Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (206) → В поисках формы

В поисках формы

№29 (206) / 1 августа ‘02

Культура

Одним из знаковых событий на фестивале православной культуры “Царские дни” можно назвать показ коллекции одежды «Коптские узоры» дизайнера-модельера Ларисы Селяниной. Хорошо и давно известное и востребованное у екатеринбурженок искусство модельера должно было стать (и стало) открытием для участников и зрителей фестиваля, приехавших с разных концов России.

С заветным приглашением в кармане я направилась к театру юного зрителя, гостеприимно распахнувшему свои двери для “Царских дней”. По дороге вспоминала виденные мной ранее – на демонстрациях, в продаже, на знакомых женщинах – модели Селяниной, и мне представилось, что они очень хорошо смотрелись бы на фоне православного храма, его белых, устремленных ввысь стен и золотых куполов.

…Зал ТЮЗа полон. На сцене, на фоне изображенной на полотне ротонды в окружении темных, изогнутых стволов деревьев, расположился камерный оркестр “В-А-С-Н” (дирижер Николай Усенко), — создавалось ощущение, что мы в Летнем саду Санкт-Петербурга. На пустующую пока половину сцены вышла ведущая музыковед Эльвира Архангельская, и ее содержательные и вдохновенные комментарии соединили, не позволяя затмить друг друга, высокую музыку и высокую моду.

Предваряя первую коллекцию моделей одежды Л. Селяниной, ведущая напомнила, как часто называли храмы в честь святой Софии, имя которой означает “мудрость”, “премудрость”. Мудрость и духовность. А имена трех дочерей Софии – великомучениц Веры, Надежны и любови – стали символами трех главных христианских добродетелей.

Музыка И.-С. Баха, – который говорил о назначении композитора: “служить только славе Господней и возвышению духа”, – сопроводила шествующих манекенщиц. Длинные, свободные платья, костюмы, выполненные в теплых, возвышенных, светлых тонах. Нежный, искусно и в то же время ненавязчиво выполненный рисунок подчеркивал модные детали силуэтов и одновременно напоминал традиционные русские одежды. Удачным завершением к платью послужили головные уборы: мягкий берет; маленькая шапочка в форме купола; широкая повязка на лоб, завязанная сзади и спускающаяся на спину, узором гармонируя с платьем, – напомнили зрителям старинные – повойник, повязку, кику, сороку, что носили наши прапрабабушки.

Каждая модель радовала своей индивидуальностью, ненавязчивым изяществом и гармонией в себе и со всей коллекцией в целом. И мне показалось недоразумением зияющая пустота ротонды, на фоне которой происходило действо, по сравнению с полнотой дома Божиего – храма…

“Не бойся смерти тела, а бойся смерти души”, – напомнила ведущая. – Рай для всех верующих – место общения с Богом”. Под вариации на тему музыки А.С. Аренского “Был у Христа-младенца сад” нам предлагалось увидеть коллекцию под названием “Райский сад”. Модели, которые несут размышление и умиротворение, в которых присутствуют изображения животных и растений, напоминающие «мир внешний».

И вновь зрители увидели превосходные модели, удивляющие одновременно простотой и сложнейшими, разнообразными находками, – результат таланта и кропотливой работы.

Только недоумение вызывал цвет. Первая модель – черная с красным платком, остальные выполнены в глубоких серых тонах, с головными уборами черного цвета, — все же, на мой взгляд (да и по мнению собеседников, с которыми удалось в ходе фестиваля пообщаться), ассоциировались, скорее, с мыслями о смерти, переходе в мир иной, где ожидает Суд Божий, чем со светом и торжеством Рая.

«Для третьей коллекции – «Коптские узоры» – продолжила ведущая, – использован орнамент, что взят из книг древних монастырей, в частности, монастыря святой Екатерины – одной из первых христианских православных обителей, 600 г. н. э. В платьях жизнеутверждающие орнаменты виноградной лозы. Синий, зеленый, золотой цвета символизируют роскошь и богатство с аскетизмом и целомудренностью».

Музыка Ф. Шуберта стала спутницей этой части демонстрации, а сами модели вновь удивляли своеобразием, смелостью и, в то же время сдержанностью и приглушенностью основной серо-зеленой гаммы, лишь слегка расцвеченной золотом, навевая образ древнегреческих катакомб первых христиан.

“Широкая и вольная русская душа. Как же без хороводов, шутки, — предваряет Э. Архангельская музыку С. Шостаковича в исполнении блистательного оркестра “В-А-С-Н”.

«Но главный праздник на Руси, конечно же, Пасха. И здесь два цвета – белый как символ торжества и красный как символ воскресения».

В итоге зрители благодарно аплодировали модельеру Л. Селяниной и камерному оркестру “В-А-С-Н” во главе с дирижером Н. Усенко, их удачному опыту совместного действа. После вручения им грамот-благословений за труды руководителем Отдела культуры Епархии отцом Андреем Каневым, Лариса Алексеевна поблагодарила батюшку и подарила ему шарф. Надо сказать, что немало именитых участников фестиваля увезли в разные веси подобный (ведь одинаковых у Селяниной быть не может!) подарок от дизайнера-модельера как добрую память и действенную рекламу творчества екатеринбургского мастера.

Движимая желанием познакомиться с Л.А. Селяниной, чтобы передать ее размышления о фестивале, своем творчестве, пожелания читателям “Православной газеты”, я подошла к радостно-возбужденной Ларисе Алексеевне. Но, к сожалению, наш разговор не сложился. Поэтому, извинившись и поразмыслив, что я собиралась писать не монографию о дизайнере-модельере Л.А. Селяниной, а только о ее выступлении с коллекцией в рамках Фестиваля православной культуры, решаюсь ограничиться своими впечатлениями как рядовой зрительницы, а также привести “шпаргалку”, приготовленную Л. Селяниной для журналистов. А именно:

“Всецело подчиняясь веяниям моды, современный человек зачастую забывает о своей душе. По словам Л. Селяниной последнее время к ней обращаются ее православные клиенты с просьбой изготовить костюмы для того или иного торжественного случая, а также для повседневного посещения богослужения. Художник надеется, что таким образом постепенно из одежды для немногих, выполненные по ее эскизам платья, головные уборы, станут образцом для большого количества прихожан. Лариса Селянина продолжает поиск в этом направлении, вникает в символику цветов, употребляемых в церкви, а также обращается к традициям, существующим в православной России, которые за много веков вобрали в себя многонациональный уклад жизни населяющих ее народов”.

От себя же добавлю. На фестивале в номинации “одежда” мы стали свидетелями первых шагов нового явления, первых шагов навстречу друг к другу – православной культуры и высокой моды. Думаю, и с той, и с другой стороны, требуется сделать определенные усилия.

С одной стороны, не забывать, что мы – миряне, не монашествующие, где требуется аскетизм (спаси, Господи, за их труды и за эту молитву о всех нас). И при выборе одежды должны помнить: наши глубоко верующие предки старались выглядеть не “занюханно” (как выразился один из собеседников), а “в праздники и в вёдро, или при людях, или к церкви идти, и в гости – то лучшее платье надеть… так людям приятно смотреть и себе мило” (из “Домостроя”).

Одежда – не просто внешняя оболочка, не только средство укрыться от каприз погоды, но и способ выражения индивидуальности, а также принадлежности к нации и эпохе. Между прочим, традиционный праздничный костюм молодой замужней женщины из Рязанской губернии включал в себя около 20 предметов, а будничный – 7, и всегда предполагал украшения (узоры). Каждый из нас трепетно хранит вещи, рукоделия, доставшиеся от прабабушек, а также читал книги, видел картины, запечатлевшие представителей разных сословий России. Поэтому может с уверенностью сказать, что православная вера всегда сочеталась с радостью жизни, данной Богом, всему живому на земле, с богатыми рукодельными талантами, которые ярко проявлялись и в изготовлении одежды.

С другой стороны, пожелаем модельеру Л. Селяниной “продолжить поиск” в выбранном направлении и проникнуться самим духом православия. Изучать и осмысливать его не только эстетически, но всем сердцем. И я уверена, что плоды не заставят себя ждать и превзойдут все ожидания. Уйдет суета, и сама Лариса Алексеевна почувствует необходимость присутствия на сцене изображения храма как образа соборности, духовной наполненности. И найдется новое решение взамен неуместной стандартной походки манекенщиц, так старательно воспроизводимой на сцене молодыми девушками. Ведь походка человека также выражает внутреннее, душевное, духовное. Вспомним, какие сравнения на Руси находили для красавицы – лебедушка, голубка, — уж никак не павлин. «Мир в себе, спокойствие духа, радость благополучию других, скорбь о неимущих мира в себе и любовь к другим» – вот образец христианки. Это цитата из схиархимандрита Гавриила (Зырянова). И дальше: “Мир этот есть союз с Богом и человеки, верность святой Церкви, мир своей совести ко всему видимому, земному на земле, и невидимому, небесному на небеси… И нет ничего святее сего союза и нужнее к благополучию человеческому, к облегчению нужд житейских… Сего-то мира просим у Бога, и кто внутреннее сие сокровище стяжал, тот благодушен и радостен всегда бывает; в счастии не надмевается и в несчастии не ослабевает, смертию не смущается, ибо с Богом и с человеком примирен…”.

И общим пожеланием – модельеру и всем нам – да послужат слова того же наставника: “Чтобы и мы… употребляли дар Его, наши способности, данные Им, на исполнение наших послушаний и должностей и наблюдали в своей жизни установленный Им порядок; т.е. исполняли бы всемерно все Его заповеди, и тогда-то встретится добродетель наша с милосердием божиим, и будет о ней благоволение Его”.

И, может быть, на следующем фестивале Лариса Селянина, подобно другим участникам, будет сама стремиться сказать читателям именно “Православной газеты” о чем-то важном, приобретенном в ожидании Царских дней и в дни самого праздника.

 
Культура

Икона это разговор с вечностью

Одним из событий Фестиваля православной культуры “Царские дни” стала презентация книги преподавателя кафедры черчения Нижнетагильского государственного педагогического института В. Шульгиной “Геометрия искусства”.

 
Культура и образование

Сотворение красоты

Звонарь-колоколист Владимир Марьянович Петровский, действительный член Ассоциации колокольного искусства в России, прибыл на фестиваль православной культуры из Архангельска. Первые его концерты — уставные звоны — звучали на колокольнях Санкт-Петербурга десять лет назад. С тех пор мастер-звонарь объехал почти всю страну...

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс