Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Я умру, но только б не сейчас:
Не готов, хотя довольно пожил.
Вот и гибель сзади у плеча,
но пока еще помилуй, Боже.
я умру, но только бы не здесь,
не в больничных суетных палатах.
Для меня, надеюсь, место есть
Средь берез
в медсестринских халатах…
Иеромонах Роман
Милосердие – милость сердца, дарение ближнему этого бесценного дара Божия. Это служение не ради денег, славы, почестей, похвал – это служение во имя Того, Кто оказал человеку наивысшую милость – простив ему все, освободив его от плена греха и смерти, омыв Своей Пречистой Кровью, добровольно распявшись на Голгофском Кресте, истлевшую от болезней греха человеческую душу – даровал Божественной милостью вечное блаженство Своей спасительной Любви.
Милосердие – это веление нашего сердца, нашей души. Кого опалила горечь страданий, боль потерь и невзгод, невыносимые муки и скорбь от одиночества души в этом погибающем мире, тот никогда не сможет равнодушно пройти мимо протянутой для помощи руки ближнего.
Отовсюду печаль,
отовсюду томленье,
И рождается
в муках дитя, вопия.
О, земная юдоль,
о, купель очищенья,
Смертоносна
без Господа
горечь твоя!
Травматологическая больница… какое страшное слово – сквозь него слышится боль, ужас, страдание, смерть… Как сложно порой совместить в своем сознании то, что человек, образ Божий, неповторимая, уникальная личность, призванная Богом из небытия в бытие, в мир для радости, счастья, творчества и любви, вынужден страдать, мучаться и умирать. Травмы тела, травмы души… Тесные палаты переполнены – спертый воздух наполнен специфическими запахами. Люди лежат месяцами в условиях, которые трудно назвать хорошими. Операции, перевязки, процедуры – и опять боль, боль, боль. Человек изо дня в день страдает и не находя в своих страданиях смысла, приходит в отчаяние: “за что? за что мне все это?!”
Палата №303. Страшная палата – здесь место, где решается судьба больного. Из реанимации его переводят в эту палату, где он находится неделю. Ему дают необходимые лекарства, ставят системы, но бывает и такое, что в следствии тяжелейшей травмы, не смотря на все страдания врачей – организм не выдерживает и человек умирает. Здесь люди находятся в бессознательном состоянии, в болевом шоке и порой на них страшно смотреть – как сатана глумится над созданием Божиим, как он способен искорежить, изломать человеческое тело, когда тот отходит, отрекается от Бога, Его спасительной любви. Сердце сжимается от боли, когда видишь плоды сатанинской злобы и ненависти в страшных увечьях тел, кровавых ранах и глубоких язвах человеческой души.
Владимиру 50 лет. Когда мы впервые его увидели, мы приняли его за 80-летнего старика. Он лежал у окна. Ничей. В этой палате разрешают родственникам ухаживать за тяжелыми больными, т.к. персонала не хватает. Когда мы подошли к его кровати, его тумбочка была пустой, на ней стоял казенный стакан и ложка. Лицо у него было изможденное страданием. Он попросил пить. Мы дали ему святой воды и помазали святым маслом от иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона. Когда ему стало получше, он смог рассказать о себе “я не местный. Работал дальнобойщиком. Была семья, два сына и жена. Жил как все. Работал, зарабатывал. Но вот пьянка сжигала все. Потерял все, что имел. Жена умерла, старший сын в тюрьме, младший убежал из дома. Попал я в аварию на «камазе». Вот привезли сюда, жду операцию”. У Володи травма позвоночника и очень тяжелая. Он знает об этом, но все равно надеется, что встанет. Когда мы разговорились о Боге, он недоуменно смотрит на нас, будто впервые слышит об этом. Как печально порой бывает, когда человек на пороге смерти узнает то, для чего он призван был в жизни. Мы приходим к нему, приносим ему домашнее питание, фрукты. Беседуем о Боге, о Его Любви – и человек преображается. Он ждет нашего прихода с таким нетерпением, что даже медсестры удивляются: “Володя нас измучил своими вопросами: “А сестры милосердия когда придут? Скоро?” мы разговариваем с ним о Таинствах, о Церкви – он слушает как ребенок, затаив дыхание, впитывая каждое слово. “Когда я выздоровлю, я поеду в монастырь и буду работать там до последних дней своей жизни”, — говорит он со слезами на глазах, глядя мимо меня, может быть видя душой Того, Кто Своей милостью обогрел его измученное сердце.
Постепенно его душа была готова к Встрече – мы стали готовиться к исповеди, первой в его мучительно-длинной и бесцельной жизни. Когда я сказала Володе: “Господь готов простить тебе все. Он любит тебя как ни один человек не способен полюбить. Он ждет твоего покаяния. Он ждал долгих 50 лет. Забудь на время о своей болезни, о своем состоянии – через несколько дней ты встретишься с господом. Что ты Ему скажешь и за что будешь просить прощения? – это сейчас важно!” – он был потрясен. Да, он слышал о Боге, может в далеком детстве, но никогда никто ему не говорил, что возможна такая встреча, и что бог может его простить. “Он простит? Правда?!” – его серое небритое лицо задрожало, по щекам потекли слезы. Он закрыл глаза и замолчал. Под серой простынью видно было, как грудь часто поднималась от ударов сердца.
…И, спотыкаясь всюду,
как слепой,
В полубреду
просил себе мученья…
Когда же я заплакал
пред Тобой,
Тогда Ты дал мне
даром отпущенье.
Когда мы встретились с лечащим врачом, я спросила почему Володе не делают операцию, он ответил: “У него не только травма позвоночника – у него рак спинного мозга IV степени. Ему нельзя делать операцию, он умрет на операционном столе”. Когда я вышла из ординаторской, то почувствовала, что время вмиг сократилось и что надо этому человеку умирающему от рака, оказать просто материнскую заботу. Он стал нашим первым больным, благодаря которому многие наши сестры милосердия научились теплой сердечной молитве. Мы все хотели, чтобы он выжил. Мы молились и надеялись. Но Господь рассудил иначе по Своему Премудрому Промыслу. В очах Божиих важна не длительность нашего земного бытия, а его качественность. Если человек достиг покаяния, омыл душу слезами раскаявшегося разбойника – Господь готов принять его в Свои любящие объятия, как Отец своего блудного сына…
Мы приехали с отцом Евгением рано утром в понедельник. Володе было уже очень плохо, он уже несколько дней ничего не ел, только пил воду и ждал нас. Когда мы вошли в палату, увидев о. Евгения, Володя зарыдал: “Батюшка, ко мне? Неужели батюшка пришел ко мне? И за что мне?” Больше от потрясения он ничего не мог сказать. Я вышла. То, что происходило в эту минуту в палате – была Тайна встречи человека, потерянного и потерявшего все, изломанного душой и телом – с Богом. Милосердный Господь нашел в этой больнице, в этой страшной палате, Свое несчастное создание. Он пришел не как строгий Судия, а как любящая мать, однажды потерявшая и вновь обретшая свое больное дитя.
Володя умер через день. Он умер без мучений, очень тихо – примирившись с Богом и людьми, попросив у всех прощения. “Смерть христианску, непостыдну даждь ми, Господи…” – просим мы в молитве. Что есть такая смерть, как не та, когда душа прощена. Когда мы узнали, что Володи больше нет, мы все плакали. А Аня сказала: “наверно, он когда-то в своей жизни тоже сделал что-то милосердное, что Господь дал ему такую милость – исповедаться и причаститься Христовых Таин”. И я подумала: “Да, действительно, жизнь его прожита так ужасно, сплошное пепелище – а какое покаяние, какие слезы в конце жизни, какая жажда Бога, встречи с Ним. Значит что-то было в жизни, хоть мгновение милости к ближнему.
О Мати Света
не остави нас,
Выщи мене,
Единая Отрада.
Да оживет во мне
хоть в смертный час
Разбойничья
спасительная правда.
Сестры милосердия… Что это за люди? Обычные женщины с добрыми любящими сердцами. Они готовы нести милость тем, кто в ней нуждается, кто лишен этого и страдает и мучается от того, что вокруг столько спешащих, озабоченных, занятых людей, а рядом – никого. И в этом одиночестве, в этой боли человек любя и служа ближнему, возможно познать смысл жизни и прожить ее, достойно человеку.
Епархиальный отдел сестер милосердия.
Объявляется набор сестер милосердия для служения при больницах города Екатеринбурга. Принимаются женщины от 20 до 60 лет православного исповедания. Прием: по вторникам с 15 до 18 в храме целителя Пантелеимона
В Екатеринбурге побывал руководитель московского медико-просветительского Центра «Жизнь» священник Максим Обухов. По благословению Владыки Викентия он провел для студентов, а также для всех желающих слушателей цикл бесед «И будут двое во плоть едину»
Екатеринбург, 24 октября, «Православная газета».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.