Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (196) → «Встань и Ходи»

«Встань и Ходи»

№19 (196) / 15 мая ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Окаменевшая девушка
Цветник духовный
Страх увидеть в себе Бога

Сегодня, в Неделю о расслабленном, мы слышали о том, что молитва, предстательство и вера других людей может помочь человеку.

Таким образом, мы имеем основание евангельское для молитвы, ходатайства за наших близких. Если бы таких примеров не было, то можно было бы предполагать, что только сам человек может при своих усилиях чего-то достигнуть и что-то получить.

Но это не так. Господу приносят расслабленного, и Он, видя веру их, говорит ему: “Прощаются тебе грехи твои”. И потом еще говорит: “Встань и ходи”, — и тот встает — то есть исцеляется.

Да, исцеление физическое — это вещь великая и чудесная. Но еще более чудесно — прощение грехов. Потому что если здоровье, как святые отцы говорят, драгоценный дар Божий, то прощение грехов — это бесценный дар Божий. И в этом случае факт исцеления видимо связан с невидимым, внутренним исцелением, т.е. прощением грехов.

И это свидетельствует о том, что болезнь есть результат греха. Ведь что такое болезнь? Болезнь — от слова “боль”. Болеть, боль, больно… Боль есть свидетельство или, точнее, сигнал о том, что у нас что-то не в порядке. Ноги ли болят, голова ли болит, грудь ли болит — боль показывает, что что-то в организме человека не в порядке. И когда ему дают обезболивающее, устраняют боль, то это не считается лечением. Этим убирают сигнал, болезнь-то остается. Поэтому настоящий врач лечит самого человека, т.е. первопричину болезни старается устранить. Но еще глубже этого — духовная сущность болезни. Когда убирается духовная первопричина — тогда и следствие исчезает, боль проходит, человек выздоравливает.

Характерно, что вот эта связь внутренняя существует во всем. И боль бывает не только физическая, но и душевная. Нам больно замечание чье-то, больно от слова какого-то сказанного, у нас вызывает раздражение другой человек… Но причина этой боли — внутренняя. Мы терпим какую-то скорбь. И скорбь посылается нам до тех пор, пока мы не получим внутреннее излечение. Задевают нас слова, потому что мы самолюбивы или тщеславны, горды. Если бы у нас не было гордыни, если бы у нас было смирение, никто не мог бы оскорбить. Святитель Феофан прямо говорит: “Если человек смирится, то больше половины его скорбей перестанет существовать”. Когда человек смирится, считает себя хуже всех, то он вообще не думает, кто на него смотрит, как смотрит, что говорит, как говорит, — да какая разница? Как он перед Богом выглядит — вот это самое главное.

Грех, а точнее, страсть, завладев человеком, мучает его самого, поэтому исцеление и тела, и души начинается с искоренения духовных причин, страстей: гордыни, самолюбия, тщеславия и других.

Если, например, человек, с Божией помощью, от страсти чревоугодия освободился — т.е. его не волнует, что и сколько есть, половина проблем, о которых все говорят, у него отпадают сразу же.

Если человек перестает курить, бросает это зелье, эту отраву — все! Это его не волнует уже, он спокоен, у него проблемы этой нет. Если он перестает пить, то опять — проблемы нет. Я уж не говорю об экономии. А сколько еще всего вокруг этого? Скандалы, неприятности, ложь, самооправдание, сквернословие. Все это отходит, все неприятности в доме отпадают, нет их просто, они перестают существовать, потому что первопричина искореняется.

Или вот люди, привязанные к телевизору, рабы его. Освободитесь от этой заразы! От скольких переживаний избавитесь, сколько свободного времени появится! И помолиться можно, и почитать даже, и сходить в храм, и множество других нужных дел сделать. Так вот, отбрасывая самый корень страстей, человек и все последствия их отбрасывает. И все это действительно так. Человек становится, как Господь говорит, свободным.

И в другом месте Евангелия Господь говорит: “И познаете истину и истина сделает вас свободными” Ему отвечали: “Мы не были рабами никому никогда” (Ин. 8, 32–33). Нет, если творишь грех — ты раб греха! Разве курильщик свободный?! Разве пьяница свободный?! Они — рабы, как и тот, кто без телевизора не может жить. Раб и тот человек, который боится человеческого мнения: “а что скажут? а что подумают?” В угоду этому человек что угодно может сделать.

И вот живет такой человек и служит не Богу, а своим страстям и отдает этому все силы! Смотрите, с каким усердием cлужат все миру этому! Как люди теряют чистоту, девственность, нравственность из-за того, что вокруг подумают, скажут, что он выглядит несовременно… Это пустое слово. Что значит “современно”? И что такое современность? Что под современностью подразумевается? Современный разврат? Современное разложение? “Ты несовременный”? Не разложился, как все прочие?

Об этом давно святыми отцами сказано: “Придут времена, когда все будут безумствовать и говорить: “А ты что не безумствуешь? Ты что — лучше нас? Ты что — умный?” Это точно так сейчас и происходит.

И действительно, вот эта связь болезни и греха, мучений, страданий, терзаний, переживаний очевидна. И пока существует корень страстей, будут и его последствия. Как сорняк, пока корень не выдернешь, все вылезает. Нужно корень вырывать. И пока этот корень не вырван, последствия его будут все время беспокоить. Поэтому Господь и сказал расслабленному сначала: “прощаются грехи”, т.е. вырвал, а потом уже: “встань и ходи, возьми одр твой”. И так во всем. Вырвешь корень, тогда расти нечему будет.

Часто люди приходят и говорят: “Вот, у нас в доме что-то не то, нужно освятить квартиру!” Очень хорошо. Но освятить квартиру это все равно, что подрубить сорняк сверху. А что в квартире растет? Корни-то какие там? Если там — сорняки, так они опять прорастут. И от этого никуда не денешься. Только подходящие обстоятельства были. бы. Конечно, Господь может Сам засушить корни наших страстей. Как говорят святые отцы, “когда мы не оставляем грехи, то грехи нас оставляют”. Пьянствовал-пьянствовал — а как “прихватило”, все, улегся, лишь бы только дали чего-нибудь попить, а уж не выпить. Приходилось мне таких рабов Божиих видеть: он и пил, и курил, а потом его как скрутило — лежит и еле дышит, и говорит: “Да-а. Зря все это я”. Ну, конечно. Когда уже несколько дней до смерти остается, он начинает понимать, что зря. А в свое время сколько этому служил! Сколько отдал сил и сколько было неприятностей из-за всего этого.

Когда Господь исцелял бесноватого отрока, то спрашивал: “Давно ли это с ним?” “С детства”, — отвечал отец. Значит, родители виноваты. И потому ученики, когда увидели слепорожденного, спросили: “Господи! Сей ли согрешил или родители его?” Но тут Господь им ответил: “Ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем”.

Бывает, что человека постигает болезнь, чтобы избавить его от греха. Кто знает, что было бы с этим слепорожденным, если бы он был зрячим? Прозрев милостью Божией телесно, он прозрел и духовно. Ведь сколько мы через зрение, к несчастью, воспринимаем соблазнов! Ведь те, которые смотрят все эти развращающие фильмы, разве не грешат через зрение? Иногда, поскольку мы не можем, по немощи своей, не согрешать, Господь попускает какое-то прегрешение для того, чтобы, как преподобный Серафим сказал, “избавить от большего греха”.

И потому всегда нужно помнить: все, что с тобой совершается, всякая боль телесная или душевная, стеснения, страдания, — все это так или иначе связано с тем, что в нас есть. В Библии прямо написано: “Строптивым и пути посылаются стропотные”. И еще: “Пути ленивых постланы тернием”. И это доказывает, что все связано с нашим внутренним состоянием, связано со грехом. Прежде всего. И посылаются эти испытания, как святые отцы говорят, до тех пор, пока мы свою внутреннюю болезнь не обнаружим и не начнем с ней бороться. Вот тогда Господь убирает внешнюю скорбь или же облегчает болезнь, вот тогда, может, и исцелит.

Псалтири сказано: “Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших”, т.е. пока не смирился — все грешил. “Смирихся и спасе мя”. Это же сказал и святитель Феофан: “Если смиришься, больше половины всех скорбей перестанет существовать”.

Господь прямо сказал: “Возьмите иго Мое на себе и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим”. Если кротости, смирения нет ни в чем, не обретешь покоя. Все связано прежде всего с нашим внутренним состоянием. И поэтому нужно помнить, что те, кто обнаруживает у нас греховное состояние нашей души, — наши благодетели. Они показывают наши скрытые грехи, нашу страстность. И показывают, что в нас есть на самом деле.

Великим постом мы молимся: “даруй ми зрети моя прегрешения”. А как ты узришь свое прегрешение? Тебе его покажут. А как покажут? А вот, на больную мозоль наступили, задели тебя “за живое”, тогда и увидишь, что в тебе есть. А направляет все это Сам Господь, часто без ведома того, кто нас задевает, раскрывая наши страсти.

Нужно молиться о себе, грешном, об очищении от грехов, особенно важно о том человеке молиться, который тебе помогает обнаружить твою греховность. “Молитесь друг за друга, да исцелеете”, — говорит апостол Иаков. И еще: “Радуйтесь, егда впадаете во искушения различные”. Господь, может быть, ради того, чтобы тебе это (твои страсти открыть) благо сделать, попустил тому человеку указать тебе на то, что в тебе есть.

Один монах думал: как спастись? И было ему видение, в котором увидел он райские обители и там — все, кто что-то терпел в земной жизни. Тогда он нашел человека, от которого ему можно было потерпеть, и 12 лет терпел от него то, что “самый худой пес от своего хозяина не терпит”. И он все время следил за собой: если раздражаюсь еще, обижаюсь, значит, во мне гордыня есть. И с этим боролся. Когда 6 лет прошло, ему было видение, что половину грехов его Господь очистил. А потом и другую половину. И скончался он. Раз уже чист — забрал его Господь. И одно святому старцу было видение, что этот человек стоит в лике мучеников и молится: “Господи, Ты сподобил меня такой славы! Спаси того старца, через которого я столько терпел, потому что ведь он меня очистил от грехов, такой славы сподобил”. И молитва его, сказано, была услышана.

Искать человека, от которого можно потерпеть, я думаю, многим не нужно. Потому что это благо уже имеем. Кроме того, и от своего характера мы, опять-таки никуда не денемся, надо терпеть, никуда не убежишь, потому что и в другом месте ты будешь тот же самый, и не сразу, может быть, но немного погодя доберутся до тебя опять и там. Поэтому нам не пристало бегать с места на место. Где Господь поставил, каждый должен трудиться, не убегая от своего креста, потому что от креста все равно не уйдешь. Когда человеку больно, то он ищет такое положение, в котором боль как бы стихает. Так вот и нам нужно стараться в тех обстоятельствах, в которые поставил нас Господь сохранить какую-то тишину, насколько возможно.

Один человек в древности еще раздражался, когда его кто-нибудь ругал, не мог терпеть. И тогда ему посоветовал старец: “Ты каждому, кто тебя обругает, плати. Чем больше ругают, тем дороже”. Он тогда стал избегать таких ситуаций, потому что это накладно. И старался в этих обстоятельствах кончить миром, чтобы ругани не было. Через год, когда он пришел к старцу, тот спрашивает: “Ну, как?” “Да ничего, — говорит, — но все-таки это дороговато”. Старец ему: “Ну, ладно, теперь не плати”. Он вышел и на радостях налетел на кого-то. Тот ему сразу же: “Ты что рот разинул?” Он так засмеялся. Тот с удивлением спрашивает: “Что ты смеешься? Ведь обругал я тебя”. А он отвечает: “Ведь — задаром”. И мы пока что это задаром получаем. Ну, смеяться мы не будем, но не будем хотя бы плакать. Потому когда кто-нибудь вас вдруг “наградит” каким-то соответствующим “пожеланием”, помните, что вы получаете это задаром, пока что. Но если вы спокойно к этому отнесетесь, знайте, что с вас еще и грехи снимутся. Значит — не задаром. Уже — не задаром. Так мы приобретаем более важное, духовное богатство.

Постараемся чаще себе напоминать, что смысл всей жизни, прежде всего, — духовный. И есть жизнь будущая, и мы там, рано или поздно, все будем. И к этому нужно готовиться. А все, что здесь происходит, — это подготовка. Все проходит. Все здесь проходит! Все меняется каждый момент: вот, он сказал — прошло уже, сделал — уже прошло. И в том, что прошло вот в этот момент, который проходит, мы можем себе для вечности или что-то собирать, или что-то терять. Вот если мы все в жизни на такие весы положим, то все станет сразу значительно проще.

И в отношении всех материальных благ возложим упование на Господа, ибо Он сказал нам: “Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Мой Небесный питает их. Посмотрите на цветы полевые: они не трудятся, не прядут, но и сам Соломон во всей своей славе не одевался так, как каждая из них. Если траву полевую, сегодня цветущую, завтра в огнь бросаемую Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры”. И будем прежде блюсти мир и любовь, ибо Господь говорит: “Да будут все едины, якоже и Мы”. Будем помнить, что это желание нашего Господа, нашего Отца Небесного, чтобы мы все были в мире и любви. Аминь.

Протоиерей
Валериан Кречетов

 
Цветник духовный

Окаменевшая девушка

Эта знаменитая, известная всей Русской Церкви история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост

 
Цветник духовный

Страх увидеть в себе Бога

Человек страшится встретить самого себя, потому что, найдя себя, человек может найти Бога. А Бога не хочет человек встретить. Оттого человек страшится своей великой глубины и убегает всю жизнь от малейшего углубления в себя. Весь бег его жизни, вся сутолока мира, вся динамика его цивилизации с ее нивелировкой

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс