Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (228) → Как я ходил в церковь на Рождество

Как я ходил в церковь на Рождество

№3 (228) / 15 января ‘03

Наш приход

Накануне Рождества Христова расписание служб в церкви, куда я обычно хожу, заканчивалось 4-м числом. Поэтому 5-го января я позвонил в храм и узнал, что 7-го числа ранняя служба состоится в 0 часов, а поздняя в 10 утра. Я понимаю, что с Богом в душе ходить по ночному городу вполне безопасно, но вы попробуйте объяснить это моей маме, которая даже в лес на лыжах боится отпускать меня одного (без друзей), несмотря на то, что мне 35 лет и за плечами у меня не один десяток спортивных путешествий различной категории сложности.

Итак, я решил пойти на службу к половине десятого утра, чтобы попасть внутрь храма с гарантией и спокойно поставить свечку Пресвятой Матери нашей Богородице, а ночную службу посмотреть, как обычно, по телевизору, по второму каналу.

Голос комментатора за кадром во время богослужения вызвал у меня, как всегда, резкое неприятие, недоумение и искушение. Господа телевизионщики, если уж вы транслируете богослужение, то делайте это молча, ваши комментарии для “отсталых” никому не нужны, в том числе и самим “отсталым”, которых, как вы думаете, среди телезрителей подавляющее большинство. И зачем эти заставки – перебивки с поздравлениями от различных храмов? Ещё бы рекламу какую-нибудь туда вставили! Короче, службу я не досмотрел и лёг спать.

Утром 7 января мою маму обуял сам нечистый. Она стала всячески отговаривать меня от посещения церкви в Рождество! Одним из предлогов было то, что ей надо собираться в больницу (рано утром 8-го ей действительно предстояло ехать ложиться в больницу на операцию) и моё двухчасовое отсутствие каким-то непостижимым образом помешает её сборам, она будет за меня беспокоиться, потому, что в праздники много пьяных. Последним из доводов было: в церкви чад и душно и вообще, почему ты не предупредил меня об этом вчера? Разумеется, я не предупредил её об этом вчера, чтобы не выслушивать это безумие всю ночь. При этом, мать у меня верующий и крещёный человек. Вот как всё непросто в этой жизни.

Впрочем, когда я вышел на улицу и вдохнул морозного воздуха, с меня всё как рукой сняло, и в совершенно благостном настроении без пятнадцати десять я вступил за ограду храма. Денег у меня было тридцать рублей. За двадцать я решил поставить свечку Пресвятой Богородице, а десять пожертвовать на храм, когда бабушки с подносами начнут ходить среди верующих. Кстати, это хождение с подносами во время службы, на мой взгляд, отвлекает молящихся, они начинают рыться в карманах в то время, как надо креститься, молиться и вообще находиться в полном покое. Стоя у церковного киоска, я стал доставать свои три десятки и одну из них надорвал, не порвал совсем, а именно надорвал. Одну десятку я положил обратно, а две (из них одну надорванную) протянул в окошечко киоска и попросил свечу за 20. В ответ киоскёрша вернула надорванную десятку со словами: «Мне это не надо». Смирения в голосе бабушки не было. Я не стал объяснять, что такую десятку примут в любом банке, не говоря уже о магазинах. Я не стал говорить, что это не купля-продажа, а пожертвование за свечи, как это везде написано. Может быть, Церковь наша живёт лучше банков, раз позволяет своим служащим не принимать пожертвования совершенно нормальными деньгами, пусть и не в очень хорошем состоянии. Кто-нибудь на моём месте мог бы задуматься: а стоит ли вообще делать такие пожертвования, ведь я принёс в церковь все деньги, какие у меня были.

Я заменил десятку и взял свечку, а повреждённую десятку потом положил на поднос, когда пошли бабушки.

Войдя в храм без десяти десять, я обнаружил, что служба уже идёт. Как так? Я протёр очки и посмотрел расписание. Там было написано: после ночной службы — ранняя литургия (без указания времени), поздняя литургия в 10 часов. М-да.

Я поставил свечку, как и хотел и встал более-менее в центре церкви, стараясь никому не мешать и не стоять на проходе. Меня толкнули. Раз, другой, третий. Да что же это такое? Куда пробираются, ожесточённо толкаясь, все эти люди? Ведь Бог везде, особенно в церкви. Чем это место для молитвы хуже того, другого, к которому они так стремятся? И почему они идут оттуда сюда, обратно, шарахаясь и толкаясь пуще прежнего? Там что-то произошло, что им не понравилось, и они бегут вон, сломя голову? В общей сложности, до конца службы, меня толкнули раз пятьдесят, кроме того, так как я не мог снять и повесить свой пуховик (вешалки заняты, и могут украсть), мне приходилось периодически вытягивать полы своей верхней одежды, но через несколько минут проходящие мимо люди снова пытались утянуть мой расстёгнутый пуховик за собой. Если бы бедные женщины, стоящие в шубах, могли снять их и оставить где-нибудь, в храме было бы значительно просторней. Может быть, в новых, строящихся храмах предусматривают охраняемое помещение для верхней одежды – обычную раздевалку, как во всех прочих учреждениях?

Служба закончилась. Слава Богу, подумал я, что пока у меня есть возможность ходить в церковь в будни, когда там относительно просторно и совершенно спокойно, нет суеты и почти всё хорошо. Правда, верхнюю одежду зимой я так и не снимаю (один раз у меня украли перчатки) и пару раз я замечал, что после долгой вечерней службы у меня слегка повышается температура тела, но, возможно, это не следствие теплового удара, а просто организм борется с разными мелкими хворями, так что я не в претензии.

Всего вам доброго.

Байдаков Андрей Дмитриевич
г. Екатеринбург

 
Наш приход

«Молитвы пречистое слово» зазвучало в новом Екатеринбургском храме во имя Святой Равноапостольной Нины

В каждом древе – распятый Господь, В каждом колосе – Тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. А. Ахматова Детская молитва свята, детская радость благодатна, детское веселье истинно

 
Наш приход

Уже сегодня можно кого-то спасти…

Всякая человеческая встреча есть… та ситуация, в которой мы все призваны или принять Христа в человеке, который нам повстречался, или быть ему Христовым вестником. Митрополит Антоний Сурожский “Какой огромный странноприимный дом”, — писала поэтесса серебряного века о Москве, но эти слова можно было отнести и ко всей России.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс