление поставили Церковь на грань уничтожения. Никакая политика лояльности не остановила адскую силу маховика. В 1937 году были расстреляны сестра и келейник заместителя патриаршего местоблюстителя. Осенью 1937 года 27 сентя6ря/10 октября в Челябинской тюрьме был расстрелян таинственный узник и “железная маска” большевиков — патриарший местоблюститель митрополит Петр Крутицкий.

Советская власть вела мстительную борьбу и с наиболее организованной и имеющей волю к духовному и физическому сопротивлению частью русской эмиграции. В 1930–1940-х годах коммунистами были совершены террористические акции в Европе и Азии: трагедия Трехречья — уничтожение православного казачьего населения в Манчжурии; похищение белых генералов А.П. Кутепова и Е.К. Миллера в Париже (1936 и 1937); охота за епископом Феофаном Полтавским (†6/19 февраля 1940 года), выдача союзниками 9 мая 1945 года в Лиенце (Австрия) “освободителям” на расправу белых генералов и 15 тысяч русских беженцев и казаков.

В начале второй мировой войны (1939) политика безбожия велась во вновь присоединенных землях Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии, Прибалтики и части Финляндии.

В 1941 году в оккупированном северо-западном крае России православной Псковской миссией, миссиями на Украине и в Белоруссии были открыты тысячи поруганных храмов.

Лишь в середине войны произошел перелом в государственном церковном режиме. Часть духовенства была выпущена из лагерей, стали действовать храмы и на советской территории. Однако когда критический момент миновал, несмотря на, казалось бы, некоторые послабления и лояльность по отношению к верующим в годы войны, – власть, сохранив управление Церковью, в период с 1944 по 1950 годы арестовывала тех, кто в военное время служил Богу. Благодаря исповедникам и новомученикам из числа этих мужественных и бесстрашных пастырей мы наследовали сохранившиеся храмы.

Утверждение коммунистических просоветских режимов в Восточной Европе и на Дальнем Востоке связано с преследованиями за веру и подвигом славного исповедничества Христа в этих землях.

Новая волна беженцев, влившихся в русское рассеяние, укрепило эмиграцию в Европе, а также в Северной и Южной Америке, Азии, Австралии, Африке. Свет Православия был донесен переселенцами до дальних народов.

В 1960-е годы, в период “хрущевской оттепели”, в России беспощадное наступление на Церковь Христову продолжилось: оставшиеся храмы сносились, велась слежка за верующими, доносы поощрялись, все это было, по сути, то же самое изощренное и неуклонное преследование. Ссылки, заключение в больницы и психиатрические лечебницы, бдительный надзор не погасили духа в остававшихся монастырях и приходах, простом народе и обратившейся к вере интеллигенции.

С конца 1980-х годов наметилось духовное оживление в России, ознаменовавшееся после 1000-летия Крещения Руси осмыслением совершенных злодеяний и преступлений на путях богоборчества. В раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который учит строгой вере и служит для нас спасительным уроком.

Святии мученицы и исповедницы, молите Бога о нас!

 
Память

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II о подвиге новомучеников Российских

Синул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы

 
Память

Екатеринбургская Духовная Семинария готовит студенческие чтения в память Собора новомучеников и исповедников Российских

Екатеринбург, 22 января, «Православная газета». 9 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских и поминает всех усопших

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс