Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первое, что бросается в глаза, едва переступаешь порог Центра культуры “Молодежный”, что на Высоцкого, 22, — красочное объявление о еженедельных встречах с православным священником. И сразу же – легкое дыхание, полное доверие коллективу, потому что, как известно, с порога многое начинается.
Вместе с директором Центра Валентиной Николаевной Паркулаб мы подыскиваем более подходящее слово взамен “коллектива”. Ведь и сотрудники, и члены клубов, и просто друзья Центра живут и творят здесь одной семьей. Все они – люди православного вероисповедания.
Да и слово “директор” как-то не выговаривается. Скорее, гостеприимная хозяйка, не зря ведь Валентина Николаевна, по ее признанию, за все время работы так и не обжила свой директорский кабинет. Медсестра по образованию, она начинала с создания ансамбля народной песни “Горенка” в Доме культуры и сама же искренне не понимала, за что ей платить? Так и проработала шесть лет бесплатно.
В каждом человеке существует глубокая память, которая когда-то востребуется, — размышляет Валентина Николаевна. – Во мне жила ностальгия по природе, по деревенскому детству. Особенно это стало ощущаться после рождения детей. Ведь колыбельная – она откуда? А может, я когда-то проснулась с этой идеей… Образ будущего фольклорного клуба пришел ко мне в воображении, таким я его и создала. Вот уже 7 лет, как я руковожу клубом “Перезвон” и являюсь директором Центра культуры. Недавно защитила диплом социального работника. Все произошло как-то само собой, по воле Божией…
Началось все с народной песни, а для того, чтобы выступать, были необходимы костюмы. Но костюмы – стилизованные, а песня – настоящая, значит и сарафаны надо было искать настоящие. Чтобы учиться изготовлять подобные – вышивать, украшать, ткать пояса, нужно было осваивать все на высоком профессиональном уровне. Тогда и пришло понимание: ансамбль перерос себя, пора расширяться, открывать двери, куда могут войти все желающие.
…Светлый просторный зал, который работники Центра именуют мини-музеем. На большом столе – белая, вязаная крючком, скатерть, самовар. Чуть поодаль – настоящая прялка, в глубине – люлька, на лавках – деревянные ведра, по стенам – вышитые рушники, — чудеса терпения, умения и любви. Окна украшены простыми ситцевыми занавесками. И конечно же – есть красный угол с иконами, как заведено было в любом жилище на святой Руси. Все экспонаты подарены добрыми людьми: недавно принесли чугунный утюг, в прошлом году подарили старинный ткацкий станок. Из Кушвинского района привезли редкую гармонь. Столетняя жительница Баранчей отдала саквояж, которому тоже век. Есть вещи и постарше – например, стол конца XVIII века.
Здание Центра освящено, и все вместе создает неповторимую атмосферу жизни наших предков, уюта, прочности и покоя.
– Для детей очень важно знать, что было до них, — поясняет В. Паркулаб. – Из чего пили чай, как гладили ткань… Опыт свой перенимаем у пожилых людей. Ездим к ним в экспедиции, и сами они приходят к нам, учат тому, что умели их родители. Ведь культура начиналась с Православия. Чтобы освоить вышивку, специально ездили на западную Украину, в Ивано-Франковск. Хотели узнать, жива ли традиция славянской вышивки, славянской писанки, носят ли там народные костюмы. Результат превзошел все ожидания: православные украинцы всюду принимали нас с любовью, с искренностью, дарили подарки. Перед Пасхой в городе не видно было ни одной рекламы, только поздравления со светлым праздником! Все продавцы – в национальных костюмах, на рынках – расписанные яйца, куличи, фигурки из теста. Жаль, что ныне подзабыли, что пошло все не с Москвы, а с Киевской Руси…
Православный фольклорный клуб “Перезвон” живет по церковному календарю. Каждый праздник прежде всего требует изучения: как одевались? Что пели? Что подавалось на стол? К главному празднику – Рождеству – и дети и взрослые начинают готовиться еще с октября. Все подарки изготовляют своими руками. Это чаще всего народные игрушки – ангелочки, куклы, необычные для теперешней жизни. Угощения – не покупные, а приготовленные по традиционному рецепту рождественские пряники. К весне женщины плетут венки из бересты, к Пасхе – расписывают яйца, в пост идет сбор вещей для детских домов, тюрем. На покровской неделе рубят капусту, заготавливают целую бочку для гостей, устраивают веселую ярмарку. По воскресеньям на “вечорки” съезжаются сюда и жители дальних районов.
Как-то незаметно выделился клуб пожилых людей “У самовара”. Для них разработана специальная программа. Например, провели вечер “Песни нашего детства”. Бабушки вспомнили кадрили! Бабушки заплясали!
А просмотр кинофильмов прошлых лет! Ведь это их молодость, они в нее окунаются, хоть на время. Для усталых людей из бетонных “коробок” такое общение – бесценный жизненный тонус.
Многие приходят в Центр семьями. Ребятишки начинают посещать его рано – с полутора лет. С самыми маленькими занимаются замечательные терпеливые педагоги: Г. Речитская, л. Богданова, А. Фесенко, — люди, что называется, от Бога. Лепят, занимаются музыкой. Может показаться удивительным, но никто в клубе “Перезвон” за время его десятилетнего существования не развелся, женщины, как утверждают сотрудники, смиренные, любят своих мужей, дети всегда чувствуют себя как дома: им тут дают и поиграть, и порезвиться, и спеть. Нет никакой тяги к порокам.
Я пришла к выводу, что так действует здоровая народная культура, – говорит В. Паркулаб. – Через нее и приходят к храму. Фольклор – вообще особая дорога. Посмотрите: первый директор Дома фольклора Екатеринбурга Владимир Теплов стал священником. Другой директор этого же Дома – Олег Востриков тоже стал батюшкой. Когда он уехал служить в Алатырь, я долго ощущала пустоту… отец Евгений Пестерев – тоже фольклорист. Новые люди, которые приходят к нам, вскоре воцерковляются. Православные беседы, которые каждую неделю проводит священник Олег Вохмянин, собирают много жителей района. Все мы мечтаем, собираем подписи, молимся, чтоб Господь послал нам свой храм.
А пока что жители микрорайона ЖБИ молятся в других храмах города и в свободное время встречаются здесь, в добром теплом доме, где учат древнему мастерству рукоделия и принимают в песенный ансамбль даже тех, у кого, казалось бы, нет слуха. Ведь все дело в том, что творчеству нужна свобода, а на воле – всякая птица поет.
Людмила КОСОВСКАЯ
Теперь он льется над нашим городом. Странствующая выставка с таким названием дважды прозвучала в г. Красноярске, где была отмечена специальным дипломом и призом Министерства культуры РФ “За профессиональное мастерство”. “Вечерний звон” услышали в городах Зеленогорске и Югорске.— Это — ее пятое явление, — объясняет посетителям выставки автор проекта Юрий Викторович Калмыков
В гостях у православных литераторов Екатеринбурга побывал Николай Федорович Цепилов, житель города Ревды, один из тех, кого ныне именуют “шанхайцами”. С рождения до восемнадцати лет жил в Китае, воспитывался в детском приюте святителя Тихона Задонского. Его наставником и опекуном был Архиепископ Шанхайский и Сан-францисский Иоанн (Максимович), о котором память сохранила неизгладимые воспоминания.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.