Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
25 сентября – празднование перенесения мощей святого праведного Симеона из с. Меркушино в Верхотурье.
У раки с мощами святого праведного Симеона в Преображенском храме в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре несет послушание инок Далмат. С любовью он встречает всех приходящих ко святым мощам, то и дело открывает окошечко, чтобы паломник мог приложиться к честной главе праведника. Сколько раз за два дня в Верхотурье и автор этих строк прикладывалась к благоухающей главе праведного Симеона с просьбой не оставить, заступиться, потому что сильна молитва этого святого, известного всей России. Вечер. В полутемном храме почти никого нет, мы сидим недалеко от раки на деревянной лавке. Отец Далмат рассказывает о судьбе мощей и о своем служении у раки, прервав рассказ только для того, чтобы открыть мощи для припозднившейся группы из Ярославля. Паломники усердно кладут земные поклоны, благоговейно прикладываются к святым мощам. Никто, проделав сюда долгий путь, от праведного Симеона не уходит неутешенным.
— Отец Далмат, вы давно стоите у раки святого праведного Симеона?
– На праздник праведного Симеона будет шесть лет, как я в этом монастыре. До этого четыре года я находился у его мощей в Екатеринбурге в храме Всемилостивого Спаса.
— Как Господь привел вас на это служение?
— Господь с детства вел меня к этому праведнику. Мне хотелось с детства монашество принять, я просился у матери в монастырь. Мой брат, когда ему еще не было тринадцати лет, бросил школу и убежал в Псково-Печерский монастырь. Там постригся в монахи, оттуда приезжал, привез мне четки, старый параман, который дается при монашеском постриге -крест с лямками и нашивками, принадлежавший почившему старцу Симеону, постриженному в честь праведного Симеона. У меня такая радость была, я надел его на себя и все его дома носил.
Мы жили в Нижнем Тагиле, а там мощи прятали в запасниках музея. Когда мне исполнилось семь лет, в музее был ремонт и мощи выставили из запасников в открытую часть. Святой Симеон многим людям являлся, говорил, что его мощи тут находятся и можно прийти поклониться ему. Верующие пошли туда. Это было в 1964 году, перед самим праздником святого праведного Симеона. Приехали и мы с матерью, приложились к мощам, и я просил своими детскими словами: “Святый праведный Симеоне, помоги мне попасть в монастырь, стать монахом!” И такую радость почувствовал, что принята моя молитва. Я попал к мощам самый последний, их сразу увезли в Екатеринбург. Строго было: кто проболтался в музее, куда увезли мощи, тех сразу увольняли.
В 1988 году моя мать, глубоко верующая, сказала мне, что слух идет: мощи праведного Симеона находятся у Владыки. Их тогда как раз отдали Церкви, но не разрешили выставлять, потому что еще была богоборческая власть. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек держал их у себя в келье, там молились праведному Симеону келейно. В то время в Екатеринбурге был открыт только один храм — кафедральный собор Иоанна Предтечи. И так было много жалоб, что когда бабушки со всего города по воскресеньям идут в храм, машины не могут проехать. Власти хорошо понимали, что пойдет народ, если в собор привезти мощи. У нас на Урале праведный Симеон сильно почитаемый, он наш небесный покровитель.
А я в 1989 году поехал в Екатеринбург в храм Всемилостивого Спаса (сейчас там мужской монастырь), к батюшке протоиерею Николаю Покровскому: “Мне хоть что делать, только быть при храме”. Он меня принял. Он мощи принимал и так и умер на праведного Симеона… Приход у нас там был очень хороший, люди все глубоко верующие, с любовью относились друг к другу. Мне сильно хотелось в колокола звонить, алтарничать и в храме чтобы жить. Господь мне во всем этом помог. Меня и мою мать внутри храма сторожами поставили, чтобы мы в храме ночами находились. А днем я и так в храме. И алтарником был, и в колокола звонил, и у мощей стоял иногда. Мощи уже были там, рака только была другая, простенькая, бархатная.
— Много народу шло к мощам?
— Много, со всех сторон при- езжали. Там проще, конечно, бы- ло, потому что только верующие тогда приходили. Накрашенных даже близко не подпускали к раке, Архиерей за это сильно ругал. Сейчас в косметику ведь всякая сквернота добавляется. Праведный Симеон многим являлся и во сне, и наяву, сообщал, где находятся его мо- щи, чтобы можно было к нему прийти, приехать поклониться. И люди уже никого не переспрашивали, как к нему добраться, – как он им объяснил, так они и приезжали. Некоторые по четыре-пять суток к нему добирались. Много исцелений было.
Рака с мощами там стояла до 1992 года. В этом году исполняется десять лет, как их сюда перенесли, в Верхотурье. Они здесь до революции находились.
— Вы видели, как их сюда переносили?
— Так я их сам сюда нес всю дорогу.
— Расскажите, как это событие произошло.
— Событие это было очень чудесное. Храм тут еще был разрушен, купола не было. В монастыре торопились успеть, сутками работали.
— Почему был выбран именно день 25 сентября?
— В свое время переносили мощи святого Симеона из села Меркушина в Верхотурье тоже 25 сентября (по новому стилю). Это — второе перенесение мощей. Погода была прекрасная. Священства было, я сам считал, 117 человек, дьяконов — человек 13. Люди в кучку спали в храме — не пробиться. Всю ночь молились в храме Всемилостивого Спаса праведному Симеону. Утром — служба. После поздней Литургии Крестным ходом обносили мощи вокруг храма. Настоящая Пасха была на улице, все иконы играли на солнце. Раку разрешили нести только священникам, но я как в нее вцепился, так и нес всю дорогу до самого Верхотурья. Когда сделали круг вокруг храма и встали против главного входа, мощи сами остановились в воздухе, и их не могли с места сдвинуть. Известно из жития праведного Симеона, что когда его мощи переносили из Меркушина в Верхотурье, они несколько раз вставали. Блаженный Кось- ма за ними полз на коленочках и просил: “Праведный Симеон, остановись, больше не могу”. Святой Симеон по его молитвам останавливался, лошадей хлестали, но не могли с места стронуть. И то же повторилось в Екатеринбурге: никто не мог мощи с места сдвинуть, дергали — а никак. Когда мы проходили кругом храма, на каждом углу крестообразно осеняли мощами. А когда у главного входа хотели так перекрестить, то не смогли. А я стою внутри, за ручки носилок дергаю, чтобы убедиться — как вкопанные! Батюшки устали, не поймут: “Что встали, почему не идем? Да мы, наверное, не вместе идем”. А мы, кто держал впереди раку — отец Сергий, отец Николай и я — поняли уже, что мощи встали. У меня ком в горле. Отец Николай мне: “Держи, Василий (это мое мирское имя) мощи, я сейчас побегу к Владыке”. Подбегает к Владыке: “Владыка святый! Мощи встали!” Владыка сразу говорит: “Молебен служите!” И все давай петь: “Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!”. Начали молебен служить, и минут через пять мощи потихонечку так легко-легко стали подыматься в воздух. Как будто их никто не держал, за них хоть за самих держись. И у всех сразу переворот в душе, мир.
Молебен краткий отслужили, перекрестили мощами, и уже потом в автобус их положили и поехали.
По Екатеринбургу местами проходили с ракой пешком. Потом многим было показано: где пронесли раку — все было освящено, дорога была сияющая небесным светом. Шли, где был Ипатьевский дом, в нем расстреляли Царскую Семью. Погода была — не описать, солнце играло. А до передачи Церкви одно время мощи держали в доме Ипатьева, там сделали музей.
Известно, что среди вещей Царственных Страстотерпцев нашли иконку праведного Симеона. Они почитали праведного Симеона. Царь Николай II хотел приехать в Верхотурье поклониться его мощам, для Государя даже построили дом. Он деньги отпускал на монастырь. Царские врата в нашем храме — тоже подарок самого Царя Николая.
Каждый верующий человек икону не для красоты держит, а для почитания, для молитвы, к святому обращается, просит, благодарит за все.
День, когда мощи внесли в монастырь, забыть нельзя. К Верхотурью когда подъезжали, уже темно было, и всю дорогу стояли люди со свечами. Сейчас это вспомнишь — слезы текут. Едешь — всю дорогу люди старые, молодые крестятся, плачут. Среди них еще находились старики, которые 70 лет ждали возвращения этого святого угодника. К монастырю когда подъезжали — люди ревели в голос, наместник плакал, как мальчишка. Все Верхотурье тут собралось — верующие, неверующие. По радио, в газетах объявили. В храм сюда пришли — сразу запели тропарь, кондак, величание, пасхальные песнопения. Поставили раку под сени, краткий молебен отслужили, и все, они теперь здесь.
До этого в Верхотурье хотели даже ввести комендантский час. Тут много судимых людей, много озлобленных. Монахи идут за хлебом — а тогда хлеб по карточкам давали, — что мужики, что бабы ругаются: “Еще вы сюда приехали!” А когда мощи принесли, благодать сошла на Верхотурье. Сразу тишина, все сразу изменилось, благодать коснулась всех. Так мощи и пролежали здесь десять лет.
— И вы простояли у мощей все эти десять лет?
— Нет, у меня не было решительности остаться. Мать меня просила вернуться в Екатеринбург, и я на следующее утро уехал. Жил там; два года в Краснодаре у духовника; у иеромонаха Симеона в Москве 15 месяцев келейником жил. Ездил в Дивеево. А когда сильное желание появилось обратно в монастырь, давай просить праведного Симеона: “Помоги, если будет воля Господня, возьми меня обратно в монастырь”. Настоятель еще тогда хотел меня к мощам поставить, и я очень хотел этого. Я чувствовал свою вину, что тогда не остался. Но это, видимо, был Божий Промысел. Тогда я еще не мог положиться на праведного Симеона. В Москве, когда у батюшки Симеона жил, все время свободное бегал по службам, старался особенно Литургию не пропускать. Однажды проспал, решил не идти — там уже “Отче наш” поют. Снова лег, и мне снится праведный Симеон, толкает в бок, гонит в храм. В 1996 году я приехал сюда на праведного Симеона со своим батюшкой иеромонахом Симеоном. У нас была договоренность, что я его провожу, а сам останусь. Пришел к настоятелю: “Куда благословите. У меня только телогрейки нет”. — “Зачем тебе она?”. Он меня сразу поставил на послушание к мощам.
— Вы с утра до вечера у мощей?
— Я живу в храме и сплю здесь. На лавках места хватает, тепло.
— Какие люди идут к раке? Как надо подходить к мощам, какие советы можете дать?
— Человек старой закваски идет со слезами, он знает, что идет к своему святому, просит: “Праведный Симеоне, к тебе приехали, помоги”. Он действительно идет к святому угоднику на поклонение. Потому что святой Симеон духом всегда тут присутствует. А многие идут к нему как к неодушевленному предмету. Знай: приехал на святое место к святому угоднику, на благое дело — жди обязательно искушений. Нужно вооружиться молитвой. Когда человек приходит поклониться святому угоднику, дьявол сильно искушает, нападает, обманывает. С благоговением нужно подходить. Кто с чем подходит — то и получает. Говорят: “Я не успел попросить, а подошел к мощам — получил ответ”. Как мы читаем в Акафисте праведному Симеону: он подает помощь прежде нашего прошения. А другой подходит и хочет что-то ему объяснить. Но праведный Симеон ведь сам его призвал сюда, сюда случайно не приходят.
Одни тут сразу исцеление получают. Другие с холодом идут, их не переубедишь, они холодные и уходят. Когда мощи переносили, их принесли часа на два в Казанский храм в Нижнем Тагиле, сейчас там монастырь. Прихожане и рассказывали, что у них была одна пробивная женщина, она потом ушла к кришнаитам. Для нее никаких препятствий никогда не было, но она не смогла подойти к мощам, сама после рассказывала. Кого-то праведный Симеон прямо отталкивает, они слетают со ступенек, подсвечники сшибают. Некоторые после этого сразу уверовали. Мать нашего алтарника как-то попросила меня повнимательнее отнестись к ее неверующему родственнику: “Откройте ему окошко, хоть что-то скажите, чтобы душу ему задеть”. Иногда человек подходит — ради него приходится всю очередь остановить, чтобы что-то ему сказать. Я ему говорю: “Приложись вот сюда” -“Да я неверующий”. — “А ты покрестись, попроси: “Праведный Симеоне, помоги моему неверию, вразуми, меня”.
Сильно я, конечно, не настаивал, чтобы мне во грех не пошло. Он подумал, плечами пожал, лет ему за тридцать, такой здоровый, высокий. Решился. Приложился к открытым мощам, выпрямился. Его повело назад. Он начал отступать, отступать от мощей и слетел с лестницы, с трех ступенек. С пола встал — и опять назад падает. Народу много, все на него смотрят. Он руки успел подставить и на руки упал. Потом эта родственница ко мне приходит: “Отец Далмат! Чудо произошло! Уверовал!”
Он ей сказал: “Симеон сам меня от себя оттолкнул”. Это не первый такой случай. Люди иногда думают, что я их толкаю. А это праведный Симеон их к себе не подпускает. Старый он или молодой, а улетит отсюда, если положено. Таких даже держать не надо. Что Богом попущено, даже не дерзать своей рукой остановить. Если ему попущено слететь, это ему во вразумление пойдет.
Одна женщина приезжала из Нижнего Тагила, у нее нога отнималась, боли сильные, приложилась к святым мощам, потом в Крестовоздвиженский собор поднимается — и поняла, что у нее нога исцелилась, побежала назад благодарить.
— Я читала, праведный Симеон особенно помогает и исцеляет глаза, ноги.
— Можно помазывать их маслицем от мощей, можно просто молиться, просить. Какими путями он исцелит — это воля Божия. Одного сразу исцелит, а другого — постепенно, сразу, видно, больному нельзя, он может Бога забыть. Господь-Сердцеведец знает, кого какими путями спасать, кому здоровье дать, кому болезнь послать. За все — слава Богу! А мы иногда ропщем, хотим диктовать святым угодникам, забываем, что на все воля Божия. А исцеление здесь получают и наркоманы, и больные раком, от которых все профессора отказались.
— Вас праведный Симеон укрепляет?
— Да. Он твою немощь тебе показывает, но и укрепляет невидимо. Есть пословица: креста не прошу, креста не бегу. Надо полностью положиться на волю Божию. Мне предлагали постричься, а я говорю: “Не готов”. Я вижу, что Господь от меня сейчас другого требует. Люди приходят к мощам — мне приходится с ними побеседовать, утешение дать, какое могу. Порой неверующий вроде приходит, а духом чувствуешь, что он родной. Это праведный Симеон сам всех встречает. Приезжала келейница старца Николая с острова Залит, монахиня Николая, привозила большую икону Цесаревича Алексия и попросила меня, чтобы я ее приложил к святым мощам. Сильно почитает праведного Симеона старец Николай Гурьянов (ныне почивший — Л. Б.). Отовсюду сюда приезжают, со всей России, из-за границы, из Америки — поклониться святому угоднику. Приезжал батюшка отец Олег и рассказывал, что у них в Канаде есть храм в честь святого праведного Симеона. И там его чтут. По преданию, перед концом света в Верхотурье будет духовный расцвет, тут Господь соберет людей для мученичества.
…В Верхотурье как-то особенно чувствуешь любовь Небесную. Оно сразу становится каким-то родным душе. Не так уж много мы знаем о святом праведном Симеоне. Что был он из дворян, но отвергшись себя, все оставил и пришел сюда, в этот далекий языческий край из центральной России и служил людям, занимаясь портняжничеством. Скончался около 1645 года. Мощи его нетленными вместе с гробом поднялись из земли, от них происходили чудеса. В 1704 году 12 сентября были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь.
Мы чувствуем любовь святого к нам, поэтому отовсюду идем сюда, на далекий седой Урал.
Людмила БЕЛКИНА
«Благовест» г. Самара
Екатеринбург, 23 сентября, «Православная газета». Накануне празднования памяти перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского (25 сентября) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий призвал жителей области.
Екатеринбург, 20 сентября, «Православная газета». 23–25 сентября в Верхотурье пройдут торжества в посвященные перенесению мощей святого праведного Симеона Верхотурского, Чудотворца, состоявшегося в 1704 году.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.