Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тело наше Бог создал «из земли», т. е. из материальных элементов нашей Вселенной, нашей Галлактики, нашей планеты Земля. Также «Господь создал из земли врачевство, — пишет Сирах, — и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сирах. 38, 4). Итак, лекарства — от земли, не от магии, не от сверхъестественных способностей. Бог дал человеку разумение, как те или иные вещества воздействуют на наш организм, какие страдания способны они облегчать. В этих словах Сираха и будем искать себе верный ориентир в причудливом мире современной медицины.
Травы тоже создал Господь и дал их нам в употребление. Но нигде у Сираха и нигде у святых отцов мы не читаем, что врач при этом должен совершать какие-либо магические действия над своим лекарством, воздействовать на пациента внушением, гипнозом и т. п.
Врач православный может и должен молиться Богу и о пациенте, и об успехе своего дела. Причем не выдумывать ничего более того, что может пациент: запивать свои лекарства святой водой, наряду с медикаментами использовать соборное масло или масло от св. мощей, осенять крестом с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» лекарственные средства и медицинские препараты.
Однако Церковь относится однозначно неодобрительно к тем «народным целителям», которые выдумывают свои молитвы «на освящение» лекарства, пришептывают заговоры, тайные молитвы. Земле — земное.
Нет греха в знании воздействия трав на человеческий организм, но прежде чем пользоваться услугами травников, необходимо поинтересоваться через компетентных людей, не было ли в роду у «целителя» (или «целительницы») колдунов и знахарей, т. к. их знания передаются по наследству (как, например, это известно о Т. Семеновой — «целительнице» из Карелии, практикующей также в Сыктывкаре), не собирают ли они свои травы в соответствии с некими обрядовыми действиями, не обносят ли травы вокруг свечей, не проводят ли над растениями магических манипуляций, чтобы «усилить» их воздействие. С православной точки зрения неуместны рассуждения и об энергетическом потенциале и биополях растений, т. к. это не подлежит вмешательству человека.
В народе часто травничество идет рука об руку с чародейством, экстрасенсорикой, внушением. Все эти явления — тяжкое наследие язычества, следствие получения неких тайных знаний от падших духов. Трава, лекарство, повязка, на которой было сделано соответствующее «заклинание», внушение — есть уже орудие чародейства. Такое «лекарство» ничем не отличается от вещей, через которые колдуны делают людей бесноватыми и порченными. Чародеи любят «целить», поэтому вывеска врача для них с давних пор более всего удобна, и нам необходимо точно знать, из чьих рук мы получаем лекарство.
Широко распространена сегодня практика тибетской и ведической медицины, использующей в своем арсенале преимущественно травы. Успехи тибетских медиков поразительны. Расспрашиваю о неком московском травнике-чудотворце, кто он по вероисповеданию. Мне сообщают, что он увлекается йогой. Тогда я задаю следующий вопрос: «Не дает ли этот травник к своим травкам еще и некой мантры для чтения или упражнений йоги?» Ответчик задумывается и вспоминает, что, действительно, врач вместе с точным назначением лекарства обязывает пациента читать небольшую молитвочку на санскрите. Кто и что исцеляет тогда? Трава или же духи, привлекаемые чтением мантры и создающие видимость исцеления для погубления души больного? Айюведическая медицина при всех своих достоинствах неотделима от обряда молитвословий неким «божествам». Православный человек обязан знать, что «боги» эти не имеют ничего общего с Пресвятой Троицей, а, следовательно, под их именами выступают падшие ангелы.
На многих препаратах индийского производства стоит пометка «Айюрведик-медицын». Можно ли ими пользоваться? Ап. Павел говорил, что христианин может смело вкушать даже и идоложертвенное, если сам он твердо уверен в непоколебимости своей веры и не верит идолам (1 Кор. 10, 19 — 31). Это значит, что пища, принесенная в жертву идолам перед подачей на стол, не может принести вреда христианину, если мы, конечно, не забываем о крестном знамении и молитве. Блаж. Матрона говорила, что бесы барахтаются, купаются в продуктах, оставляя на них следы своих мерзких страстей, мы же, не осеняя пищу крестом, оскверняемся такой едой, а часто и болеем. То же и с лекарствами…
Мы должны осведомиться о том, прошли ли эти лекарства клинические испытания в Европе, Америке, России, какие имеются противопоказания по применению препарата, внимательно изучить его химическое и фармакологическое действие. Так, например, знаменитый курс чесночной настойки с молоком, который рекламировался чуть ли не как секрет вечной молодости, — наиболее известный рецепт тибетской медицины — оказался вовсе не безобиден и не панацеей от всех болезней. Многие терапевты знают, что некоторые пациенты повредили желудок в результате приема этого средства, а «безобидный» Лив-52 в больших дозах не угнетает цирроз печени, как это написано в показаниях к применению, а, напротив, способствует его развитию.
Сегодня трудно и врачу, и пациенту разобраться в истинно научных и псевдонаучных теориях. Так, колдовство, гипноз, манипуляции психикой сегодня подают как виды науки, хотя истинная наука, тоже познающая мир земными средствами, открещивается от такого родства.
Претендует на науку и йога, и ведическая мудрость. Да, древние люди накопили богатейший опыт наблюдений над внешним миром, но не будем забывать, что этот опыт был тронут молью идолопоклонства и разъеден чародейством. Практически все из того здоровья, что несут в себе веды и йога, дают нам и обычные исследования ученых, далеких от восточной мудрости. Будем помнить, что йога есть способ утончения плотской природы человека для мистических ощущений. Однако в мир духов стремиться опасно, т. к. йога не очищает нас от греха и не способствует размягчению сердца, а это значит, что мы утончаем перегородку, отделяющую нас от мира падших духов, и ангелы Божии уже не могут общаться с нами, нечистыми духовно.
Много сказано и написано о внешнем человеке и внутреннем. Но мне бы хотелось еще раз остановиться на понятии о внутреннем человеке, т.е. на душе человеческой. А если быть точным — на духе как на высшей части души, как на той части души, которая находится вне нашего сознания.
Отец Илия родился в г. Курске в 1829 году в простой и благочестивой семье местных мещан — Алексия и Олимпиады Чеботаревых. С раннего детства обнаружил особенную любовь к посещению храма Божия и к слушанию священных книг, в особенности житий святых подвижников. Выучился читать и немного писать дома, при помощи своих родителей. С 7-летнего возраста стал помогать родителям в их занятии — торговле.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.