Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (109) → Явление мощей Симеона Верхотурского

Явление мощей Симеона Верхотурского

№17 (109) / 1 сентября ‘99

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

В этой теме:

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского
Житие праведного Симеона
25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского
Перенесение Святых Мощей верхотурского Праведника

Недолго пришлось находиться под спудом останкам праведного Симеона. Господу Богу угодно было явить их сибирским людям для назидания и достойного чествования.

Прошло пятьдесят лет со дня смерти праведного Симеона. В среде меркушинцев память об угоднике начала уже изглаживаться. Но вот в 1692 году гроб праведника с нетленными останками его, видимыми сквозь щели гробовой крышки, стал, к изумлению меркушинцев, восходить от земли и появился поверх могилы. Это изумительное восхождение из земли гроба, с одной стороны, а также нетление находящихся в нем останков — с другой, заставили меркушинцев прийти к тому заключению, что погребенный в так чудодейственно появившемся гробе есть муж праведный и богоугодный; но кто именно этот муж, чьи останки заключались в новоявленном гробе, как имя того праведника, коего мощи находились в этом гробе, — никто из меркушинцев не знал, ибо в пятидесятилетний период времени память о Симеоне в среде меркушинцев, как и выше было упомянуто, совершенно иссякла. Вскоре от мощей праведника стала истекать благодать исцелений, и это окончательно убедило меркушинцев в святости человека, погребенного в явившемся гробе.

В 1693 году прибыл в Меркушино посланный тобольским митрополитом для обозрения епархии клирик Матфий; он обозрел гроб с мощами праведника и донес об этом преосвященному тобольскому Игнатию, а меркушинскому священнику приказал поставить над гробом малый срубец, или надгробицу, что и было исполнено.

Исцеления от мощей новоявленного меркушинского праведника продолжались.

В 1695 году тобольскому митрополиту Игнатию пришлось отправиться в Верхотурье для освящения тамошнего соборного храма. Путь лежал через Меркушино. Не доезжая семи верст до Меркушино, Игнатий со своими спутниками остановился в селении Караульном. Тут игумен Долматовской обители Исаак доложил преосвященному о восходящем гробе в селе Меркушино и предложил владыке самому освидетельствовать этот гроб и дать о нем свое заключение. Выслушав это, Игнатий утром 18 декабря отправил в Меркушино игумена Исаака, ключаря тобольского собора иерея Иоанна, иерея Иосифа, диакона Петра и иеродиакона Висилида. Отправляя этих лиц, владыка приказал им открыть гроб и тщательно осмотреть останки в нем погребенные. По совершении утрени митрополит и сам отправился в Меркушино.

Отслужив литургию, митрополит Игнатий в сопровождении архимандрита Сергия, игумена Исаака и других, здесь прилучившихся священников и диаконов, торжественно отправился к гробу праведника. Это было того же 18 декабря (1695 г.). Освидетельствовав св. мощи, митрополит нашел, что плоть и кости праведника были совершенно целы, только некоторая часть перстов истлела, погребальные одежды также истлели, сам же гроб оказался цельным и твердым, кожа прильнула к костям. Тогда митрополит окончательно убедился, что в сем гробе почивают останки действительно праведного и богоугодного человека. Указуя на св. мощи, преосвященный произнес: «Это точно некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы сподобился от Бога нетления!» После того над гробом праведника была совершена лития, по окончании которой гроб закрыли крышкой и засыпали земляным слоем в четверть аршина толщины.

После сего митрополит Игнатий подошел к собравшемуся народу и спросил, не знает ли кто имени погребенного здесь праведника, а также и о житии его. Тут выступил один семидесятилетний старец Афанасий и сказал о праведнике следующее: «Житие его было доброе, и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской породы, и пришельцем странствовал в Верхотурском уезде; ремесло же его было — шить портное и шубы с нашивками хамьянными, притом послушлив и услужлив, и к Богу прилежен, и в церковь на молитву и службу Божию в обыкновенное время ходил; болен же был чревом, а имени его сказать не умопню…»

Выслушав это, Игнатий предложил собравшемуся народу усердно молить Господа, дабы Он открыл имя новоявленного праведника, обещаясь в то же время и сам возносить моления о том же. Вслед за сим он направился в Верхотурье. Дорогой Игнатий не переставал молить Господа об открытии имени праведника, и Господь услышал его молитву. Отъехав верст семь от Меркушина, владыка заснул и увидал следующий сон: стоит перед ним множество народа, и все рассуждают об имени новоявленного праведника. «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» От этих слов митрополит проснулся и в великой радости и умилении продолжал путь в Верхотурье, размышляя о значении виденного сновидения. В Верхотурье митрополита встретили почетные лица города и множество народа. Прибыв в город, Игнатий остановился в Николаевском монастыре и тут рассказал свой сон архимандритам Сергию и Александру и игумену Исааку. Выслушав рассказ иерарха, настоятели пришли к тому заключению, что видение сие есть Божие откровение. С их взглядом согласился и сам владыка и повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.

Совершивши освящение соборного храма в Верхотурье, митрополит Игнатий отправился в Тобольск и по пути снова заехал в село Меркушино, будучи сопровождаем многими как духовными, так и светскими высокопоставленными лицами. Тут преосвященный снова свидетельствовал мощи праведного Симеона, «радостного ради зрения», как он сам говорил. Он, а за ним и все присутствовавшие с благоговением лобызали эти мощи, при чем воевода Циклер заметил, что мощи праведного Симеона подобны киевопечерским нетленным святым.

После описанных событий мощи праведного Симеона ознаменовались целым рядом новых чудотворений и исцелений.

 

В других номерах:

 

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

Небесный покровитель Урала

 

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

Программа торжеств в память перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского

 
25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

Житие праведного Симеона

Праведный Симеон родился в европейской России. О родителях его известно только, что они были люди знатные и принадлежали к почтенному сословию дворян, но кто именно были они, какие они носили имена и какая их была фамилия, — осталось неизвестным.

 
25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

Перенесение Святых Мощей верхотурского Праведника

Нетление мощей праведного Симеона, с одной стороны, и обилие чудотворений, проистекавших от них, — с другой, убедили меркушинцев, а также окрестных жителей в праведности и святости

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс