Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (200) → «Не навреди — один из главных постулатов медицины»

«Не навреди — один из главных постулатов медицины»

№23 (200) / 15 июня ‘02

Церковь и медицина

Интервью с Ириной Силуяновой

Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста, о задачах Совета.

Организация наша – новая для Церкви. Появление ее связано с процессами, происходящими в современном здравоохранении. Сейчас они приобретают невиданный размах. Появляются новые биомедицинские технологии, о которых раньше и не мечтали: искусственное оплодотворение, трансплантация, клонирование, медицинская генетика. Можно их рассматривать не просто как новые технологии, а как мощные медико-биологические средства управления людьми. Моральные нормы в обществе у нас размыты, поэтому внедрение таких технологий может привести к злоупотреблениям. Задачи, которые мы ставим перед Советом, это прежде всего изучение состояния биомедицинских исследований в России, чтобы дать им моральную и нравственную оценку и правовую экспертизу. И, конечно же, информировать и по возможности консультировать общественность, в том числе и церковную, по широкому кругу этических проблем современной медицины.

«Не навреди» – это один из главных постулатов медицины. Особенно важно это стало сейчас. В начале зарождения советской идеологии было главным – утвердить место человека в мире, освобожденного от Божественного участия. Для этого в первые годы существования советской страны много денег тратилось на науку, а именно – на медицину. Проводилось много экспериментов. Например, пытались доказать происхождение человека от обезьяны, и в Сухуми появился питомник, где добровольно, за отгулы, комсомолки и активистки должны были родить от обезьян. Еще пытались омолодить человека и переливали кровь от молодых старым. В общем, все делалось для того, чтобы утвердить человека богом на земле. А наука-то нужна, для того, чтобы облегчить жизнь, а не занять место Творца.

— Почему Церковь так внимательно следит за тем, что происходит в медицине?

Врачевание всегда было делом Церкви. Человек — это страдающее, болеющее существо. Он преодолевает свои болезни через покаяние, через наполнение своей жизни духовным содержанием. Ведь сам Христос исцелял только тех, кто верил в Его Божественную силу, и искреннее каялся в своих грехах, или же по вере людей, просивших за больного. Исторически врачевание, исцеление человека и проблемы медицины всегда находились в сфере внимания Церкви. Сейчас это особенно важно, потому что развитие новейших технологий не может быть независимым от Церкви. Церковь должна высказать свое отношение, тем более что с помощью медицины можно управлять человеческой жизнью. Допустим, через искусственное оплодотворение или через аппараты, поддерживающие жизнь в организме. Церковь должна решить: нравственно ли ради здоровья человека применять те или иные технологии. Поэтому ЦОС анализирует все новое, дает оценку, а ведущие медики после раздумий, споров, найдя аргументы, составляют документы и дают анализ исследованиям. Так, в “Основах социальной концепции” Церкви появился раздел, посвященный проблемам биоэтики и проблемам здоровья личности и народа.

— Разве только сейчас между Церковью и медициной возникли противоречия?

После того как в обществе доминантой стал атеизм. В России после революции наука была освобождена от христианских принципов, и тогда все новые технологии стали разрабатываться в нашей стране, такие как искусственное оплодотворение, трансплантация, фетальная терапия, эвтаназия. Утверждение воинствующего атеизма шло не только в видимой области, такой как разрушение храмов и ссылка священников, но и для утверждения материализма в области науки, и медицины в том числе. Запреты были отодвинуты в сторону и наступило время полной свободы. Свободы, когда можно переступать все, что угодно. Соответственно, и в научной деятельности это повлияло на снятие всех нравственных ограничений в исследованиях. Главное, надо понимать, что наука – это люди. Если человек в обществе не соблюдает нравственных принципов, как же в науке он может стать другим? Соблюдение определенных правил – это признак жизни в социуме. Ученые не должны ставить себя выше других и не должны добиваться исключительности, не должны находиться в некой изоляции от общества. Человек должен оставаться человеком. И не важно, кто он: охотник или подводник, ученый или космонавт. Каждый должен быть нравственным существом, а это значит соблюдать определенные ограничения. К ученым это относится в большей степени.

Ирина Васильевна, вы преподаете студентам, будущим врачам, профессиональную этику поведения. Чему Вы хотите научить наших будущих врачей?

Предмет, изучающий биоэтику, является новым. С 1996 года его читают в университете, а в 2001 он уже стал государственным стандартом. Прежде всего студент-медик должен научиться соблюдать права человека. Права не просто человека, а человека больного, который становится объектом для исследований. Известно, что 85% всех врачей ведут научно-исследовательскую работу в больнице. Это значит, что пациент является одновременно и больным, и штатной единицей для экспериментов. Поэтому мы учим соблюдать права человека. Основой у нас является, во-первых, Конституция РФ, во-вторых, клятва Гиппократа, в-третьих, Нюрнбергский кодекс 1947 года. Этот кодекс появился после суда международной общественности над фашистскими врачами. Все достижения в области медицины такими методами, какие проводились Третьим Рейхом, осуждаются сообществом врачей, и каждый уважающий себя профессионал в области медицины не использует их достижения в своей практике. Это считается неэтичным. Также мы изучаем Конвенцию Совета Европы, которая защищает человека от применения к нему определенных технологий. Я как православный преподаватель пытаюсь с религиозной точки зрения анализировать изменения в медицине, а с философской – этику.

А раньше не было понятия врачебной этики?

Многие века христианского состояния не прошли бесследно для первых советских студентов-медиков. От старых русских врачей, из поколения в поколение, в семьях передавались традиции. В СССР такого взгляда к этическому профессионализму быть не могло из-за философии марксизма-ленинизма, где главенствовал принцип относительности, то есть исключалось все устойчивое в науке. А под этикой подразумевается консервативная система знаний. Православному человеку объяснять не надо, что значит неизменность, вечность, абсолютность принципов, которые несет в себе христианское вероучение. По статистике у нас 70, 7% студентов считают себя православными. Им ближе и понятнее православие. Это уже новое поколение врачей, не атеистического толка.

Этика является частью философии. А как может помочь чтение, например, Канта, в лечении, допустим, печени?

Философия дает возможность увидеть любую проблему в широчайшем, культурном, историческом и смысловом контексте. Философия дает системное и даже объемное представление о мире. Ту же печень можно увидеть со многих сторон. У человека цирроз печени. Видимо, он пьет. Пьет он из-за проблем. Чаще, это неумение найти свое место в жизни. То есть выстраивается целый образ и смысл жизни с помощью философии. Для медиков нравственная философия Канта имеет огромное значение. Это учение немецкого деятеля о категорическом императиве, о долге. Профессиональная этика медиков – это прежде всего соблюдение профессионального долга. Их обязанностью является помощь. Помогать всегда, даже когда некогда или не хочется. Поэтому учение о долге как о высшем нравственном принципе должно непременно соблюдаться врачом. Так же мы изучаем Бердяева, Соловьева, которые решали проблемы этики на русской почве. Каждый врач должен сделать для себя нравственный выбор: к какой традиции он принадлежит? К консервативной, которая бережет определенные моральные законы, или к либеральной, которая отрицает любую традицию, следуя за Ницше?

Документы, которые утверждает Совет, влияют ли на отношение общества к проблемам медицины?

Конечно, да! Например мы добились того, что приняли пятилетний мораторий на исследования в области клонирования в России. Или, наш первый утвержденный документ 1999 года касался эвтаназии – это Заявление «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России», который просветил общественность. Всем известно, что эвтаназия – это сознательно безболезненное умерщвление безнадежных пациентов. Так прекращается неизлечимая боль и страдания. Но все забывают о подлинной любви к ближним. Болезнь дает возможность долготерпеливой заботы о больном. Вот где человек может проявить реальное сочувствие и непосредственное служение близкому человеку и Богу. На первый взгляд, наша деятельность не очень заметна, но мы единственная организация, которая отстаивает в области законопроектов взгляды Церкви. Сейчас врачи осознают необходимость принятия закона, который гарантировал бы право на отказ от производства аборта по нравственным соображениям самого врача.

Многие считают, что Церковь стоит на пути развития науки. Прокомментируйте, пожалуйста, это мнение.

Церковь выступает против лишь безнравственных технологий. Против того, что расчленяются человеческие эмбрионы и из их ткани изготовляют препараты. Против уничтожения человеческой жизни посредством абортов. Против изъятия органов из трупов, без согласия родственников. И вообще, это ложный штамп, что Церковь стоит на пути развития науки. Церковь осуждает то, что отходит от нравственных принципов. «Не убий» – поэтому достигать чего-то нового с помощью убийства осуждается. «Возлюби ближнего своего» – поэтому осуждается уничтожение ребенка в утробе. Церковь будет приветствовать все новое, но только то новое, что не нарушает нравственных принципов и Божественных заповедей. Такие специалисты как врачи должны осознать, что на них лежит огромная ответственность, они должны осознать результаты своего труда и предотвратить возможные отрицательные последствия. Каждый врач должен спрашивать себя: «А нравственно ли то, что я делаю, есть ли на то воля Божия?»

Беседовала Маргарита Тимофеева
«Православие.Ру»

 
Исцели, Господи, люди Твоя

Полным ходом идут отделочные работы в достраиваемом в Екатеринбурге на 8-м километре Сибирского тракта храме Святого Целителя Пантелеимона

Екатеринбург, 7 июня, «Православная газета». С 1997 года ведется на 8-м километре Сибирского тракта, на территории Областной психиатрической больницы, строительство уникального церковного комплекса во имя святого Целителя Пантелеимона.

 
Церковь и медицина

Главный венеролог России предложила легализовать проституцию

Екатеринбург, 4 июня, «Православная газета» («Известия.ру»)О необходимости легализации коммерческого секса заявила сегодня в Екатеринбурге на Всероссийской конференции венерологов и дерматологов главный венеролог России

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс