Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (209) → Священномученики и мученики Ирбитского уезда

Священномученики и мученики Ирбитского уезда

№32 (209) / 22 августа ‘02

Новомученики

После занятия г. Шадринска чехами в Ирбитском уезде было введено военное положение. В большевистских газетах началась травля священников, призывы к уничтожению “мракобесов в рясах”. В Калачаевской волости священник во время похорон обошел арку, установленную большевиками в память революции. В газете “Уральский рабочий” по этому поводу была напечатана злобная заметка с призывом “выбить из нашего попа всю его глупую мудрость, ибо он уж слишком ярко показывает свое презрение ко всем трудовым символам”. Начались карательные рейды, аресты, расстрелы духовенства.

Армия адмирала Колчака одерживала победы, фронт Красной армии был прорван. В штаб Реввоенсовета Восточного фронта В.И. Ленин слал телеграммы: “Победы Колчака на Восточном фронте создают чрезвычайно грозную опасность для Советской республики. Необходимо самое крайнее напряжение сил, чтобы разбить Колчака”. “Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной. Напрягите все силы. … Следите внимательнее за подкреплениями, мобилизуйте поголовно прифронтовое население …”

Во исполнение этого распоряжения в Красную армию насильно мобилизовали жителей Покровского села и окрестных деревень, но в решающий момент сражения они раскрыли фронт и помогли частям Белой Армии без боя взять Режевской завод.

Раздраженные неудачей красноармейцы подвергли обстрелу из двух броневиков село Покровское, сожгли около 100 домов, учиняя над жителями страшные расправы, разграбили и разрушили величественный Покровский храм. Вместе с церковными сосудами и крестами из храма был похищен один из антиминсов.

27 июня 1918 г. вместе с двумя прихожанами-заложниками расстрелян священник церкви села Покровское Платон Горгониевич Горных.

28 июля 1918 г. был арестован диакон села Шогры Ирбитского уезда Николай Петрович Пономарев. Его вызвали на общественные работы у станции Егоршино, домой отец Николай больше не вернулся. Квартиру диакона разграбили, была похищена серебряная дароносица. Спустя некоторое время эту дароносицу, но без ковчежца со Святыми Дарами и чаши, отобрали у красноармейца, который носил в ней табак.

После расправы в Покровском селе были сожжены соседние села и деревни: Шмаковское, Осинцевское, Антоновское, Бичурское, Костромщина и Лебедкина. Во время этих карательных рейдов были расстреляны:

Николай Павлинович Удинцев, священник церкви Нижнесинячихинского завода Верхотурского уезда. Убит в алтаре 25 июля 1918 года в селе Коптеловское.

Иван Иванович Шишев, священник церкви села Мироново Верхотурского уезда. Расстрелян 13 августа 1918 г. в селе Мироново.

Иоасаф Степанович Панов, священник села Мироново Верхотурского уезда. Расстрелян вместе с сыном 13 августа 1918 г. в с. Мироново.

Константин Иванович Попов, священник церкви с.Лягушинское Верхотурского уезда. Расстрелян 13 августа на станции Егоршино. Отца Константина не позволили похоронить даже на кладбище, а велели свезти на карантин и там бросить среди павших скотов.

Петр Федорович Дьяконов, священник Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода. Убит за принадлежность к духовенству 18 сентября 1918 г. на Нижнесалдинском заводе.

Вместе с отцом Петром в этот же день был убит второй священник Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода Алексей Николаевич Кузнецов.

В сентябре 1918 года началось повсеместное отступление Красной армии. Теснимые со всех сторон прибывшими войсками Сибирского правительства, “краснотряпичники” спешно бежали, совершая расстрелы и убийства. Так в деревне Хайдук без всякой причины были расстреляны пять прихожан местной церкви. Имена их знает Господь. В ночь на 7 сентября 1918 года на станции Егоршино расстрелян священник церкви села Большое Трифоновское Ирбитского уезда Петр Андреевич Снежницкий. В этот же день вместе с отцом Петром изрублен шашками диакон церкви села Большое Трифоновское Александр Нилович Медведев.

8 сентября 1918 г. в храм, где совершал Божественную Литургию священник Флорентий Троицкий, очевидец и свидетель расправ над духовенством, ворвались в шапках с винтовками и шашками три красноармейца. Они подошли к раскрытым Царским вратам в тот момент, когда Святые Дары уже стояли на Престоле, навели револьвер на священника и грубо потребовали, чтобы он вышел к ним из алтаря. “Напрасно я просил их позволить мне закончить литургию, — рассказывает отец Флорентий. Красные разбойники с бранью требовали, чтобы я вышел к ним. Подчиняясь грубой силе и опасаясь за Святые Дары, я вышел к “товарищам” и вместе с ними пошел к дверям, вручая мысленно дух свой Богу. Детишки мои заплакали, а молящиеся с криком и воплями пали на колени. Все это может быть и послужило причиной тому, что ворвавшиеся в храм, еще раз наведя на меня револьвер и обругав площадными словами, ушли из храма. В 12 часов дня несколько конных красноармейцев, взломав двери, въехали в храм на лошадях, разбили кружки, похитив из них всю мелочь, но святыни не тронули. Через два часа красные пришли ко мне на квартиру, чтобы повесить меня, но я скрылся. Эти кровавые два месяца расстроили мое здоровье и унесли добрую половину моей жизни. До могилы не забуду я это время и этих “товарищей”, мнимых защитников народных интересов”. Отец Флорентий Троицкий оставил воспоминания о мученической кончине священников Ирбитского уезда, благодаря которым мы теперь знаем имена пострадавших за веру.

После восстановления в Ирбитском уезде Советской власти начались судебные расправы над духовенством. Аресты священнослужителей часто вызывали протесты крестьян. В Краснослободской волости верующие оказали сопротивление властям, попытавшимся арестовать священника отца Стефана Хитрова во время Великого поста. Газета “Уральский рабочий” охарактеризовала это выступление как “крестьянский бунт”, а 74-летнего священника назвала организатором контрреволюционного выступления. Отца Стефана расстреляли, а членов церковного совета приговорили к 5 годам концлагерей.

“Смерть мучеников есть явное поражение убивающих и блистательная победа убиваемых. Раны мучеников блистательнее и удивительнее звезд небесных и большую имеют силу”, – писал Святитель Иоанн Златоуст.

Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе (2 Кор. 2, 14).

 
 
Новомученики

Священномученики и мученики Камышловского и Шадринского уездов

Гражданская война в Камышловском и Шадринском уездах, по сравнению с другими районами Урала, отличалась особой жестокостью. Здесь в приходах, расположенных по линии Шадринск – Камышлов – Богданович, больше всего убиенных за веру, и это не было случайностью.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс