Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 11 ноября, «Православная газета». Уважаемый Петр Михайлович! Уважаемые члены Совета! Уважаемые участники нашего собрания!
Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», как и видно, из его названия определяет механизм государственного противостояния уже состоявшимся тем или иным действиям и людям, пытающимся разрушить наше общество. Эти функции возложены на государственные органы, учреждения юстиции и силовые структуры. Однако, нас, как участников данного заседения, по моему мнению, в первую очередь должны интересовать духовно-нравственные предпосылки возникновения экстремизма в нашем обществе.
И здесь нам уместно вспомнить слова Евангельские: «исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7, 20–23) Потому и государство, и семья, и религиозные деятели, в первую очередь, ответственны перед историей и своей страной за то, насколько они помогли своим согражданам устранить из их души, из их внутреннего мира эти пагубные страсти.
На протяжении веков в Русской Православной Церкви, в других традиционных конфессиях, принимавших участие в созидании России, понимание этого Богозаповеданного долга всегда присутствовало. Однако мы должны признать, что в течение почти всего ушедшего ХХ века на территории нашего общего Отечества богоборческими силами предпринимались попытки пресечь эту духовную традицию, и даже по сути окончательно завершить определенный многовековой этап в истории нашей Родины. Это были попытки изгладить из памяти народной тот строй жизни, при котором и царь, как верховный правитель России, и предержащие власти, и рядовые граждане призваны каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси.
Сегодня мы знаем, что эта попытка не имела успеха. Однако Русская Православная Церковь, являющаяся традиционной культурообразующей религиозной конфессией нашего Отечества и Церковью большинства населения, за эти десятилетия понесла до сих пор не восполненные потери. Еще несколько лет назад была сведена к минимуму образовательная деятельность Церкви, уничтожены ее приюты и богадельни. В подобном положении находились и другие традиционные конфессии. Поэтому не приходится удивляться, что с началом перемен в России совпало дальнейшее падение нравственности, расцвет деятельности самых опасных сект, проявления воинствующего национализма, а в последнее время — и террористические акты.
Предпринимались ли в канун потрясений 1917 года властями усилия по административному, законодательному, судебному пресечению разрушительных тенденций в тогдашнем российском обществе? Мы знаем, что да. Но мы знаем и то, что эти меры оказались недостаточными. И мы все должны ясно понимать почему. Позвольте привести вам сказанные в начале ХХ века слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, мо-гущественным и славным прежде, царство русское ныне так разслаблено, обезсилело, уничтожилось, всколеба-лось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколеби-мой основы истинной веры и в большинстве интелли-генции отпало от Бога, Который один есть непоколеби-мая во веки вечная держава, Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля — столько веков.» Это грозное предостережение не было принято нашими дедами, и за тем последовали и братоубийственные мятежи, и цареубийство, и гражданская война, и миллионы погибших в Гулаге…
К сожалению, нечто подобное мы с горечью наблюдаем и ныне. Все мы являемся свидетелями открытого пьянства на улицах, вызывающего и грубого поведения, а в последнее время и распространения наркомании. Со страниц газет, с экранов кинотеатров и телевизоров звучит назойливая пропаганда так называемого «современного образа жизни», в котором насилие, жестокость, сексуальные извращения и блуд, игнорирование всех нравственных ограничений представляется нормой поведения. И особенно страшно, что новые поколения, только вступающие в жизнь, просто не знают, что жизнь может быть совсем иной! Создается впечатление, что кем-то планомерно осуществляется задача убедить юных, что самая интересная, самая правильная, самая яркая жизнь — это когда ты следуешь своим желаниям, своим страстям, своим похотям. Наших молодых современников наставляют: «Вот если ты будешь таким, то тебе будет хорошо в окружающем мире, ты будешь гражданином мира, а не жителем захудалой страны».
Кстати, если мы обратимся к сегодняшней жизни США, то увидим, что в этой стране миллиарды долларов из федерального бюджета тратятся ежегодно на пропаганду среди молодежи здорового образа жизни, включающего в себя и сохранение невинности до вступления в брак. Первым указом, изданным после вступления в должность президента США Джорджа Буша стал указ о запрещении финансовой помощи «группам по планированию семьи», выступающим в поддержку абортов. Сразу после трагических событий 11 сентября 2001 года в эфире американских телеканалов, на экранах кинотеатров было резко сокращена демонстрация фильмов, содержащих сцены насилия. К сожалению, мы ничего подобного не наблюдаем в нашем Отечестве после недавнего захвата заложников на спектакле «Норд Ост».
Мы переживаем время, когда как никогда стали зримы нам слова евангельские, предостерегающие нас, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7, 13–14). Люди более старшего возраста с недоумением видят: то, что прежде казалось дурным, безнравственным, постыдным, стало не просто вроде бы извинительным, а даже нормой жизни! И наоборот, на человека, сохраняющего нормы приличия, смотрят как на чудака, как на отставшего от времени, как на больного. А ведь чувство стыда, чувство совести есть глас Божий в человеке. И если мы заглушаем его, если позволяем заглушить его в душах своих детей и сограждан, мы вступаем на опасный, погибельный, безблагодатный путь. И в отравленных душах растет ненависть, зло, зависть, нетерпимость, что и становится благодатной почвой для возрастания проявлений экстремизма, первопричиной нынешних и будущих трагедий.
Мы должны, наконец, предпринять серьезные шаги на общегосударственном, окружном и местном уровне, чтобы все, что наставляет человека к добру, к нравственной жизни получало приоритетную поддержку, а то, что открывает злу и пагубным страстям путь в человеческую душу, всячески пресекалось. Пока же наши сограждане не имеют даже права выбора: на телевизионных каналах, в кинотеатрах и концертных залах представлена практически только массовая низкопробная культура в самых страшных растлевающих формах. Если мы озабочены судьбой нашего Отечества, судьбой новых поколений россиян, мы должны кардинально изменить ситуацию пока не поздно.
Об этом мы уже говорили на первом заседании нашего Совета, и в этом, по-моему, мы были единодушны. Но если год назад мы не сталкивались еще с массовым террором в столице нашей Родины, то теперь мы каждый день становимся свидетелями ужасных событий, ранее просто немыслимых. Значит, проблема духовно-нравственных болезней общества стала за это время еще более острой.
Потому сегодня нам необходимо идти не только путем пресечения опасных действий, не только путем необходимого обличения тех, кто вступил на погибельный путь, не только путем предостережения от этого страшного искушения. Всем нам надо приложить также все силы для создания в обществе, в нашем Уральском Федеральном округе такой духовно-нравственной атмосферы, когда тенденции экстремизма не будут находить отклика в душах людей. Здесь нам надо следовать словам Евангельским: «сие надлежало делать, и того не оставлять"(Матф.23, 23).
Именно эта созидательная тенденция нашла отражение в Соглашение о сотрудничестве между Полномочным Представителем Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе и Челябинской, Екатеринбургской, Тобольской, Курганской епархиями Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), в аналогичных соглашениях, заключаемых Полномочным Представителем Президента с другими традиционными конфессиями. Сейчас, как никогда, необходимо наполнять каждый из пунктов этих соглашений конкретным содержанием. Будем самокритичны и признаем, что для этого нами использованы далеко не все возможности.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, перечислены направления, в которых Церковь видит широкие возможности со-трудничества между ней и государством. Это ми-ротворчество, социальная работа, образо-вание и воспитание молодежи, возрожде-ние национальной культуры, забота о воен-нослужащих и лицах, находящихся в мес-тах лишения свободы, укрепление семьи. Мы готовы содействовать открытию факультативов для добровольного обучения осно-вам православной культуры в школах. У нас есть успешный опыт организации реабилитационных центров для наркозависимых. Церковь и государственные органы могут и обязаны проводить совместную рес-таврацию религиозных сооружений, явля-ющихся памятниками архитектуры и ду-ховными центрами. Много интересных предложений есть и в области социальной работы, здравоохранения, воспитания детей и молодежи.
Однако развитие этих проектов сдерживают финансовые трудности религиозных общин. Ведь приходы и монастыри существуют на пожертвования прихожан и, следовательно, разделяют все тяготы, с которыми сталкивается сегодня пенсионер, студент, безработный. В условиях, когда государство не выработало механизм поддержки деятельности традиционных конфессий через льготы их благотворителям, декларируемое равенство всех религиозных номинаций оборачивается открытой поддержкой из-за рубежа сектантов или тех, кто свою прозелитическую деятельность скрывает под видом деятельности общественной, научной или оздоровительной, например.
При этом мы сталкиваемся с ситуацией, когда средства бюджета или предприятия не могут быть прямо направлены на содействие Церкви в ее социальном служении, в обеспечение деятельности тех же реабилитационных центров для наркозависимых. Нам предлагают создавать для этого фонды, общественные организации, то есть идти тем же путем, каким идут сектанты. Аналогичная ситуация в сфере образовательной деятельности. По-моему, если мы озабочены подлинным сотрудничеством ради духовно-нравственного оздоровления общества, то эту проблему надо решать.
К сожалению, мы с горечью видим, что пережитки богоборческих тенденций сохраняются в нашем обществе. И отделение Церкви от государства в этом случае превращается в господство атеистической идеологии в учебных заведениях. Русская Православная Церковь предупреждала об этой опасности в 1994 году в Определении Архиерейского Собора «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».
Мы готовы к сотрудничеству и считаем, что местным, областным и региональным органам вла-сти уже сегодня под силу осуществлять ор-ганизацию совместных проектов с приходами и монастырями Русской Православной Церкви, с другими традиционным конфессиями. Думаю, что такая рекомендация должна найти отражение в сегодняшнем решении нашего Совета. Мы представляем так же в распоряжение членов Совета для обсуждения в дальнейшем и наши конкретные предложения по противодействию деятельности экстремистских организаций, в основном — в религиозной сфере.
Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не раз подчеркивал, что только верность народа исконной религиозно-культурной национальной традиции способна духовно укрепить людей для успешного прохождения по-прища сложных исторических испыта-ний и губительных соблазнов. И, думаю все будут согласны, с мнением Первосвятителя Русской Православной Церкви, что «Су-меет ли Отечество наше преодолеть нынеш-ние нестроения и вновь заслужить пра-во именоваться Святой Русью — зави-сит от личного нравственного выбора каждого из нас. Ведь граница между добром и злом проходит по сердцу человека».
«Православная газета г. Екатеринбург».
Екатеринбург, 11 ноября, «Православная газета».
Преподобный Лазарь с детства отличался незлобием, кротостью, состраданием и любовью к бедным. Впоследствии он стал великим подвижником. Совершив путешествие ради поклонения иерусалимской святыне, он десять лет провел в монастыре святого Саввы в Палестине. Затем Иерусалимским Патриархом возведен в сан священника.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.