Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (209) → Священномученики и мученики Камышловского и Шадринского уездов

Священномученики и мученики Камышловского и Шадринского уездов

№32 (209) / 22 августа ‘02

Новомученики

Гражданская война в Камышловском и Шадринском уездах, по сравнению с другими районами Урала, отличалась особой жестокостью. Здесь в приходах, расположенных по линии Шадринск – Камышлов – Богданович, больше всего убиенных за веру, и это не было случайностью. В Камышловском уезде еще до революции действовала сильная большевистская группа, которая вела активную пропаганду против существующего строя. Либерально настроенная интеллигенция также призывала население к переменам в жизни и с восторгом встретила известие об отречении императора Николая II от власти. Члены Исполнительного комитета Кочневской волости Камышловского уезда, например, решили 12 марта 1917 г. отслужить благодарственный молебен и устроить торжественную манифестацию, “чтобы отпраздновать Великую Внутреннюю победу”. Священник отец Николай Хлынов отказался участвовать в этом “торжестве”, забрал ключи от храма и уехал из села. В результате “граждане с раннего утра до 4 часов вечера простояли на мокрой площади и с грустью разошлись по домам”. Против священника было составлено обращение собрания “свободных граждан” волости обер-прокурору Святейшего Синода и заявление уездному комиссару, в котором содержалась просьба “избавить нас от этого негодного и самого вредного по своей гнусной деятельности человека, … иначе наш темный угол, глядя на своего черносотенца батюшку, никогда не поймет своей новой жизни”. Людей, совершивших переворот, отец Николай называл разбойниками и призывал прихожан не повиноваться новым властям.

Борьба против духовенства, таким образом, началась в Камышловском уезде еще до прихода к власти большевиков, при либеральном и демократическом Временном правительстве.

После Октябрьской революции в уезде стали создаваться боевые дружины, а в период гражданской войны – регулярные революционные войска. Рабочие городов Каменска и Камышлова вошли в состав знаменитого полка Красных орлов, прославившегося своими зверствами. В этом полку было много иностранных наемников, особенно из Китая. Даже бывший выпускник Пермской духовной семинарии, а впоследствии – знаменитый пролетарский писатель П.П. Бажов вынужден был признать, что “методы ведения боев полком Красных орлов были, …чаще всего, тяжелы”.

Большевики хорошо знали, кто из священников обладал авторитетом и более ревностно трудился на благо Церкви. Именно их арестовывали и убивали в первую очередь.

9 июня 1918 года на станции Поклевская зверски замучен отец Константин Николаевич Лебедев, священник церкви села Уецкое Камышловского уезда. Когда было найдено тело отца Константина, обнаружили, что лицо у батюшки сильно обезображено, борода вырвана, кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на кистях рук перерезаны. Мучения отца Константина были невыносимы. Ночной сторож слышал, как батюшка просил своих палачей поскорее убить его, а не мучить.

10 июня 1918 года на станции Синарская Камышловского уезда был зарублен большевиками протоиерей Свято-Троицкого собора г. Каменска отец Василий Владимирович Победоносцев. Почтенному старцу отрубили голову. Погребен о.Василий в братской могиле вместе с другими убиенными за веру в Преображенском женском монастыре.

13 июня 1918 г. в селе Верх-Теча Шадринского уезда расстрелян священник Александр Макарович Архангельский.

21 июня 1918 г. на станции Синарская зверски убит священник села Верхний Яр Шадринского уезда отец Иоанн Георгиевич Будрин. Этот пастырь мужественно, безбоязненно и смело обличал большевиков. Перед тем как убить, отца Иоанна жестоко мучили, выдергивали волосы из бороды и головы.

23 июня 1918 г. в селе Катайское зарублен священник Троицкой церкви отец Алексей Константинович Введенский. Он был убит только потому, что сторож от испуга ударил в набат, а в этом обвинили священника.

25 июня 1918 г. в г. Камышлове убит священник села Алексеевское отец Василий Степанович Милицин и просфорня Екатерина Боголобова. А незадолго до этого убийства на приходском сходе села Алексеевского было решено отобрать землю у церковного причта, отменить хлебный сбор и сократить жалованье, которое даже в урезанном виде служителям храма не выплачивалось.

27 июня 1918 г. на станции Долматово убиты два священника: отец Владимир Михайлович Сергеев и отец Александр Васильевич Сидоров, священники церкви села Далматовское. Отца Александра злодеи подняли на штыки, а затем набили ему в рот глины и земли. Там же убит и диакон Далматовской церкви Василий Иванович Ситников, укорявший большевиков за разграбление имущества священника.

1 июля 1918 г. в селе Боровском Камышловского уезда заколот бандою мадьяр священник Аркадий Николаевич Гаряев.

8 июля 1918 г. в селе Травянское Камышловского уезда убит красноармейцами священник Александр Иванович Попов. Он был похоронен вместе с убитыми 9 прихожанами в братской могиле.

10 июля 1918 г. на станции Синарская Камышловского уезда убит священник села Колчеданское почтенный старец отец Стефан Васильевич Луканин и два диакона отец Нестор Гудзовский и отец Георгий Платонович Бегма.

20 июля 1918 г. на станции Егоршино Камышловского уезда зверски убит священник села Егоршино Словцов Константин Виссарионович. Его закололи штыком и отрубили нос с верхней губой. Квартиру о.Константина разграбили, причем грубо кощунствовали над Святыми Дарами, повесив дароносицу вместе с епитрахилью на теленка.

12 августа 1918 г. в селе Таушканское убит священник церкви села Мехонское Шадринского уезда Василий Иванович Инфантьев, а на станции Антрацитово – священник села Троицкое Камышловского уезда отец Константин Николаевич Алексеев.

Алексей Степанович Меркурьев, священник церкви села Корюковское Камышловского уезда, убит за принадлежность к духовенству в 1918 году.

После окончания гражданской войны активно начала действовать местная милиция, которая арестовывала тех, кто не поддерживал Советскую власть, а это, в основном, были православно верующие люди. 2 сентября 1919 г. по приговору ЧК за антисоветскую и антисемитскую агитацию расстреляли священника Преображенского женского монастыря города Каменска отца Николая Бирюкова.

Репрессии продолжались. Имена многих пострадавших от безбожников священников и мирян нам, к сожалению, остались неизвестны.

Священномученик Александр (Архангельский)

Отец Александр Архангельский родился в 1864 году. Начал служить Богу в селе Верх-Теча Шадринского уезда. Потом был священником в Песчано-Колединской церкви. 13 июня 1918 года о. Александр был арестован, красноармейцы привезли его в село Верх-Теча и, после краткого допроса, на берегу реки Течи расстреляли. Перед смертью отец Александр перекрестился и со словами “безвинно умираю” пал под пулями красноармейцев. После залпа сразу же раздался хохот палачей. Они бросили убитого в повозку и отправили его обратно в село Песчано-Колединское. Похоронен отец Александр на общеприходском кладбище.

Вскоре красноармейцы вновь совершили налет на село Верх-Течу. Они арестовали 12 человек, девять из которых убили, предварительно измучив их до того, что родным пришлось узнавать своих только по одежде. Лица несчастных были превращены в куски мяса, руки вывихнуты, бороды вырваны. Одного мученика, попросившего пить, красные стали тыкать лицом в кровь, приговаривая: “Пей свою кровь!”. Неизвестно, скольких людей постигла бы эта же участь, если бы не освободили село войска Сибирского правительства. Убиенные были похоронены на площади у церкви в общей братской могиле.

15 августа 1918 года состоялось перезахоронение праха отца Александра Архангельского в эту братскую могилу. “Известия Екатеринбургской церкви” сообщали: “За село, под пение канона “Помощник и покровитель”, вышел с множеством народа Крестный ход. Местная добровольческая дружина мерно шла впереди и, встретив гроб, отдала умершему воинскую честь, взяв ружья “на караул”. Под стройные звуки монастырского хора, запевшего “Волною морскою”, прах отца Александра был перенесен в село и опущен в братскую могилу. Спи спокойно, отец Александр! В Верх-Тече начал ты службу Богу, в Верх-Тече же суждено тебе ждать Страшного суда Его”.

Священномученик Николай (Бирюков)

Николай Васильевич Бирюков родился в 1864 г. в семье священнослужителя Каменского завода Камышловского уезда. Он окончил Пермскую духовную семинарию, служил в Каменском Преображенском женском монастыре.

Отец Николай был очень ревностным пастырем, требовательным к себе и другим. Его служение в Каменском заводе наполнено было деятельной любовью к ближним, заботой о духовно-нравственном воспитании своей паствы. Отец Николай считался хорошим проповедником, доступно для слушателей умел объяснить Евангельский текст, сказать поучение. После революции устойчивый провинциальный быт стал разрушаться, начались нестроения, пьянство, разгулы, убийства и насилия. Батюшка учил своих прихожан не поддаваться революционным страстям, не посещать митинги, не участвовать в демонстрациях во избежание соблазна и искушений, больше молиться и уповать на Бога. Отец Николай, несмотря на антирелигиозные запреты местных властей, продолжал совершать Богослужения, крестные ходы, посещать со святыми иконами дома прихожан.

В мае 1918 года по распоряжению Каменского совета рабоче-крестьянских депутатов отец Николай был арестован первый раз, доставлен в Екатеринбург, но вскоре, по ходатайству церковного Епархиального совета, освобожден.

Шла гражданская война. С болью в сердце смотрел о.Николай на разрушения храмов, осквернение святынь, избиения священнослужителей, убийства мирных жителей. Своего сына он благословил служить в Белой армии. В проповедях отец Николай продолжал призывать прихожан к стойкости в вере, спасению детей от безбожия, укреплению нравственных основ жизни.

В Каменский ревком стали поступать доносы. “Прошу обратить особое внимание на монастырского священника Н.Бирюкова, который в личной беседе со мной не согласен ни в одном политическом вопросе и присутствовать на митингах отказывается. … О последствиях прошу уведомить политотдел 21 дивизии”.

“Сегодня мне случайно удалось услышать от граждан Каменского завода, бывших у Богослужения, что священник монастыря (как его фамилия, я не знаю) читал проповедь антисоветского характера, что является недопустимым. А потому, стоя на страже интересов трудящихся, прошу Ревком принять против этого меры пресечения”.

10 августа 1919 года отец Николай был арестован во второй раз. В этот же день у него в доме был произведен обыск, в результате которого чекисты обнаружили личную переписку. Было найдено письмо к сыну, служившему в Белой армии. «Здравствуй, милый! – пишет отец Николай. – Как здравствуешь и бьешь ли краснотряпичников, воров и жуликов? Я слышал, что ты берешь там на поруки незнакомых тебе лиц. Поберегись, брат. Милосердие – вещь хорошая и для тебя обязательная, но только там, где злодеяние преступника касается только тебя, тебе причиняется вред, но не там, где вред творится обществу, строю, государству. Припомни обличения Христа книжникам и фарисеям, которых Он, Всемилосердный, гневно величает змиями, порождениями ехидны за то, что они сбивали с пути истины весь еврейский народ. Он же употребляет насилие при изгнании торговцев из храма, опять таки, оберегая весь народ. …Дави красных воров сильнее и берегись. Дай Бог тебе успеха и благополучия. Да хранит тебя Бог!»

На основании этого письма и двух доносов было принято решение о привлечении священника Бирюкова Николая Васильевича к ответственности за погромную антисоветскую и антисемитскую агитацию. Причиной обвинения в антисемитизме послужила проповедь, сказанная на Евангельские слова: “Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской” (Мф. 16, 6). После толкования и объяснения евангельского текста отец Николай добавил, “саддукеи учили, что нет воскресения мертвых. Ныне враги народа говорят на митингах то же самое: нет воскресения мертвых, нет рая и ада, нет Бога”. В заключение проповеди батюшка предостерег своих чад о том, что не стоит посещать такие митинги во избежание соблазнов и искушений. Когда следователь попросил объяснить, кого подразумевает обвиняемый под “врагами народа”, отец Николай сообщил следующее: “Всех людей, которые идут против христианской церкви, я называю врагами народа, а против таковой, главным образом, выступают евреи. В своей проповеди я указывал, что враги народа не только евреи, но все те, кто идет против христианской церкви”.

Следующим обвинением против отца Николая было то, что он год назад, во время гражданской войны, отказался отпеть красноармейца. В ЧК пожаловалась мать убитого. Свой поступок батюшка объяснил так: “Я отказался отпеть одного красноармейца в 1918 году и свой отказ мотивировал тем, что смерть его никем не засвидетельствована. Кроме того, я не приходской священник, а монастырский. Таковых же лиц я считаю отлученными от Церкви за те выступления, кощунства, за избиения священников и за осквернения храмов, что делали красноармейцы в прошлом году”. При этом отец Николай ссылается на решения Всероссийского Поместного Собора. 24 ноября 1918 года Собор принимает решение об отпевании погибших с обеих сторон и обращается ко всему русскому народу покаяться в грехе братоубийства. 19 января 1919 года патриарх Тихон вновь призвал воюющих к покаянию: “Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. … Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас. …Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: “измите злого от вас самих”. Собравшийся на очередную сессию Собор оказал полную поддержку воззванию патриарха.

Красноармейца, которого отказался отпеть отец Николай, чекисты характеризуют как человека, “отдавшего свою жизнь за правое дело служения народу”. Товарищ Чемизов был расстрелян белыми. Хотя убитый по своему рождению и принадлежал к Православной церкви, но участие в братоубийственной междоусобице, в попрании святынь, в кровавых расправах подводит его под анафематствования Церковного собора. Тот, кто допускает возможность путем насилия добиться свободы, равенства, счастья для своего класса, не может считаться сыном Церкви. “К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной”, – говорилось на Соборе. Отказавшись отпеть красноармейца, отец Николай не нарушил никаких канонических правил.

Постановлением Екатеринбургской Губернской чрезвычайной комиссии Бирюков Николай Васильевич за антисоветскую и антисемитскую агитацию приговорен к высшей мере наказания. 2 сентября 1919 года отец Николай был расстрелян.

Постановлением
Священного Синода Русской Православной Церкви и
Святейшего Патриарха от 17 июля 2002 года
священномученик Александр
(Архангельский) и
священномученик Николай (Бирюков) включены в числе других
сорока четырех новомучеников Екатеринбургской епархии
в Собор новомучеников и исповедников Российских
ХХ века, прославленный Архиерейским Собором 2000 года.

 
Новомученики

Священномученики и мученики Ирбитского уезда

После занятия г. Шадринска чехами в Ирбитском уезде было введено военное положение. В большевистских газетах началась травля священников, призывы к уничтожению “мракобесов в рясах”. В Калачаевской волости священник во время похорон обошел арку, установленную большевиками в память революции.

 
Новомученики

Завершился покаянный 1600-километровый Крестный ход Екатеринбург — Кострома

Екатеринбург, 13 августа, «Православная газета». 19 мая, в день рождения Царя Страстотерпца Николая, из Екатеринбурга, от места расстрела Царской Семьи, в Кострому, откуда взошла на престол династия Романовых, отправился 1600-километровый покаянный Крестный ход

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс