Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тайком от отца Нину в детстве окрестили бабушки – уральская и рязанская. Было это в Свято-Троицком храме г. Ирбита. Оттуда родом Нина Александровна Гончарова. Долгое время ей довелось общаться и даже бывать в доме у настоятеля этого храма, Антония. В ее личном архиве хранится старый снимок, где Нина Александровна сидит рядом с батюшкой под образами.Позже обстановка дома отца Антония поможет воссоздать кабинет священника Г. И. Левитского, где теперь находится музей радио.
Опытному музееведу и искусствоведу, каким является Гончарова, это явно удалось. Богоугодная атмосфера создана посредством трехрядного молебного уголка, где иконы покрыты расшитыми полотенцами, святого Евангелия, церковных облачений. Возможно, именно в таком молебном уголке творил молитву Александр Попов, когда жил в этом доме у старшей сестры – жены священника Левитского и учился в духовном училище. Позже будущий изобретатель будет учиться в Пермской духовной семинарии. Он должен был бы стать священником в седьмом колене, если не распознал бы с божиего попущения природу радиоволн.
Н. А. Гончарова тоже готовила себе судьбу иную, приехав в столицу Урала поступать в университет на факультет журналистики. Журфак оказался твердым орешком. Отдала документы на филологический – зачислили на вечернее отделение. Надо было где-то работать. Лаборатория института физики оказалась первой ступенькой в трудовой деятельности и серьезной школой. Однако требовался стаж по специальности. Пришла поработать в Свердловский областной краеведческий музей пока не освободится место на кафедре истории партии УрГУ. Нина Александровна умела печатать на машинке, и ее приняли. Становлению молодого музейщика помог директор СОКМ А.Д. Бальчугов.
2 октября исполнилось 28 лет ее трудового стажа в СОКМ, а 15 октября Гончарова получила правительственную телеграмму от члена Совета Федерации В. Г. Трушникова о присвоении ей звания “Заслуженного работника культуры РФ”. Награда заслуженная: за многолетние труды по привлечению, сохранению и изучению предметов старины, имеющих для краеведов историческую ценность, а также уральского иконного наследия и его популяризации.
К приезду в г. Екатеринбург Патриарха Алексия II в 2000 году в резиденции губернатора была устроена выставка, посвященная выходу книги “Невьянская икона”. В числе основных организаторов была Гончарова. С тех пор там была устроена не одна выставка с помощью опытного искусствоведа и ее единомышленников.
— Весь наш авторский коллектив получил губернаторскую премию “За выдающиеся достижения в области литературы и искусства”, а сама книга получила малую серебряную медаль Российской Академии Художеств “За вклад в искусствоведческую науку, связанный с открытием уральской иконописной школы”.
— Понятие школы предполагает наличие мастерских, — начала делиться познаниями Нина Александровна, — где бы навыки и традиции передавались в семьях старообрядцев из поколения в поколение по мужской линии. Мальчиков начинали обучать с пяти лет. До 12 лет они ходили в учениках, затем подмастерьями, и только в 15 лет юноша постигал искусство иконописания. Женщины занимались другими богоугодными делами: расшивали бисером и стеклярусом домовые молебные иконы.
Установить и доказать наличие уральской иконописной школы Гончаровой удалось с помощью многочисленных подписных икон, у которых по нижнему краю доски значилось: кем, когда, и для кого писалась икона.
В красно-коричневое время люди боялись держать у себя иконы. В музей стали приходить письма с просьбой принять от них семейные реликвии. Нередко сами привозили иконы и дарили музею. Сотрудники на свой страх и риск принимали дары. С возобновлением историко-бытовых экспедиций по Уралу привозили много ценных икон.
К середине 1970-х из церквей и часовен стали красть святыни. Коллекционеры-собиратели знали, как высоко они ценятся на антикварных аукционах. Во многих уральских городах одной бандой были совершены ограбления нескольких церквей. К счастью, банда эта была разоблачена, а награбленное имущество конфисковано. Оно, как и полагается, подлежало экспертизе, описанию и хранению. Таким экспертом стала хранитель областного краеведческого музея Нина Александровна Гончарова. Теперь она вспоминает те времена, сжимая ладонями виски:
— Я панически боялась, когда за мной приезжали. Временами на сборы почти не отпускали и быстро сопровождали меня в свою машину. В 1976 году дело по той банде было завершено. В числе конфискованных икон было “Рождество Христово” – самое значительное приобретение. С этой святыни началось мое изучение уральского иконописного наследия.
По записи на иконе исследователю удалось установить, что написана она была в 1930-е годы XIX века иконописцами Богатыревыми по заказу Стефана Ивановича Баландина, екатеринбургского золотопромышленника, купца, старообрядца.
— Богатейшая живопись! – с восхищением вспоминает Нина Александровна, – это было время расцвета невьянской иконописной школы. Почти 2-метровая доска отличалась сложностью сюжета и техники исполнения. Жаль только, что не сохранился оклад. Икона с прорезным фоном явно была в окладе: об этом свидетельствовали гвозди в торцах иконы. А каким богатым был этот оклад — можно себе представить, если изготовлен он был по заказу золотопромышленника. Состоятельные люди всегда делали щедрые вклады в храмы.
По признанию Гончаровой, чем больше накапливала она знания по уральской иконописной школе, тем отчетливее понимала, как мало она еще знает. На ее счастье, выпала стажировка по древнерусскому искусству. В Санкт-Петербурге, на базе Русского музея, Нина Александровна целый месяц изучала этот вопрос. Этому опыту она отдавала все свои силы и душу, поэтому ее пригласили и на второй год.
Между тем, к местному иконописному наследию столичные музеи не оставались равнодушными. Нина Александровна сама видела, как вывозили домашнюю молельню из Нижнего-Тагила для Эрмитажа. В собрании нашего краеведческого музея к тому времени появились иконы – “Чудо Георгия” XVII века, “Благоразумный разбойник Рах” конца XVI — начала XVII веков. (Это тот самый разбойник, который был распят вместе с Иисусом и которому было обещано за его веру “…Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю” (Лк. 23, 43).
К 1978 году центральное фондохранилище СОКМ пополнилось значительной коллекцией икон из невьянского краеведческого музея, что по праву делало его одним из лучших в области и привлекало музейщиков в поисках опыта. Гончарова решила, что пришло время заявить об уникальном собрании, и сделала доклад для высокой музейной аудитории. С ним она выступила на конференции в Русском музее. Некоторым представленный материал показался недостойный внимания и они стали покидать зал. Среди прочих нашлась мудрая женщина и поддержала исследования нашей землячки:
— Деточка, не волнуйся: занимайся этой темой дальше, – придет время твоей иконы!
Она так и сделала. Появились первые публикации, выставки из истории религии Урала, круг единомышленников, издания.
Было время, когда музей собирал иконы, наступили времена, когда пришлось их возвращать. Благодаря записи на иконах, где указывалось, какому храму они предназначались, удавалось передавать святыни по адресу. На одном из снимков в фотоархиве запечатлен момент передачи иконы “Прославление Богородицы” в Старопышминский храм. Пришел черед и мощей Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца. За мощами в областной краеведческий музей к хранителю Н.А. Гончаровой приехал сам Владыка Мелхиседек.
— Он лично посмотрел специальное помещение, где на помосте стояла рака с мощами покрытая шелковой тканью, и выразил удовлетворение условиями хранения святыни, — вспоминает свое волнение и радость от такой высокой оценки Нина Александровна. – Он даже картотеку мою изучил внимательно, благословил и пригласил в свою резиденцию. Я с большим удовольствием согласилась. Он был человеком глубоких светских знаний, широкой эрудиции и, безусловно, знатоком богословской науки.
Эта встреча и ряд других причин стали толчком к самосовершенствованию и Гончарова вновь поступает в университет. Естественно, с 1 курса темой диплома искусствоведа становится иконописное наследие Урала, а семейным делом – изучение церковных ремесел. Юрий Анатольевич Гончаров — старший преподаватель кафедры музееведения (супруг Нины Александровны), а теперь и директор Невьянского историко-архитектурного музея. Преподает своим студентам спецкурс “Русские православные монастыри” и “Церковные ремесла Урала”.
Жизнь идет своим чередом. Нина Александровна занимается любимым делом. Нередко вспоминает первые шаги в музее, когда обустраивались со своими фондами в Храме Александра невского. Помнит, как отмывали его своды от побелки, освобождая настенную роспись, выгребали с чердака и колокольни ведра птичьего помета, зарабатывая астму. Сейчас она вместе с коллегами упаковывает фонды, с тем чтобы освободить и передать сам храм церкви. Понимает – это нужно было бы сделать рано или поздно, но слишком мало времени отпущено на переезд. Для фондов в 500 тысяч единиц хранения необходимо по правилам 2 года. В помощь дали солдат. Некоторые сотрудники уволились, – для них недоступным оказалось место будущего расположения: Сибирский тракт.
В один из воскресных дней поехала в Свято-Троицкий Кафедральный Собор, чтобы самой увидеть последний дар музея – икону “Образ Страшного Суда Божия”, который Гончарова передала отцу Игорю благодаря помощи коллег и поддержке министра культуры Свердловской области Н. Ветровой. Огромная – в 3 метра высотой, некогда черная после пожара, доска, теперь освобождена от слоя копоти и вскипевшей олифы. По благословению архиепископа Викентия с иконой работала реставратор СОКМ Татьяна Гордиенко. На большой храмовой иконе уральский иконописец разместил кромешный ад напротив рая: по правую руку от Бога-отца и сына – Иисуса Христа находятся праведники, по левую – грешники. Действительно – страшный суд. После службы я стояла возле иконы не одна:
— Мало, наверное, кто попадет из нас в рай, — сокрушалась пожилая прихожанка.
— Успеем еще вымолить прощение, — взялась утешать осторожно.
Про себя подумалось – может быть… Уж слишком много грехов указано на теле змея в огненной реке. Всех и не счесть, иные — за древностью доски — вовсе не читаются: ложь, идолослужение, гордость, ярость, объядение, сребролюбие, блуд, гнев…
иерей Сергий из Кафедрального собора так высказался о появлении новой иконы:
— Хорошо, что возвращаются святыни в храмы, – здесь им и место. Скоро и крест-мощевик выставим, как только оклад обновим: люди смогут приложиться к святым мощам. Спасибо музею.
Сюда Нина Александровна приходит душу успокоить, спокойно подумать о завтрашнем дне. Еще ее тянет в Елизаветинский храм, к частицам мощей Святого Симеона Верхотурского, служению которым она отдала годы.
Наталья Рукавичникова
Екатеринбург, 28 октября, «Православная газета». Сегодня в 10 часов утра в Свято-Пантелеимоновском храме Екатеринбурга открылся трехдневный семинар «Семья, как фактор предотвращения рецидивов наркомании»
Екатеринбург, 28 октября, «Православная газета». В пятницу архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий направил письмо министру
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.