Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (215) → Святотатство

Святотатство

№38 (215) / 8 октября ‘02

Жизнь

С тех самых пор, в которые
Наследство темное оставили,
С того забвенья всей Истории,
С того распятья Православия –
Полями, селами и пашнями,
Не сознавая нашей драмы,
Идем, бредем –
фигуры страшные,
Как обезглавленные храмы.

Н. Карпов

— Хотите букет? – спросила женщина неопределенного возраста, указывая на пышную массу цветов, возложенных к Вечному огню. И не поняв моего недоумения, добавила: — Вот этот ведь совсем еще свежий… Берите!

Но прежде – о хорошем.

…На кладбище, что раскинулось за стенами Иоанно-Предтеченского храма, осень. Может быть, нигде она не проявлена так ярко, как в этом мире покоя, где каждый заросший холмик напоминает о вечности. Кто-то подметил, что покойники смотрят в небо. А там, в вышине, — верхушки деревьев, что радостно вспыхивают под лучами солнца, но стоит налететь ветру, как листья, будто того и ждали, срываются с веток и засыпают могилы – забытые и ухоженные, с красивыми памятниками и без…

Рядом с храмом покоятся известные екатеринбургские купцы Телегины, внесшие немалые средства в дело процветания родного города. Высокие каменные памятники прошлого века, мемориальная доска на ограде, повествующая о благих делах этой достойной семьи. На средства старшего из Телегиных – Арсения Стефановича и построен Иоанно-Предтеченский храм. Невольно думается: теперешним бы предпринимателям – да их щедрости…

По другую сторону аллеи – место последнего упокоения схиигумении Магдалины (Досмановой), настоятельницы Ново-Тихвинского женского монастыря. Рядом с ней – инокини Варвара и Ольга, монахиня Лидия, чуть дальше – старица Серафима. Кажется, ангелы летают над ними. Чистота, калитка на задвижке, за свежевыкрашенными оградками дружно цветут астры и анютины глазки. Благодать.

Но отдалимся от храма и пройдем в глубь аллеи: здесь люди нередко дожидаются попутчиков, чтобы идти дальше вместе: говорят, всякие нехорошие случаи бывают…

Теперь – об этом самом.

Надругательства на пустынной аллее кладбища терпят не только живые. Обижают и усопших. Вот могила заслуженного артиста РСФСР Закаткина Алексея Сергеевича. На памятнике – лира, символизирующая служение искусству. На фотографии – мелкие следы… дроби? Или чем другим метили в глаз, да попадали мимо, прежде чем достигли цели?

Тагильцев Александр Евгеньевич. Благородное лицо. Год смерти – 1954. Те же следы, только уже все лицо, словно оспинами, побито.

Артистка оперы Томашевская Александра Дмитриевна. Опять то же самое. Только чудом сохранились красивые черты лица, а следы непонятного издевательства – вокруг.

Звездочка. Военный. Китаев И.Н. на фотографии “выбита” щека. Далее – опять лира. Здесь покоится актер музкомедии Макс Карлович Биндер. Только теперь фотография для разнообразия исцарапана острым предметом, более всего – по глазам.

“Дорогому мужу от жены” – написано на скромном камне, установленном на могиле неизвестного нам М.В. Ситникова. Верхняя часть его отворочена и лежит на земле. От времени? Может быть. Но совсем рядом – такой же памятник, и там то же самое. Рухнули одновременно? А многие фотографии с памятников и вообще исчезли. Зияющая пустота вместо них…

Разные знаки времен запечатлелись в надгробьях: звездочки и кресты, и даже серп и молот, и слова расставания, и благодарность Богу за все… Разных людей свела кладбищенская земля. Вот на одном пространстве захоронены: почитаемый старец иеросхимонах Константин (Шипунов), неподалеку – организатор Красной гвардии на Верх-исетском заводе Петр Ермаков и гордость уральской литературы сказочник Павел Петрович Бажов.

Возле громоздкой каменной фигуры писателя в теплые дни “тусуются” молодые люди. Надписи, которые они оставляют после себя, бумага не стерпит. Да и разбираться в них – значит терять свое достоинство. Окурки, плевки, жестяные банки…

Надгробный памятник на могиле революционера-красногвардейца облит кроваво-красной краской, вверху начертан фашистский знак. Воюем? Только вот с кем – с мертвыми? Не знаю, лил кровь Ермаков или только вдохновлял других на битву за идеалы, во имя которых все это и затевалось, но вот какая кровь стоит за свастикой, известно хорошо. Так о чем вы, господа осквернители?

Могилка отца Константина радует глаз ухоженностью, яркой, заметной издалека оградкой. Здесь же – зеленая, цвета травы, скамеечка, куда приходят посидеть, побыть наедине с праведником, попросить заступничества. Может быть, это место обошли святотатцы? Ничуть. Всего лишь несколько месяцев назад могила была поругана: сломан деревянный крест, возле которого редко кто не останавливался, чтоб поклониться… Отметим, что речь идет лишь о главной аллее кладбища; в глубине же и сатанинские обряды справляются.

Какую правовую ответственность влечет кощунство? Боюсь, что криминала нынче столько, что охранникам порядка просто не до усопших – они безгласны. Но вот с позиции Православной Церкви прокомментировать происходящее я попросила священника Вячеслава Зайцева. Его ответ:

— В миру такие действия расценивают как хулиганство, но это гораздо больше, чем хулиганство, это – варварство, глумление над беззащитными, святотатство. В духовном отношении можно расценивать как смертный грех. Такое могут совершать лишь нелюди, и каждый из них будет отвечать перед Богом.

…Разные, порой очень далекие даты смерти стоят на памятниках, а вот осквернители, кто бы они ни были – бродяги или с виду благополучные люди, молодые или не очень, — бесспорно представляют одно поколение: наше, безбожное.

Конец аллеи (если идти от храма) выводит к мемориалу, воздвигнутому в память сражавшихся в годы гражданской войны. Над именами погибших, высеченными в металле, — пронзительные слова: «И мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья, ведь мы вложили в него нашу жизнь». Взять отсюда цветы мне, слава Богу, не предложили. Но ребятишки здесь лихо катаются. Наверное, мемориал для них – просто подобие горок, не больше.

 
Жизнь

Размышления о грустном празднике

Скорбеть о себе, об обществе, о своем сиротстве в мире может каждый, но только верующий в Бога может силой этого чувства обратиться к Живому Богу…Митрополит Антоний Сурожский Минул негромкий мирской праздник – День пожилых людей.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс