Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (109) → Житие праведного Симеона

Житие праведного Симеона

№17 (109) / 1 сентября ‘99

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

В этой теме:

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского
Явление мощей Симеона Верхотурского
25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского
Перенесение Святых Мощей верхотурского Праведника

Праведный Симеон родился в европейской России. О родителях его известно только, что они были люди знатные и принадлежали к почтенному сословию дворян, но кто именно были они, какие они носили имена и какая их была фамилия, — осталось неизвестным.

Можно одно утверждать только, что родители Симеона были люди благочестивые и прилагали великие старания и заботы при воспитании своего сына, дабы сделать его добронравным и истинно верующим христианином. Это показывает вся последующая жизнь праведного Симеона.

Год рождения праведного Симеона с точностью также не известен, но на основании некоторых данных полагают, что он родился около 1607 года, то есть в ту самую печальную годину России, когда, наше отечество готово было в конец погибнуть от козней самозванцев и от внутренних нестроений, когда в России, по замечанию летописца, «все хотели быть выше своего звания: рабы — господами, чернь — дворянством, дворяне — вельможами…» («Ист. Гос. Рос.», 11., 11 и 12).

С раннего возраста праведный Симеон почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений. С юной поры он начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. Но окружавшая его среда была большой ему помехой в этом добром, благочестивом деле. Ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, а также избегая несродных его душе тех смут и треволнений, которыми обуревалась тогда русская земля, праведный Симеон решился покинуть свою родину, почести, богатство и знатность и удалился в места более уединенные, дабы там беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам. Выбор его пал на сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и мало известную еще тогда русским людям.

Сибирь в то время населена была почти одними полудикими инородцами, среди которых только едва начал проникать свет христианского учения. Между прочим, рядом с инородцами в Сибири немало было также и раскольников, частью сосланных сюда правительством, частью же самовольно сюда бежавших. Придя в сибирскую страну, святой Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем верстах в пятидесяти от города Верхотурья и расположившемся по берегу реки Туры.

Город Верхотурье основан был незадолго до прибытия в Сибирь праведного Симеона, именно в 1598 году. Этот город в то время составлял важный торговый пункт, ибо через него пролегал главный торговый путь из России, через Соликамск, в отдаленную Сибирь; Меркушинское же село основано было в 1620 году. Окрестности Меркушинского отличались величественно-прекрасным местоположением. Там можно было встретить и громадные скалистые горы, и голые пустынные равнины, и холмы, покрытые величавыми, вечнозелеными кедрами, соснами и елями. В Меркушинском был и храм во имя святого архистратига Божия Михаила, в который часто любил ходить праведный Симеон, и где он предавался искреннейшей и усерднейшей молитве.

Эта близость храма, с одной стороны, и отдаленность от мирских треволнений — с другой, заставили праведного Симеона полюбить село Меркушинское и поселиться в нем.

Но, живя в Меркушинском, праведный Симеон не имел там постоянного, определенного местопребывания, а переходил из дома в дом, от одного сельчанина к другому. Этому особенно способствовало то занятие, которым праведник поддерживал свое существование. Занятие это было — портняжничество, которому Симеон научился уже после того, как покинул свой родительский кров, и которого он потом не оставлял до конца своей жизни. Обыкновенно деревенские портные шьют одежду не у себя дома, как в городах, а в домах своих заказчиков, куда они являются по приглашению последних. Во все время работы портные, обшивающие крестьян, живут, едят и спят вместе с заказчиками в их доме. Состояние жилищ крестьян и их домашний быт по большей части, далеко не соответствуют вкусам и потребностям человека высшего круга. Для человека из высшего круга таковое было не переносимым бременем. Праведный же Симеон, не взирая на свое благородное происхождение и, следовательно, на развитость и требовательность своего вкуса и привычек, не пренебрегал проживанием в крестьянских хатах и с усердием занимался в них так мало соответствующим высокородному человеку портновским ремеслом. Поистине, высокий образец терпения и смирения! Из всех видов платья праведный Симеон шил большей частью «шубы с нашивками». С особенной любовью он занимался работой на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением за труды кров и пищу, которыми он пользовался у хозяев во время работы. Чтобы избежать платы за труды, праведный Симеон, не докончив немного работы, нередко рано утром, без ведома хозяев уходил из дома и водворялся в новом месте. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведник переносил их терпеливо, как вполне заслуженные.

Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он не редко уходил из Меркушина верст за десять в уединенное место, и там, на берегу Туры, под развесистой елью, садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы и размышлением о величии Творца, сотворившего небо и землю. Но и в этом занятии он проявлял умеренность и воздержанность. Он ловил рыбы столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания. И теперь еще указывают тот камень на берегу Туры, на котором сиживал праведник во время ловли рыбы. Камень этот как бы нарочно приспособлен для ужения рыбы: нижняя часть его выступает вперед, так что сидящему на нем весьма удобно класть на него свои ноги.

Как сказано выше, вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. Число христиан там было очень невелико, да и те, которые исповедовали Xристову веру, были нетверды в ней. У тогдашних сибирских христиан еще не успели искорениться языческие понятия и языческие обычаи. Исповедуя Xриста, они в то же время втайне придерживались и своей прежней религии. Праведный Симеон нередко вступал с новообращенными христианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Инородцы с удовольствием и большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.

Страдая болью живота, вероятно, от чрезмерного воздержания, Симеон скончался еще в молодых летах, а именно имея около тридцати пяти лет от рождения. Годом кончины его был 1642 г. Но в какое время года скончался праведный Симеон — осталось неизвестным. Жители села Меркушина, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили останки его у своей приходской Михайло-Архангельской церкви.

Вникая в житие праведного Симеона, всякий невольно придет к тому заключению, что это был действительно святой, богоугодный человек, ибо обладал всеми нужными для того качествами. Памятуя слова Спасителя: «Иже хощет по Мне итти, да отвержется и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мр. VII, 34), а также: «Иже любит отца и матерь паче Мене несть Мене достоин» (Мф. X, 37), праведный Симеон покидает родителей и все удовлетворения мирской жизни, удаляется в пустыню, ведет постнический образ жизни, занимается низким ремеслом, смиренно переносит обиды и оскорбления и в то же время поучает неокрепших в христианской вере инородцев истинам Христовой веры. Все это свидетельствует о высоких душевных качествах праведного, которые немногим достаются в удел.

 

В других номерах:

 

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

Небесный покровитель Урала

 

25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

Программа торжеств в память перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского

 
События епархиальной жизни

В глумлении отказано…

В преддверии нового тысячелетия и нового века во многих монастырях проявляются эсхатологические настроения. Раз конец века, тем более конец тысячелетия — будет конец света. Но Христос Спаситель в Евангелии говорит совершенно четко и ясно

 
25 сентября — память Святого Праведного Симеона Верхотурского

Явление мощей Симеона Верхотурского

Недолго пришлось находиться под спудом останкам праведного Симеона. Господу Богу угодно было явить их сибирским людям для назидания и достойного чествования.Прошло пятьдесят лет со дня смерти праведного Симеона.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс