Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вспоминаю,когда впервые услышала это слово. 10 лет назад.
Солнечный день, золотая осень.Во время классного часа нас приглашают в актовый зал Санкт-Петербургской ДуховнойАкадемии и Семинарии на встречу с Владыкой Иоанном. В коридоре слышу обрывкиразговора, что речь на встрече пойдет о новом предмете, который вводится с этого года в Семинарии.
Владыкапросто, тихим голосом рассказывает об истории «диаконии» — социальногослужения Церкви. Говорит, что нас сейчас ждут везде — в детских садах и школах,в приютах и домах престарелых, больницах и хосписах. Говорит о том, что каждыйдолжен выбрать себе служение по сердцу, найти тот дар, тот талант, которыйТворец дал нам для служения ближним.
На один из уроков «диаконии» был приглашен главврач хосписа — больницыдля онкологических больных на последней стадии этого заболевания. Он признался,что до последнего времени считал себя человеком неверующим, но недавно с нимпроизошло событие, после которого искра веры затеплилась в его сердце. Вотего рассказ.
«Я заступил на очередное дежурство. Ночь предстояла нелегкая. Один больной мучилсяуже третьи сутки — он не мог умереть. Слышались крики, стоны. Все устали,и медсестры и больные. Напряжение росло. Так прошло несколько часов. Я понимал,что как врач я уже практически ничем не могу помочь этому человеку. В этотмомент внутри меня возникло необычное чувство уверенности, что надо помолитьсяоб этом больном. Я взял с полки молитвослов, который нам подарил священник,приходивший причащать больных, открыл оглавление и нашел молитвы «приразлучении души от тела». Когда я закончил читать канон, было тихо… Господьпринял душу этого больного».
Ещеврач рассказал, что, часто видя смерть людей, он заметил, что люди верующие«умеют» умирать. Они заранее исповедываются, причащаются, и чащевсего, Господь им открывает время кончины. Поэтому так важно, чтобы рядомс больным был верующий человек, способный поддержать, утешить, рассказатьо Боге, о бессмертной душе, о вере, надежде и любви.
Господьуправил так, что мы с группой единомышленников стали ездить в хоспис. Помню,как волновалась в первый раз. Перед выходом помолилась у себя в комнате перед дорогим для меня образом Казанской иконы Божией Матери. Метро, автобус, —и вот мы уже в пригороде Санкт-Петербурга, в дачном поселке. Хоспис находилсяв живописном месте, рядом с храмом. Заходим, раздеваемся, медсестра приветливовстречает нас. Я нерешительно стою перед дверью в палату — не знаю, что будуговорить, но очень хочется поделиться сокровищем веры. Сердце стучит, я приоткрываюдверь и — останавливаюсь, радостно удивленная. На меня смотрит Божия Матерь— прямо передо мной на стене висит такая же икона, как и у меня в комнате.Я воспринимаю это как поддержку, как благословение. На душе сразу стало спокойно— Матерь Божия поможет.
Каждыйраз, приходя в хоспис, мы молились, желали друг другу помощи Божией и шлив палаты. Часто случалось так, что, войдя к уже знакомому больному, мы виделиперед собой пустую кровать, и тогда, помолившись об упокоении новопреставленного,шли к другим страждущим. В этой больнице я поняла, что смерть может быть не страшной и ужасной, но наоборот — величественной тайной рождения человекав новый мир.
Однажды,зайдя в палату, я увидела женщину, которая внимательно смотрела на меня, как бы звала к себе. Мы познакомились. Раба Божия Елена рассказала мне о своейжизни, о том, как она осознала, что ее болезнь послана ей Господом для очищениядуши. Елена призналась мне, что совершила ради своих детей тяжелый грех, и что вот теперь Господь дал ей понести болезнь. Мы говорили о многом — о любвик Богу и ближним, о заступничестве Божией Матери, о жизни временной и вечной.Я рассказывала про наши замечательные праздники, жития святых и разные историисеминарской жизни. Мы подружились. Помню, как Елена встречала меня — ее лицовсегда было светлым, радостным, приветливым. Как-то раз я уже собиралась уходить,но Елена остановила меня и тихо попросила: «Пожалуйста, помолись, чтобымне умереть, у меня очень сильные боли».
В четверг был светлый праздник Вознесения Господня. После Литургии я подошлак священнику и передала просьбу Елены. Начался молебен.
На следующей неделе во вторник мы с ребятами снова поехали в хоспис. У Еленыбыл день рождения, и я купила у метро букет весенних цветов. Почему-то на сердце у меня было очень радостно. В палате меня встретила пустая кровать.Еще думая, что может быть Елену перевели в другую палату, я пошла на постк медсестре, и она мне рассказала, что Елена умерла в четверг. Она с утрапопросила отгородить ее ширмой от других больных и в 12 часов дня тихо отошлако Господу. Это было в то время, когда мы в храме служили молебен.
Прошломного лет. Сейчас, вспоминая, я понимаю, что те поездки в хоспис были оченьважны для меня. Такого присутствия Божией силы я не чувствовала больше нигде.Господь удивительно укрепил мою веру, приоткрыл тайну рождения человека в новую жизнь, жизнь вечную.
Былиу меня в хосписе и неудачи, и неприятности — встречи с разного рода экстрасенсамии «целителями», которых приводили родственники в надежде на выздоровлениесвоих родных. И каждый раз получалась одна и та же история: сначала больномустановилось немного лучше, но как только уходил «целитель», самочувствиеухудшалось в несколько раз. Еще с одной 18-летней девочкой Наташей мне не удалось наладить добрых отношений — она так и умерла, ожесточившись в своейболезни. Хотя кто знает сердце человека? Один Господь. Но все же наше послушание— поездки в хоспис — я всегда вспоминаю с волнением, сердце наполняется тихойрадостью и любовью. Наверное, те люди, чьи сердца в трудную минуту мы пыталисьзажечь любовью ко Господу, молятся теперь за нас пред престолом Божиим.
О.В. ПОПИЧЕНКО
Помните ли вы руки вашей бабушки? Не правда ли, только они могли испечь самые вкусные пироги и связать самые теплые и красивые варежки. Они, мягкие и ласковые, отчетливо помнятся вам, хотя детство осталось далеко позади и, может быть, уже нет в живых вашей любящей, трудолюбивой бабушки…
Есть на живописном озере Таватуй лагерь «Каменный цветок», где каждое лето традиционно отдыхают одну смену дети-инвалиды со своими родителями. Ездили в этот лагерь и педагоги. Одна из них — Надежда Павловна Чудакова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.