Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В чистоте обитает великий свет, и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма.
Преподобный Ефрем Сирин
Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный. Как благодарны они Богу, что своевременно побороли искушение.
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Что такое целомудрие?
Целомудренный — это человек целостный и верный. Живя в семье, он не изменяет супруге, живя в одиночестве, не играет любовью, храня верность заповеди Божией. Нарушение целомудрия наполняется ложью и лукавством. Лжет человек Богу, как нарушитель супружеского или монашеского обета или заповеди Божией о прелюбодеянии. Соблудивший юноша лжет и той, которую бросил, и возможной будущей невесте. Лгут такие обычно и перед людьми, поскольку скрывают свои блудные дела; лгут и самим себе, всячески их оправдывая.
Целомудрие исключает не только плотские грехи делом. Нарушают целомудрие и блудные мысли, и нечистые впечатления. Рассматривание бесстыдных изображений, слушание циничных песен или рассказов — все это подобные же, только малозаметные, измены Богу, жене, невесте. Обещал ли ты посвятить всего себя Богу в монашестве, или обещал быть верным своей жене (найденной ли уже, или еще не встреченной), — в любом случае игра этими святыми чувствами есть грех.
Помни, что целомудрие — драгоценное сокровище, которое так легко потерять и которое нужно хранить, хотя это и не просто в наше время, хотя для этого придется претерпеть и насмешки, и презрение, а может быть, и более тяжелые испытания. Нарушение целомудрия поначалу больно ранит совесть, а при повторении греха заглушает ее голос, как ничто другое. Душа без совести, как тело без чувства боли: режется до крови, обжигается до волдырей и ничего не чувствует. Так и погибнуть могут оба: и бесчувственное тело, и бессовестная душа.
Грех ли, если я курю?
Грех начавшего курить подростка — в подражании общему соблазну, в неумении и нежелании отстаивать образ жизни, который подспудно ощущается правильным (иначе и не задали бы такого вопроса, как не задают вопроса: грех ли учиться грамоте?). Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимаются как личная собственность, которую можно разбазаривать по своему усмотрению, а не как дар Божий. Это грех младшего сына из евангельской притчи, потребовавшего однажды у Отца: дай мне положенную часть наследства. Не хочу пользоваться Твоим даром в совместном житии с Тобою. Хочу дар Твой от Тебя отторгнуть и распоряжаться им самостоятельно. Подумайте сами, кому еще наше здоровье, наше умение жить, не поддаваясь соблазнам, могут понадобиться, почему мы не вправе сами только, по своему усмотрению и хотению, распоряжаться своим здоровьем и своей жизнью.
Что правильнее: сохранить девственность до брака или вступить в «гражданский брак»?
Блудные отношения осуждаются во многих религиозных учениях (кроме разве что особо изуверских). Супружеские измены еще чаще рассматриваются как тяжкие нравственные преступления. Объяснение этому содержится в церковных правилах как особый духовный закон: “Блуд не есть брак, и даже не начало брака” (правило 26-е святого Василия Великого). Блуд основывается на собственном удовольствии, семья же строится на взаимном долге и обязанностях. Нормальный брак должен начинаться с обязательств и обещания верности, за нарушение которой полагается ответственность.
Так устроено Самим Творцом, и не случайно. В интимных отношениях зарождается новая жизнь. Смотри: даже человек, собирающийся смастерить какое-то изделие, прежде всего должен подготовить и расчистить свое рабочее место, причем чем тоньше и деликатнее работа, тем выше требования к порядку и чистоте. Часовщик на гаражном верстаке работать не станет. Здесь же Бог использует супругов для Своего творческого делания, для особого священнодействия — зарождения новой жизни, тела и души нового человека, которого мир еще не видел, и увидит всего лишь один раз. Конечно, и требование Творца к орудиям Своей воли понятно: их брак, их отношения должны быть чистыми и освященными.
Приятность интимных отношений — это лишь внешнее выражение или напоминание о том, что колыбелью новой жизни должна быть любовь. В какой-то мере — это и некоторое утешение будущей матери за многие и тяжкие скорби, которые предстоят ей в очень скором времени при родах. До некоторой степени скорби эти должен разделить с нею и муж ее. Но когда приятность интимных отношений становится самоцелью, то, конечно, никакой настоящей любви тут быть не может. А погоня за сластью обычно ведет к смене любимого (которому в современном языке особое пошлое название подобрали: партнер). Душа, а часто и здоровье ребенка (если еще ему дадут появиться на свет в таком сожительстве ради удовольствия), конечно, остаются скраденными еще до рождения. И после ему тоже не улыбается родительская любовь. Ведь родители заняты собой, в любой момент, надоевши друг другу, они разойдутся, не будучи связаны никакими понятиями о долге и ответственности. В лучшем случае мать сумеет взыскать с отца алименты. Опыт показывает, что в таких разбитых семьях и дети вырастают склонными к блуду и разврату. Без мужской, отцовской руки ребенка можно разве что только выкормить, но человека и гражданина из него воспитать очень трудно.
Вот чем грешно и опасно блудное сожительство. Для народа и для государства это страшное зло. На разбитых семьях нация вымирает — так и происходит с русским народом теперь, так происходило во все времена со многими покоренными народами. С древности различные завоеватели прекрасно знали это, и в покоренных народах стремились как можно глубже посеять разврат, разбить семью.
“Демократические” власти России творят то же самое, в широком масштабе. Потому любой честный гражданин своего отечества не имеет морального права вступать в блудное сожительство.
Стремясь сохранить семью по возможности дольше, государство применяет такую меру как юридически законный брак. Вступившие в него становятся связанными друг с другом взаимными обязательствами перед обществом. У них становится общим имущество, дети, фамилия, причем сочетаться таким браком не могут состоящие в другом браке или близкие родственники. Расторжению брака государство ставит кое-какие препятствия (хотя и незначительные), что само по себе уже хорошо. Такой брак и следует именовать гражданским, отличая его от блудного сожительства, когда блудящие не связаны ничем, кроме похоти.
Есть ли смысл сохранять девство до росписи в ЗАГСе? По-видимому, есть, во всяком случае для порядочной девушки, которая не желает быть обманутой. Пусть любимый сперва возьмет хотя бы небольшой груз ответственности. Если же он не хочет сделать даже этого — значит, не любит, значит, ищет не любимую, а куртизанку, и счастливой семьи с ним не получится.
Все, сказанное о гражданском браке, относится и к верующим, и к неверующим. Гражданские обязанности одинаковы для всех. Но, конечно, христианину вступать только в гражданский брак — почти такой же грех, как и блудное сожительство. Брак христианина должен быть освящен Церковью. Церковь же освящает не всякий брак, ее требования строже гражданских, она венчает только своих чад, а не всех желающих. Христианину брак с иноверным или неверующим не разрешается.
Закон не может обязать человеческую совесть. Он лишь охраняет интересы других лиц, в данном случае в первую очередь детей. Вступающие же в церковный брак обещают друг другу верность не просто перед людьми, пред обществом и законом, как в гражданском браке, но перед Самим Богом. Взяв более глубокие и важные обязательства, они дерзновенно просят у Господа и большей милости. И, конечно, на искреннее такое прошение Милостивый Бог отвечает особым благословением.
Сохранение девства до венца (и женихом, и невестою) имеет гораздо более глубокий смысл, чем проверка чувств росписью в ЗАГСе. Это — условие Божиего благословения на брак, это проверка их верности не только друг другу, но Самому Творцу и Его спасительным для человека заповедям, а потому прямая обязанность христиан. То, что ее в наше время редко кто выдерживает, свидетельствует лишь о том, что теперь очень мало сознательных христиан вашего возраста, но вовсе не о том, что это слишком сложно.
Почему взрослые запрещают пользоваться косметикой? Я хочу быть красивой…
Во-первых, не забывайте, что у мужчин совершенно особые понятия о женской красоте, и очень немногие женщины их знают и умеют, как говорится, себя подать, то есть понравиться достойным мужчинам. Молодые же девчонки, не имеющие ни жизненного опыта, ни вкуса, этого совсем не знают, и косметика им не поможет.
Во-вторых, любая косметика быстрее изнашивает и старит лицо. Особенно же это касается тех лиц, которые не знают в количестве макияжа никакой меры.
В-третьих, и главное, косметика — знак открытости и доступности. Это как бы надпись на лице: я «без комплексов». Здесь такой же общепринятый немой язык, как обручальные кольца на пальцах. Конечно, с такой “вывеской” кавалера найти себе проще, только какого и для какой цели?
Стоит ли мне делать первый шаг в отношениях с парнем?
В нормальных человеческих понятиях в этом вопросе есть разница между полами. Первый шаг должен принадлежать мужчине. Мужское начало в семье всегда должно быть активным. Так устроено в самой природе человека, и не нужно с самого начала этот порядок расстраивать.
Конечно, в жизни могут быть некоторые исключения из всяких правил, в том числе из этого. Но, вообще говоря, любой “первый шаг” для девушки опасен. Вспомните пушкинскую Татьяну, оказавшуюся однажды в подобной ситуации и сделавшую “первый шаг” в отношениях с Онегиным. Он отвечает на ее письмо-признание:
Не всякий вас, как я, поймет,
К беде неопытность ведет.
В те времена у людей даже не особо нравственных хватало благородства, чтобы не воспользоваться девичьей оплошностью. Вполне очевидно, что такой роман, если бы начался, ничем хорошим кончиться не мог бы, ведь ни о любви со стороны Онегина, ни о намерении создать благочестивую семью речи не было. И он поступил честно.
А в наши дни, к сожалению, само понятие чести и благородства уже мало кому доступно.
При этом нужно иметь в виду, что для создания хорошей, крепкой семьи вовсе не обязательна предварительная самозабвенная влюбленность. Влюбленность из семьи улетучивается на первом же году, и начинается построение хороших семейных отношений на другом, более прочном фундаменте. А он есть не иное что, как душевная близость, единомыслие, общее мировоззрение, общие вкусы и интересы, родство характеров. Поэтому не так уж плохо было принято раньше, когда браки детей устраивали их родители. Греховно здесь только принуждение детей к браку, а родительский “первый шаг” в отношении женитьбы детей вполне уместен, оправдан и даже общепринят в тех обществах, где нет сексуальной распущенности.
Хорошо ли быть абсолютно здоровой, ничего не попробовав и не испытав?
Прямой ответ на поставленный вопрос вы легко можете узнать у “испытавшего”: у курильщика, заработавшего рак легких, у алкоголика, зашивающего себе капсулу со смертельным ядом, который начнет действовать после первой рюмки спиртного, у сифилитика, у наркомана. Все они, не задумываясь, скажут: “Ну и дурак же ты, когда задаешь такой вопрос, такой же несмышленыш, как и мы были в твои годы”. Нам к этим словам добавить нечего.
Есть и другая сторона вопроса: хорошо ли играть со своим здоровьем не с личной точки зрения, а с общественной или государственной? Конечно, и родителям, и будущим супругам, и нашему Отечеству нужны “не попробовавшие и не испытавшие”. Рабы страстей не нужны никому, кроме диавола.
Пробовать и испытывать грех на возможное минутное удовольствие от него — дело нехитрое. Измеривший своей ногой глубину всех грязных луж пусть не мнит себя знающим жизнь. Даже в этом мире такой многое закрывает от себя. Красота природы и радость чистой любви, творческое удовлетворение и дружба с людьми интересными и достойными, скорее всего, останутся такому человеку неизвестны.
Но гораздо выше всего этого — соделаться другом Самому Богу. Ради этого люди не только воздерживались от греховного, но и от разрешенного Богом — от имущества, от брака, ради этого добровольно шли на самые тяжкие многолетние труды и скорби, иногда и на смерть, только бы снискать любовь Божию, слаще которой ничего быть не может. Верующие хорошо это знают.
Во сколько лет можно начинать половую жизнь?
Входя в широкий обиход, дикие мысли и слова остаются дикими. Вот образчик такого скотского взгляда на жизнь, заимствованного из современной западной культуры. Есть у человеческого тела органы — должны быть задействованы. Вот и вся нехитрая логика. Не то что о Боге и о Его заповедях, уже просто о своей душевной жизни, о влюбленности нет никакого понятия. Ничего, кроме физиологии, не осталось.
Самому спросившему ответ вряд ли нужен. Скорее всего, для него “половая жизнь” уже начата и, судя по всему, именно в 16 лет. Но сама по себе постановка такого вопроса свидетельствует, что встретилась какая-то неожиданность. Даже для блудника оказалось невозможно уподобиться просто животному.
Скорее всего, это еще не душевные затруднения, не какие-то переживания, связанные с потерей любимого человека. Люди, способные хотя бы как-то влюбиться, не зададут такого вопроса. Вероятнее предположить, что нечто неприятное ощутилось подростком в самом физиологическом процессе. Что же, хотя бы такое предупреждение Божие нужно выслушать и понять. Бог создал в нас и душу, и тело, и кто из нас на каком языке понимает, на том самом Господь и дает нам Свои вразумления. У кого жива совесть, тому через нее Бог указывает на нарушение Своих заповедей. Кто в любовные вопросы совесть не вмешивает, но еще способен отнестись к “партнеру” как к человеку, а не как к вещи, тот непременно испытает душевные страдания, как неизбежное следствие нецеломудренной жизни. Ну а для совсем плотских приготовлены чисто физиологические вразумления.
О целомудрии и о девстве до брака мы уже сказали. О первой любви и о том, что она должна быть чистой и целомудренной, учителя и родители могут сказать и без нашей помощи. Здесь же необходимо засвидетельствовать, что к 16-ти годам мальчик в мужчину превратиться еще не может. Физиологическое взросление — процесс довольно длительный, затрагивающий не только половые органы. Ранние половые связи его нарушают, что в конце концов приводит к самым разным неприятным последствиям. Мы не станем их здесь перечислять — важно, что сам спросивший, кажется, уже заподозрил об их существовании, иначе, не сумел бы задать даже такой вопрос. Превращайтесь же в человека, молодой человек.
Сделаем лишь одну оговорку. Некоторые девушки к 16-ти годам становятся достаточно зрелыми и готовыми к семейной жизни не только физиологически, но и психологически. Поэтому в благочестивые времена таких и старались выдать замуж, если встречался достойный жених постарше и способный создать семью. Желание родителей такой девицы пристроить ее поскорее замуж вполне понятно: молодым и быстро повзрослевшим девушкам нежелательно оставаться незамужними, когда они уже выходят из-под родительской опеки. Это опасно для их целомудрия. Впрочем, наше пояснение впрямую к данному вопросу не относится. О замужестве или женитьбе нас, к сожалению, и не спрашивали.
А разве целоваться плохо?
Блудное падение для таких может быть очень близко. Даже с единственной любимой, избранной на всю жизнь, не торопитесь целоваться. Успеете после свадьбы! Человек слаб, он раб страстей, он сам не может противиться даже известным ему греховным желаниям иначе, как с Божией помощью. На что же вы надеетесь, поигрывая с новой и еще неизвестной вам страстью? Закружит она, понесет — не успеете опомниться, как натворите себе бед. Лучше и не подходите к опасной черте. Святые Отцы, люди сильные духом в неизмеримо большей степени, нежели мы, не допускали себя до гораздо меньшей степени искушения. Они наставляют нас вообще не засматриваться на женщин, не вести не то что бесстыдных, но даже просто слишком вольных разговоров и шуток.
Нужно ли «плодить нищету», если не можешь прокормить и одеть ребенка?
Снова и снова восстает человек против Бога и Его закона, вложенного в саму нашу природу. Половые отношения установлены для продолжения человеческого рода, но нет, ими желают только развлекаться. И здесь выбирают два пути.
Первый, наиболее жестокий — это аборт, узаконенное детоубийство. Еще раз напомним: человек является человеком с самого момента своего зачатия. Не бывает человеческий зародыш ни рыбкой, ни ящеркой, как раньше говорилось в школьном учебнике. Сильное впечатление производят подлинные фотографии человеческого зародыша на ранних стадиях развития, имеющиеся в соответствующей литературе против абортов.
Детоубийство не проходит даром и для несостоявшейся матери. Кроме прямого риска для жизни и здоровья, существует психическая травма, связанная с этим. Увидеть собственного нерожденного ребенка, осознать при этом, что он был вполне жизнеспособен и что убит просто по ее желанию — такое для женщины не проходит даром, даже для бессовестной, и нам лично известны примеры подобного рода. Этим женщинам не позавидуешь. Наше время породило даже такую пословицу, которая не требовалась благочестивым предкам: избавишься от зачатого — не избавишься от убитого.
Второй путь касается средств противозачаточных. Все они так или иначе вредны, да и ненадежны. Систематическое употребление соответствующих препаратов грозит плохо отразиться на потомстве. К тому же некоторые противо- зачаточные средства — это также средства убийства, только на более ранней стадии, чем аборт.
Чего, казалось бы, проще: хранить целомудрие до брака и молиться Господу о даровании доброй, порядочной семьи. Дети — дар Божий, а не какое-то случайное событие. Посылая такие дары, знает Господь, как пропитать семью. Для человека верующего, способного надеяться на Бога, это прописные истины. Жаль, что мало тех, кто на Него надеется и имеет страх Божий.
Обязательно ли в наше время венчаться в церкви?
История введения в церковный обиход чина благословения на брак довольно поучительна. Поначалу в продолжение нескольких веков такого чина не было, а вступающие в брак просили на это благословения у епископа. Если брачующиеся не состояли в родстве и не имели иных препятствий к браку, то и получали просимое благословение. Второбрачные или впавшие в блуд до брака отлучались от причастия на несколько лет.
Со временем нравы в христианском обществе стали нуждаться в некоторой поддержке. Появилась нужда поощрять и ставить в пример тех новобрачных, которые смогли сохранить целомудрие до свадьбы. Их бракосочетание украсилось особым чином с возложением венцов на головы. Венцы являются как бы наградой за чистоту жизни жениха и невесты до брака и как бы указанием, что после брака они могут сделаться родоначальниками последующих поколений, князьями своего рода. Поначалу это были венки из лавра и других цветов, затем были изготовлены особые металлические брачные венцы, которые и теперь применяются в церкви. Вместе с тем складывался и чин для второбрачных — вдовцов, вступающих во второй брак. В нем уже были особые покаянные молитвы, а венцы, как и белое одеяние невесты (знак чистоты), в таких случаях не применялись.
Постепенно символическое значение венцов стали забывать или даже перетолковывать в смысле, что это прообраз венцов Небесных. Стали венчать венцами и второбрачных, и утративших целомудрие. В прошлом веке, когда все гражданские дела (рождения, крещения, браки, смерть) записывались в церковные метрические книги, по крайней мере не венчали родственные браки и браки с иноверцами. Теперь в храмах обычно не спрашивают уже и этого.
Но сам чин венчания остался тем же, и изменить его смысл никто не может. На честный брак преподается особое благословение, особая благодать, которую можно принять с благоговением, но можно и отвергнуть, а можно просто поиграть в красивый обряд, — все это остается в воле людей (правда, и отвечать за такие “игры” когда-нибудь придется). Потому венцы брачные не предназначаются тем, кто не задумывается о венцах Небесных. Если молодые появились в храме только в день своего венчания, то мало того, что венчавший их священник тяжко согрешает, но и сами они пусть не ожидают от своей женитьбы ничего хорошего за такое отношение к таинству брака.
Кто желает настоящего Божия благословения на свой брак, пусть готовится к нему, храня непорочно и православную веру, и целомудрие души и тела.
Почему, вступая в брак, надо ориентировать себя на всю жизнь?
Бог Един, и другого источника жизни не существует. Завет с Ним, заключаемый в крещении, один на всю жизнь. Нарушение этого завета есть удаление от Источника жизни, то есть смерть.
Подобно тому существуют люди, с которыми Бог нас связывает особой, неповторимой телесной, душевной и духовной связью. Мать у каждого одна и отец один, двух матерей, двух отцов быть не может. И чтобы не получалось так, что у наших детей отец — это один человек, а муж матери — другой, заповедал Бог, чтобы жена была у каждого одна, и попустил лишь редкие исключения из этого закона.
Причина же сего в том, что и Бога, и жену (мужа) нужно хотя бы когда-нибудь научиться любить. А для этого средство одно — верность. Верность же предполагает единственность, то есть “на всю жизнь”.
Печатается по книге священника Тимофея и Т. Берсеневой
Рассмотри, возлюбленне: век сей не есть покой и почивание, но борьба, рать, торжище, купля, училище, морское плавание; для сих то причин подвизаться ты должен, не унывать, не быть в праздности, но упражняться в делах Божиих.* * * Знай, что на всяку борьбу есть победа. Крепися, ратоборствуй, побеждай
Грешных страстей никогда не удовлетворишь: чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи; они подобны псу, который привык ходить лизать мясной стул; как только возьмешь палку и отгонишь его, то и ходить не будет к стулу. Св. апостол говорит: “блюдите, как опасно ходите”, еще “задняя забывай, впредь распростирайся”.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.