Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (199) → Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии выставки «Возвращенние к истине. Русская Православная Церковь в жизни государства и общеста. 1917–2002 ггю.»

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии выставки «Возвращенние к истине. Русская Православная Церковь в жизни государства и общеста. 1917–2002 ггю.»

№22 (199) / 8 июня ‘02

В стране и мире

Екатеринбург, 4 июня, «Православная газета» («Седмица.ру»)

«Глубоко символично, что выставка с таким многообязывающим названием — «Возвращение к истине» подготовлена именно в Музее современной истории, ибо прошедший ХХ век, история которого и составит основную тему музейной экспозиции, явился веком отказа от истины и обретения ее, веком страшных гонений и почти повсеместного торжества атеизма и веком второго крещения Руси.

Путь Русской Церкви в XX веке был одновременно трагический и славный. Трагический потому, что часть граждан России, увлекшись пафосом революционных обещаний, отреклась от Христа и отпала от Церкви. Трагический потому, что отпавшие от Церкви люди участвовали в гонениях на прежних своих единоверцев, а разделение на верующих и неверующих гибельно пролегло через многие российские семьи. Но это был, одновременно, и славный путь, ибо это был путь испытаний, которые Русская Церковь с достоинством пронесла через десятилетия притеснений и гонений, явив сонм новых мучеников Российских. Именно об одновременно трагическом и славном пути Русской Церкви в XX веке, о ее непростых отношениях с государством и обществом свидетельствуют экспонаты этой выставки.

Хочу высказать уверенность в том, что эта выставка станет знаковым явлением в культурной и религиозной жизни нашего общества еще и потому, что в сознании некоторых людей по-прежнему живуче представление будто бы «светский» означает «атеистический». Светское образование, светское общество, светское государство вовсе не должны быть атеистическим образованием, атеистическим обществом и атеистическим государством. Да, Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества и от народа, ибо социальное служение Церкви — одно из важнейших ее служений. Более того, верующие составляют значительную часть российского общества, разве можно игнорировать этот очевидный факт. И как можно призывать к воссозданию атеистического государства и атеистического общества в стране, где 80% населения празднует Христову Пасху?

Видимо, при современном плюрализме и терпимости как-то забываются уроки истории, то, что было всего несколько десятилетий назад, и что еще на памяти у людей старшего поколения. Эта выставка должна нам напомнить горький опыт построения атеистического общества и атеистического государства.

В экспозиции представлены образцы атеистической пропаганды, наглядные примеры агитационной деятельности Союза воинствующих безбожников. И очень отрадно, что настоящая выставка дает наглядный и впечатляющий ответ на все эти уродливые в духовном отношении явления, показывая подлинный образ атеизма.

Атеистическая культура — это проявление антикультуры, антиэтики, это формирование псевдоморали. И сегодня мы с горечью сознаем, что слишком многие наши молодые соотечественники могут сказать вслед за героем Достоевского Родионом Раскольниковым: «Если Бога нет, то все позволено». Воинствующее безбожие ничего не созидало, оно только разрушало. Эта разрушительная энергия была духом эпохи. Но не только этим духом жила Россия в советское время. Была еще и другая Россия. Россия, которая жила в последних незакрытых православных храмах, укрывалась в домах верующих, исповедовалась тысячами новомучеников Русской Церкви. Воистину, «свет во тьме светит»! Эта религиозная, православная, Святая Русь несла свой светильник веры в окружение духовной тьмы и преступной немоты вероотступничества, в окружении ужасов лагерей и лжесвидетельств.

И именно эта Святая Русь, гонимая Православная Церковь явилась путеводной звездой для миллионов верующих Советской России, что с особой силой проявилось в тяжкие годы Отечественной войны. Существование в XX веке двух Россий — Святой и безбожной прекрасно представлено на этой выставке.

Сегодня мы часто говорим о необходимости социального партнерства государства и Церкви. Настоящая выставка — прекрасный пример того, как успешно взаимодействуют церковные и государственные структуры. Экспонаты этой выставки пополнялись не только из фондов Музея современной истории России и других государственных хранилищ. Здесь представлены уникальные документы и церковные вещи из архивов и фондов Московской Патриархии (в том числе из архива Патриарха Сергия), Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», музея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Церковно-археологического кабинета Московской Духовной академии, музея священника Павла Флоренского. Это — действительно, уникальная экспозиция.

Мы должны помнить о прошлом, чтобы не повторять ошибок прошлого. Сегодня все мы являемся свидетелями изменения положения и роли Православной Церкви в жизни общества. Мы видим, как рушится средостение, искусственно воздвигнутое между Церковью и обществом. Мы убеждаемся, что государство и Церковь могут достойно сотрудничать на благо общества. И поэтому я рад участвовать в открытии выставки с таким прекрасным названием: «Возвращение к истине. Русская Православная Церковь в жизни государства и общества. 1917–2002 гг.»

Я хотел бы пожелать всем нам и, в частности, музейным работникам, столь много потрудившимся над созданием этой выставки, чтобы фонды Музея современной истории пополнялись исключительно экспонатами, свидетельствующими о духовном возрождении, а не о духовном падении нашего народа. Чтобы никогда в истории нашего Отечества не повторялось эпохи гонений на верующего человека».

 
Цветник духовный

О молитве за умерших

Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним)

 
В стране и мире

Храм в честь царя Николая освящен в Приморском крае

Екатеринбург, 4 июня, «Православная газета» (Пресс-служба Владивостокской епархии) Первый храм, названный в честь святого Царя-Страстотерпца Николая II и пострадавших с ним Царственных Страстотерпцев, построен в приморском поселке Кавалерово.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс