Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Христианство всегда умело ценить и любить красоту. Бережно хранились в веках православные традиции храмостроения, иконописания, церковных ремесел. Но вот беда — одна маленькая деталь почти исчезла из наших храмов. В старину над каждой иконой висело расшитое полотенце. Без него не обходился ни один праздник в церкви. На венчании, крещении, отпевании усопших оно было непременным атрибутом. Ведь сам рушник символизирует путь жизни человеческой.
За возрождение этой доброй традиции ратует мастер церковных ремесел, знатная узорница, создавшая за 50 лет трудового стажа собственную зауральскую школу ручной художественной вышивки, Галина Сергеевна Душкина.
В канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в областном краеведческом музее при активном содействии Свердловского и Курганского филиалов Российского Фонда культуры открылась выставка “Тайна вышитого узора”. На ней представлены работы курганских мастериц студии “Кудесница”, руководит которой Галина Сергеевна вот уже 33 года.
За эти годы ее ученики (а сколько их — Душкина со счету сбилась), стали опытными вышивальщицами и уже самостоятельно ведут занятия в девяти студиях г. Кургана по ручной художественной вышивке. Работы курганских мастериц находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. Двадцать вышивальщиц носят звание – Мастер золотые руки, а их наставница — звание Заслуженного работника культуры РФ. Студия “Кудесница” имеет много дипломов, наград и звание – Народный коллектив, а Г. С. Душкина является победителем I Всесоюзного фестиваля народного творчества, удостоена медалей “За доблестный труд”, “50 лет Победы в Великой Отечественной войне” и серебряной медали ВДНХ за достижения в искусстве.
Русскую мастерицу признали и за рубежом. В ее активе 11 международных выставок, а в США она удостоилась медали и нагрудного знака “Золотая игла”. В качестве мастера церковных ремесел Галина Сергеевна участвовала во Втором и Третьем Всемирных Русских Народных Соборах, а в Суздальском женском монастыре она обучала приемам старинной монастырской вышивки.
Два дня любовалась я искусной вышивкой бисером, стеклярусом, жемчугом по бархату; ручной вышивкой по белому льняному полотну; ручным шитьем по кисее и шифону; вышивкой шерстью или шелком. Свадебные и дарственные рушники, русские шали, вечерние шарфы, пелерины и накидки — совершенное великолепие. Верх мастерства вышивальщиц — иконы, обрядовая вышивка, монастырская вышивка, вышитые картины, гобелены, столовое белье, интерьерная вышивка.
— Нельзя без веры в Бога создать такую красоту, — открылась мастерица. — Рано или поздно это начинают понимать и мои ученицы. Перед началом работы теперь каждая вышивальщица постится, молится и просит: «Господи, благослови!», а завершают работу благодарением: «Слава Тебе, Господи!». Сама атмосфера в студии, когда «без Бога — ни до порога», очень благоприятствует творческому настрою. Так было и в старину. Собирались ли дом рубить, урожай собирать, сено косить, да хоть дитя рожать — все с молитвой.
Верующий и надеющийся на Бога найдет и утешение, и одобрение, и помощь. “Молитвы и труд — два течения в одной реке, в одном русле, в одну сторону. Тут деяние и разум вместе идут”.
— Сейчас такое время, когда веры ни во что нет, — считает Галина Сергеевна, — осталась только вера в Бога. Мои последовательницы — все верующие. В рукоделии и молитвах многие из них нашли утешение. Кто овдовел, как я теперь, кто сына ждет из армии, кто озабочен устройством личной жизни дочерей, кто-то, как наши беженки из Грузии, вынуждены были покинуть родные места. В студии они успокаиваются, отогреваются, радость в труде находят, в общении, в результатах работы.
Там нет никакого соперничества, пустословия, чувства зависти и гордыни, а только кротость и смирение. Такая обстановка формирует характеры кудесниц. А раз так складывается, то не может быть неудачным дело, начатое с молитвой, ведь оно начато с любовью, надеждой и верой.
— Благим делом занимаетесь — вкладом в возрождение России! — окропляя святой водой подобную выставку на фестивале православной культуры “Царские дни”, благословил труд курганских мастериц архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В ответ на такую высокую оценку их творчества Мария Евстафьевна Мишина — член студии “Кудесница” – сделала дарение, вручив Его высокопреосвященству собственноручно вышитый рушник. Для этой недавно овдовевшей женщины рукоделие тоже стало приятным утешением и смыслом жизни. В память о муже и в надежде на молебен за упокой его души сделала она дарение Храму. Нина Евгеньевна Пылкова за такое же дарение получила Святое Евангелие от самого Патриарха Алексия II. Впрочем, более всего мастерицы своим примером хотят сподвигнуть местных мастериц – а их и в нашем городе немало – делать подобные вклады в храмы Екатеринбургской епархии. Когда будут украшены рушниками иконы 306 ее храмов — славная традиция уже навсегда поселится в Православной Церкви. Специально к этой выставке приурочила свое дарение Храму-на-Крови Екатерина Михайловна Налетова. На своем полотенце она вышила: “Пусть память о святых живет в веках”.
— Как преобразился ваш город теперь, когда возродилось столько Храмов! — порадовалась Екатерина Михайловна. — Свято-Троицкий собор такой большой и красивый. Храм-на-Крови — монументальный, великий, отовсюду видно будет, а какая славная часовенка появилась у памятника Татищеву и де Генину!
Главная кудесница любит говорить: “Женщина верующая и владеющая рукотворным мастерством никогда не будет пустодонкой, — и добавляет, — женские руки убытка в дом не несут”. Так и было на Руси заведено. Как только девка заневестится, в 12 лет садили ее перышки щипать себе на перину, полотно заготовлять для столового белья. Одних полотенец надо было вышить дюжину, да еще семишник на каждый день недели. По приданому судили, какой хозяйкой будет невеста. До свадьбы жениха задаривали кисетами да рубахами. Чтобы молва по деревне добрая ходила, должна была молодуха гостей в избе принять и угостить как следует. Для этого требовалось 16 перемен блюд приготовить: и гороховый кисель, и мамалыга, и шаньги, и прочее, и прочее.
На открытии выставки мастерицы подарили музею филейную скатерть, без которой невесты на Руси замуж не ходили. Директор Свердловского филиала Российского фонда культуры Ольга Михайловна Голова подарила гостям песню о Екатеринбурге и пригласила публику на мастер-класс по обрядовой вышивке. Тут современные дамы и ахнули, увидев необыкновенной красоты рушники. На свадебном – алым вышито: “Совет да любовь” да птицы разные, цветы диковинные на древе родословном, и все с семенами, чтобы не было пустоцветов. Молодуху на омовение поведут, полотенцем оботрут, да приговаривать станут: “Чтобы сына родила, да еще понесла”.
“Жизнь дана на добрые дела” — читаем на оконечьях одного рушника. На другом — “Пляши Варюшка на моей пирушке”. Рисунки для таких полотенец брали с оберток заграничного духового мыла, которым женихи баловали своих невест. На новосельском рушнике красивый дом с садом вышивали и надписью: “Мир этому дому”. На дарственном мог быть отвлеченный рисунок со словами : “Кого люблю, тому дарю”. В дорогу собирала мудрая хозяйка мужа, пирогов напечет и полотенцем укроет, где напутствие вышито: “Доброго пути”. Не раз потом в дороге муженек прикоснется к рушнику да и вспомнит дом родной, жену любимую и заботливую, и постарается скорей вернуться. Вот и получалось, что «бабий ум дороже государевых дум”.
Символом крепкого подворья на древней Руси был конь. Вышитые навстречу друг другу кони — частые мотивы на рушниках. Хозяйка в доме — жена. Она изображалась на полотенце как краля, пава, птаха с зернами в брюшке -символ сытого желудка, достатка в семье. Маленьким чайным полотенцем вытирались чашки в присутствии гостей, чтобы выразить уважение. Были и чайные столешницы — дорожки. Клали их поверх скатерти. Рукотертами называли рабочие полотенца из грубого полотна, которые использовались на пашне, сенокосе, когда дом рубили.
Эту науку с 14 лет Галина Сергеевна впитывала от своей бабушки — первой на селе узорницы. Она сама создавала узоры для половиков, рушников, шалей, скатертей. С тех пор прошел не один десяток лет, когда и сама Душкина стала признанной узорницей.
В зауральском крае после войны народ появился разный — татары, казахи, мордва, чуваши, казаки, украинцы, белорусы — отсюда и узоры “заезжие”. Еще вышивальщицы знают точно: стоит освятить вышитое полотенце и укрыть больного человека — обязательно полегчает. Они это проверяли.
— Какой же все-таки ваш самый любимый узор? — спрашиваю мастерицу.
— Тот, которого я не знаю, — задорно ответила она. — Ведь только глади более 40 видов есть!
А сколько еще откроется с Божьей помощью! Сегодня Галине Сергеевне 75 лет, а она даже очков не носит и утверждает, что цветная вышивка зрение восстанавливает. И какие ласковые слова, кроме молитвы, каждый день у нее на слуху при рукоделии: “лапонька”, “четенка”, “кудряши”, “колоски”, “денежка”, “ягодка” — поневоле настроение всегда хорошее. Хотя, конечно, проблем — хоть отбавляй.
Дочь Галины Сергеевны и две снохи тоже научены рукоделию. Гобелен дочери, музыканта по образованию, выставлялся в Третьяковке. И что важно, современные женщины знакомы со своими корнями и находят очищение, вдохновение в народном творчестве.
Истинная красота всегда возвышает, облагораживает, просветляет человеческую душу и ставит перед нею идеалы добра и правды.
Журнал «Подарок детям» Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии начал издавать в этом году. Первый номер ярко-красочного детского православного журнала вышел на Пасху, второй – к Троице.
Скорбеть о себе, об обществе, о своем сиротстве в мире может каждый, но только верующий в Бога может силой этого чувства обратиться к Живому Богу…Митрополит Антоний Сурожский Минул негромкий мирской праздник – День пожилых людей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.