Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (227) → У книжных полок православной лавки

У книжных полок православной лавки

№2 (227) / 8 января ‘03

Культура

Вот и наступили вновь дни, соединившие несколько праздников – светский Новый год, Рождество Христово, Крещение. Согласитесь, даже если было время, когда для вас праздник ограничивался Новым годом, тем не менее, из года в год не покидало чувство светлой тихой радости и ожидание чуда, а любимые в детстве сказки, что читали в эти зимние вечера, — “Снежная королева”, “Щелкунчик”, “Девочка со спичками” — вновь и вновь говорили сердцу о христианских заповедях. Сейчас же для каждого из нас кульминацией этих дней звучат слова из пророка Исайи: «С нами Бог! Разумейте языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

«Вот, пожалуй, главный символ Рождества, который раскрывает духовный смысл праздника: Бог сошел на землю к людям, небо прикоснулось к земле, чтобы освятить ее. Люди уже не одиноки: Бог пришел, чтобы указать им путь на небо, — читаем мы пояснения протоиерея Александра Шаргунова в его книге «Рождественский пост (проповеди в храме)». – Рождество – благовестие всему миру. …Рождество несет мир на землю и любовь друг к другу; пусть… на одну ночь – это перемирие…Таково Рождество Христово, и мы никогда не исчерпаем до конца рождественскую благую весть, ее красоту, тайну. “И Слово стало плотию и обитало с нами” (Ин. 1, 14). Христос приходит за нами, чтобы привести нас к Своему Отцу и примирить с Ним. Он возвращает нам наш утраченный образ Божий. Он ищет нас… как заблудшую овцу”.

Мы стремимся понять, прочувствовать глубину события, и, конечно же, помогут в этом книги. Например, “Церковный год (Беседы о православии)”. Автор Л.В. Сурова использовала свой многолетний педагогический опыт деятельности бакалавра теологии, а также многие церковные источники. Она пишет: “Сегодня, как никогда, Рождество показывает нам нового человека. Христос, Единосущный Отцу по Своему Божеству…, в своем воплощении становится единосущным нам по человечеству. Мы должны помнить, что, читая Евангелие, мы встречаем не только живого Бога, но и истинного Человека. Человек с большой буквы, который показывает всем людям их подлинное лицо. “Всякий человек, — говорит митрополит Антоний Сурожский, — уже тем, что он человек — приобщен к тайне Христа. В посланиях апостола Павла мы встречаем обращение к христианам как к святым. То есть все мы призваны к святости, но не все в этом служении преуспели, да и не все к нему стремятся. Потому что святость – это не только богоизбранность, но и согласие на эту богоизбранность и неустанные труды во славу Божию”.

Протоиерей Александр Шаргунов продолжает свою мысль: “Каждый из нас рождается не как новая тварь, а как наследник всех предыдущих поколений… Христос стал частью нашего реального человечества… В Евангелии от Луки примечателен конец родословной Христа: “Сын Еносов, Сифов, Адамов, Божий” (Лк. 3, 23–38).

Каждый год в день Рождества Христова мы празднуем обновление всего нашего человеческого рода… именно так: “мы Его род”. А как чувствует себя человек, вдруг узнавший, что он царского рода?! Воспрянем и поверим, наконец, что “с нами Бог”. Раздробленная жизнь мира собиралась в нем воедино – собор со Христом…как разрубленное на куски тело от “живой воды” срастается и оживает, так и человечество ожило, приняв в свой состав Богочеловека”.

Рождество Христово – “это действительно Тайна Божественного истощания, — проповедует о. Александр Шаргунов. – Безначальный начинается, Бог неограниченный входит в условия нашего существования, Бессмертный вступает в область смерти ради нашего спасения. И весь смысл нашего поста, то, к чему мы шли, сейчас раскрывается с наибольшей силой. И это должно отразиться, в том числе, и на образе всей нашей жизни: на посте, на молитве, более частом посещении храма, более сосредоточенном и внимательном нашем пребывании всюду.

Вся жизнь наша заключается в покаянии. Мы должны постоянно изменять наш ум, постоянно преобразовывать наш дух двойным движением: во-первых, смирением перед Богом и другими людьми в сознании нашей греховности, и, во-вторых, — возвышением, которое совершает благодать Божия с нашей жизнью, когда это действительно по дару Христа происходит.

…А сколько раз
я приносил
с невольным страхом
покаянье,
и быть послушным
Богу Сил
давал благое обещанье!
Солгал я Богу!…
этой лжи
Избегну ль я
перед могилой?
О Боже! Гибну:
поддержи!
О, Господи, спаси, помилуй!
…О, даждь, да веру
сохраню,
и да услышу в сердце
слово:
“Покайся! Я не изгоню!
Приди: прощение готово!

Эти поэтические строки разделит сердце каждого православного человека в раскаянии и надежде. Мы с вами открыли книгу из серии “В помощь кающимся” – “Пособие к исповеди (для священнослужителей и исповедующихся)”.

Ценные наставления о покаянии священника Александра Ельчанинова находим в православном календаре для семейного чтения на каждый день – 2003 “Год семьи”:

“Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие слова: “Не отложить ли? Достаточно ли подготовлен, не слишком ли часто говею?” Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. Если ты приступаешь служить Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сирах 2, 2). Если ты решил говеть, — явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

Другой смущающий вопрос – это вопрос о духовнике: к кому идти?… Можно ли менять? В каких случаях? …Наши личные ощущения на исповеди не касаются существа таинства, — недостаточный духовный подъем во время исповеди часто бывает знаком нашего собственного духовного неблагополучия. Для человека, действительно страдающего язвой своего греха, — безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех; лишь бы только скорее исповедать его и получить облегчение… Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и тем более не “благочестивый обычай”. Исповедь – горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости. Раскаянность – уже степень святости, и бесчувственность, неверие – положение вне святыни, вне Бога». (Надо отметить, что читатель указанного календаря получит много добрых советов на разные случаи жизни, рекомендую его приобрести как для себя, так и в качестве подарка. Вы получите ответы на вопросы: “О равенстве”, “Что такое добрые дела”, “Как быть в согласии с волей Божией” и “Можно ли дарить подарки”, “Как преодолеть одиночество”, “Как отличить примету от суеверия” и на многие другие). А мне хотелось бы вернуться к книге “Рождественский пост”, где автор объясняет понятие соборности: “Собор – не механическое сближение разностей, а некоторое органическое проникновение одного в другое… Все наши поступки попадают в общую копилку человечества… одни делают жизнь грубой повинностью, другие – освещают и придают смысл всем тяготам. Именно принцип соборности интуитивно подсказывает нам, что святой может действительно помочь нам своей молитвой… сама жизнь человека, стремящегося соблюдать заповеди Божии, уже есть помощь нам, ибо мы с ним в Церкви имеем как бы общее “духовное кровообращение”. Человечество не механизм, а организм. Духовный организм”.

В книге “Церковный год”, которую мы также упоминали, автор обращается к теме святости: “Славен Бог во святых Своих”. Так сказано в Библии. И на протяжении всей истории человечества мы видим эту непрекращающуюся нить святости – присутствие Божие среди нас… Людям, которые не чувствуют силы Божией, способность к чудотворениям святых, их прозорливость, выносливость кажутся просто магией, то есть сверхсилой данного конкретного человека. Как это далеко от самой сущности святости, где есть только жертвенное служение – чувство выполненного с Божией помощью долга. Само по себе чудо не есть свидетельство святости, наоборот, святость рождает вокруг себя новый мир милости и любви и творит чудеса. Поэтому в основе святости – не стремление научиться творить чудеса, а послушание воле Божией, то есть вера… Не чудеса свидетельствуют о святости, а дух и вера… Так кто же такой святой? Делатель на ниве Господней, в котором мы будем узнавать Христа, умножающего дела любви и милосердия”. Отсюда такая любовь “примером такой всеобщей любви является святитель Николай Чудотворец, или как его у нас на Руси называют, Никола… Не только христиане, но и язычники вступали под его влиянием на путь спасения. Вот истинное действие святости: злоба сменяется кротостью, ненависть – любовью”.

Узнать о жизни святых нам помогут книги, которые ждут сегодня на полках православной лавки. Например, — “Житие святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских”, эта книга небольшого формата, богато иллюстрированная, является учебным изданием. Подарком для детей послужит прекрасно оформленная, большого формата книга “Чудесные истории из жизни святых” (автор-составитель Федор Аничков, художник Олег Порхаев). “Да благословит тебя Господь, читая истории о святых, прикоснуться к Вечности, понять, что никто никогда не отнимет у тебя жизни, если ты ее раз и навсегда отдал в руки Божии”, — обращается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к юным читателям.

Откроем следующее издание – “Явления и чудеса ангелов” (составлена по руководству издания Святого Монастыря Параклита в Аттике). Оно приоткрывает перед нашим взором завесу перед таинственным миром невидимых защитников и покровителей “рода христианского” – святых ангелов. В своей основе сборник был составлен в Греции, дополнен некоторыми явлениями ангелов из русской церковной истории.

А сегодня мы особенно вспоминаем: “Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: “Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях”. И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение!” (Лк. 2, 1–16).

Конечно же, во все дни мы обращаемся к своему Ангелу-Хранителю. Вот что читаем в книге “Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день месяца с каноном и акафистом”: “Путешественник, странствующий в отдаленных местах, с радостным восторгом встречает своего друга, пришедшего к нему для того, чтобы быть его путеводителем. В странствовании земной жизни, которой пределом назначена вечность, дан нам верный друг путеводителем: небо послало его руководить нас на трудном пути, где мрачная темнота окружает нас. Если мы пожелаем следовать за ним, то он, под своим покровом, безопасно доведет нас до нашего отечества. Мы знаем, что наш Отец небесный заповедал Ангелам своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90, 10–11). Он посылает их в мир возвещать людям свои веления исполнить Его волю. По сей-то причине мы называем их ангелами, т.е. вестниками. Бог поставил их на высшей степени своих творений, дабы они были живыми образцами Его совершенств, достойными представителями Его величия”.

С другой стороны, особенно в дни Рождества и Крещения Господня, уместно вспомнить об опасностях, которых надо оберегаться. Ведь порой празднование сегодня принимает формы, несовместимые с подлинным смыслом самого праздника, возвращая к язычеству и поклонению идолам. К счастью, отмечает отец Александр Шаргунов, коляда из языческого праздника трансформировалась, все более становясь христианским: дети уже ходят со звездой (в память о звезде Вифлеемской), уже поют в домах молитвы, и появляется новое слово – “христославы” – славящие Бога. Ряженые не исчезли совсем, но Церковью они всегда порицались. Гадание же, ворожба, как связь с потусторонними силами, отвергались категорически. “И действительно, о каком еще счастье гадать человеку, если Сам Бог сошел к нему на землю”, — говорит автор.

В этой связи обратите внимание на брошюру И.Куликова “Опасные эксперименты с дьявольскими силами. О колдунах и экстрасенсах-целителях”. Эта книга предназначена в первую очередь для “смутно верующих людей, которые ходят и в церковь и к экстрасенсам, не понимая, что это вещи несовместимые”, а таких людей немало. Господь судил нам жить во времена, когда “много лжепророков появилось в мире” (1Ин. 4, 1), которые приходят к нам “в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные” (Мф. 7, 15). Об этом напоминает и автор “Рождественских проповедей”: “…бедственные последствия имел грех для падших ангелов. Сии несчастные ангелы через свой грех не лишились естественных даров, которыми Творец наделил их при создании. Они лишились блаженства и святости, но сохранили разумение весьма великое и проницательное, хотя сии способности, оставшиеся у них, послужили им наказанием… Вот в чем заключается история добра и зла: это брань сатаны против Бога; ибо премудрость Божественная позволяет гордости их ополчаться против неба, небесных Ангелов и человека до того дня, в который врата адовы будут запечатаны на всю вечность. Не имея возможности учинить нападение на Бога, они нападают на Него в Его творениях, особенно в человеке, созданном по Его образу и подобию. Какое адское удовольствие находят они, чтобы осквернить сей образ и отнять у Творца то творение, к которому Он являет свою беспредельную любовь! И можно ли сатане быть равнодушным, когда мы живем в надежде блаженства, которого он лишился… (Еф.2, 12)… Он возмущает небо и землю, чтобы вовлечь нас в свои сети. Он обращает на нас всю ярость своего гнева и делается опасным для нас наиболее тогда, когда нападает не открытою силой, но коварными прельщениями и разными хитростями своего изобретательного ума… Он искажает дела рук Божиих и внушает людям превратные понятия о звездах, о стихиях, о планетах, о животных, и обращает их к идолопоклонству”.

“Многие святые отцы разъясняют, — читаем мы в календаре “Год семьи”, — что обаятели… гадатели и т.д. связаны с нечистой силой (хотя могут и не отдавать себе в этом отчета). Неважно, что они используют имена святых и христианскую символику, поскольку их “молитвы” в действительности являются кощунственной подменой молитв церковных, т.е. попросту говоря, заклинаниями, которые лишь радуют бесов, видящих людей, совершающих такой грех”. Архимандрит Рафаил наставляет: “Человек, неразборчиво подчинивший свою волю каким-то людям, занимающимся оккультизмом, этим самым подчинил себя импульсам, идущим от темного мира духов, он уже стал их медиумом, способность сопротивляться злу и греху в нем ослабевает… В Житиях святых мы часто читаем о тех тяжелых испытаниях, которым подвергал демон тех, кто, занимаясь прежде магией и оккультизмом, затем становился на путь покаяния. Но, конечно, Сила Божия – выше и сильнее всего, поэтому для каждого человека, в каком бы он ни находился духовном состоянии , — пока жив, открыта возможность исправления и спасения”.

Самое надежное и верное средство – обратиться к Нему с молитвой о своих нуждах, но при этом стоит вспомнить народную мудрость: “Что будет, то будет, а будет то, что Бог даст”, “Чего Бог не дал, того не домогаться”.

Поэтому пусть наши души, наши домочадцы проживут эти праздничные дни духовно укрепляясь, вспоминают прошлое и строят планы на будущее как подобает христианам.

В этом вам помогут и книги, что ждут своих читателей в православной лавке. “Наш православный дом”. Эту книгу можно назвать первой энциклопедией православного дома, составленную из практического опыта как различных семей, так и специалистов. Вы узнаете, как устроить именины ребенка и как недорого и рационально организовать свое питание; получите рецепты экономных и вкусных блюд на каждый день и во время поста; вам дадут свои советы модельер и дизайнер, врач и психолог, специалисты по ремонту дома и домашней бухгалтерии.

Сборник бесед, повестей и рассказов духовно-нравственного содержания, который также советую приобрести, называется «Как должно жить в семье». Сами названия разделов определяют разные нужды: «Родители и дети»; «Отчимы, мачехи, пасынки, падчерицы»; «Мужья и жены»; «Вдовцы и вдовицы»; «Братья и сестры»; «Сироты».

Для тех, кто стремится создать семью, советую обратить внимание на книгу из серии “За советом к батюшке”, она называется “Как найти семейное счастье”. Ее автор – священник Александр Ильяшенко – напоминает, что хорошая, здоровая и крепкая семья – это основа благополучия всего народа. Читатель получит ответы на многие вопросы, например, такие: «Иерархия семейных отношений»; «В каком возрасте нужно вступать в брак»; «Как быть, если верует только один из супругов»; «Что помогает родителям растить своих детей и может ли многодетная мать по-прежнему горячо любить супруга»; «Как аборт влияет на супругов»; «Как дети теряют целомудрие и может ли мать избаловать ребенка»; «Как воспитать в ребенке послушание и смирение и как развращают наших детей», и на многие другие.

Еще одна книга для желающих создать благочестивую семью – “О православном браке”.

В родной семье, в детстве начинается подготовка ребенка к будущей семейной жизни. Очень много здесь зависит от матери, ее благотворного влияния. Но как и при каких обстоятельствах следует говорить с детьми о тайне брака и рождения? Это вам подскажут книги: “Что необходимо знать каждой матери” (книга для бесед родителей с детьми); “Что необходимо знать каждой девочке, или Доверительные беседы о самом важном” (под общей редакцией священника Алексия Грачева, врача); “Об этом” – книжка небольшая по объему, но очень емкая, анализирует современную ситуацию в России, ее причины, опирается на духовные наставления святых отцов.

Семейное чтение в рождественские и крещенские вечера продлит ощущение праздника и поможет детям понять, что самое главное дело жизни – спасение души. Обратите внимание на книги: “Будем как дети (семейные вечера)” Бориса Ганаго; из серии “Библиотека семейного чтения”: “Вера, молитва, любовь”; “Пища для души (ежедневное чтение православного христианина)”.

Снова празднуем мы Рождество Христово, и Новый 2003 год приходит на смену старому. Многое в жизни меняется, и порой новизна пугает и раздражает. Но послушайте притчу из упомянутой выше книги “Пища для души”:

“Два человека заспорили между собой. Один из них очень хвалил старое… Другой спорщик доказывал, что в древние времена ничего не было хорошего… Этот горячий спор слушал один мудрец. Он вдруг вскочил со своего места, выбежал на

 
Культура

Год козла или Лето Господне?

Интервью с настоятелем храма Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах священником Андреем Каневым. — Отец Андрей, скажите, пожалуйста, почему по отношению к Новому году в богослужебных текстах говорится “лето Господне”. Что это за лето такое? — В прошлом на Руси год назывался “летом”, и до сих пор, когда мы хотим узнать возраст нашего собеседника

 
Против темного наступления

Студенческое братство обратилось к мэру Екатеринбурга с призывом очистить город от сутенерских объявлений

Екатеринбург, 25 декабря, «Православная газета». Свердловская региональная общественная организация «Студенческое православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» обратилось к Главе города Екатеринбурга А.М. Чернецкому с призывом очистить столицу Урала

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс