Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Долгие десятилетия Православная Церковь в России была практически отлучена от общественной жизни, а тем более от медицины. Законодательство о культах, принятое еще в 1929 году и отмененное лишь несколько лет назад, запрещало Церкви на практике осуществлять принципы христианского милосердия и благотворительности.
Сами понятия «милосердие», «сострадание» стали как бы составным компонентом «опиума для народа» и, как следствие, оказались вне закона. Последние годы, осложненные массой экономических и социальных проблем, особенно наглядно показали плачевное состояние институтов благотворительности в нашей стране, а если сказать откровенно, почти полное их отсутствие.
Православная Церковь всегда была глашатаем милосердия, но всегда не только звала, но и воплощала в жизнь в самых широких масштабах христианский гуманизм. Вся история отечественной медицины неразрывно связана с жизнью монастырей и приходских храмов. Без преувеличения можно сказать, что отечественная медицина вышла из монастырей, значительно позже дав светский тип врача и светскую больницу. Но и тогда повсеместно имелись больничные церкви, задачей которых было духовное врачевание. И такое сотрудничество не было ни случайным, ни просто традиционным, а закономерным и естественным.
Богословский и практический подход к человеческой личности в христианстве пронизан идеей трихотомичности ее строения. Как у древних, так и у современных отцов и учителей Церкви мы находим раскрытие трех пластов бытия: телесного, душевного и духовного. Об этом писали и Тихон Задонский, и Феофан Затворник, и архиепископ Лука, известный в миру как профессор, доктор медицинских наук В.Ф. Войно-Ясанецкий. В своей замечательной книге «Дух, душа, тело» — архиепископ Лука подчеркивает, что именно единство и гармония этой трехчленной системы является признаком здоровой личности. Нарушения же могут иметь место на любом из трех уровней. Вот тут и встает задача определить, что в нездоровьи человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовному, что является проявлением душевной или соматической болезни, а что — сочетанием того и другого и нуждается в духовных или соматических методах лечения одновременно.
Именно поэтому постепенно становится все более очевидной необходимость и плодотворность совместной работы врача, психотерапевта и священника. При этом, христианский подход не заменяет медико-биологического, не подменяет, а дополняет и обогащает его.
Если оставить в стороне мировоззренческие разногласия, то нельзя не признать тот бесспорно громадный, многовековой опыт Православной Церкви, который связан с человеческой личностью, ее внутренним миром, воздействием на него с целью гармонизации и устранения различных отклонений и нарушений.
Само богослужение, если рассматривать его только как храмовое действо в отрыве от мистической сущности, является синтезом многих искусств: изобразительного, словесно-поэтического, музыкального. Психотерапевтический эффект каждого из них, ритмическая структура всей службы, участие в ней певчих и народа, эмоциональная насыщенность — все починено единой цели — разрядке отрицательных эффектов, катарсису. Выдающийся русский философ и священник отец Павел Флоренский вообще рассматривал ритм, темп и интонацию, как древнейшую и существенную часть богослужения, которая теснейшим образом связана с циклами солнечными и лунными, подчиняясь таким образом ритму космической жизни и влияя на ритм человеческой деятельности и внутренних переживаний. И если ритм, темп и интонация соблюдены, то чтение, пение, молитва производят свое очищающее действие на души людей, хотя бы содержание всего воспринималось почти на подсознательном уровне.
Еще Платон выдвигал концепцию, что музыка есть «гимнастика души». Это еще в большей степени применимо к богослужебному пению. Византийское церковное пение включало в себя не только слышимое пение, не только законы, управляющие этим мелодическим материалом, но подразумевало знание глубинных духовных процессов, вызывающих к жизни те или иные формы организации мелодического материала, передающие совершенно определенные эмоциональные воздействия, под гармонизирующим влиянием которых неизбежно пребывает человек, регулярно посещающий храм. Вот почему богослужебное пение можно назвать особой дисциплиной тела, души и духа.
Очень важным моментом является личная молитва, личное обращение человека к Богу. Именно в молитве сосредотачиваются духовные труды личности. Молитва служит щитом и оружием в борьбе со страстями, пороками, молитвой преображаются, просветляются мысли, чувства, желания и дела. В молитве черпает человек чистую и светлую радость, желание жить, соединяется с Богом, с другими людьми, преодолевая разобщенность, оторванность, одиночество.
Еще более глубинным воздействием обладает таинство покаяния, таинство исповеди, помогающее человеку разобраться в своей жизни, осознать ошибки, найти их корни и через вербализацию, проговаривание их освободиться от тягостного груза отрицательных переживаний. В это же время священник делится с исповедующимся своим духовным опытом, помогая ему найти себя, выбрать правильный путь, продуктивно решить актуальные проблемы. То есть, к компонент у эмоциональному присоединяется рациональный, осмысленный. Ведь первое, что дает человеку религия — это смысл. А у кого есть зачем жить, сможет преодолеть почти любое как. Все вышеперечисленное — лишь небольшая часть видимого воздействия. Церковная жизнь имеет немало и других позитивных граней. Кроме того, богослужения, таинства, молитвы имеют еще и невидимую, мистическую сущность, но она находится за рамками данной темы и относится более к богословским и мировоззренческим дискуссиям, чем к практической медицине.
Именно поэтому не вредно было бы сегодня обратиться к положительному практическому опыту Церкви. Это был не возврат к прошлому и не копирование каких-то западных образцов, не всегда приемлемых для нашей культуры, нашего менталитета подходов, а возрождением на новом уровне лучших традиций отечественного опыта.
На основе этих предпосылок и был создан православный приход во имя святого Целителя Пантелеимона при ооластной психиатрической больнице г. Екатеринбурга. Деятельность больничного прихода включает в себя, во-первых, богослужебную часть во всей ее полноте. Ежедневно, утром и вечером, с учетом распорядка дня клиники в храме проходят службы. Нужно отметить, что присутствуют на них не только пациенты и персонал, но и жители близлежащих районов, что безусловно ведет к более цивилизованному отношению их к людям, страдающим теми или иными душевными недугами. Многие находят здесь поддержку, стержень для дальнейшей своей жизни в обществе. Не остаются без заботы и внимания, без доброго слова и люди иных вероисповеданий, люди еще не нашедшие свой путь к Богу.
Регулярно в храме совершаются молебны о здравии болящих. Это особый церковный чин, видимой целью которого является укрепление веры больного в выздоровление, активизация его усилий на преодоление болезни, отстранения от нее. Я сознательно не делаю акцента на проблемах, связанных с зависимостью от наркотиков, так как все вышеизложенное относится к гораздо более широкому кругу проблем, но к слову скажу, что Церковь имеет специальные молитвословия, призванные помочь людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией.
Специальное помещение оборудовано в приходе для таинства исповеди, о благотворном воздействии которого уже говорилось. Очень часто приходят на исповедь и люди, которые никогда ранее не были в церкви, мало знающие вероучение, но нуждающиеся в том, чтобы их выслушали, имеющие потребность «излить душу». Такая возможность им предоставляется.
Помимо чисто богослужебной жизни, приход осуществляет и ряд других функций. Община по мере сил и возможностей занимается внутрибольничной деятельностью. Священнослужители встречаются с персоналом и пациентами клиники, беседуют, проводят занятия, ухаживают за больными. При храме создана библиотека духовной литературы и оборудован читальный зал с телевизором и другими техническими средствами. Храм Целителя Пантелеимона стал учредителем «Православной гаэеты», печатающей большое количество материалов церковно-медицинской направленности. Подшивки газеты имеются во всех отделениях и помогают пациентам клиники находить ответы на интересующие их вопросы.
Однако, как писал Василий Розанов: «Маленькую травку родить труднее, чем разрушить каменный дом». Крошечными, младенческими шажками возрождается веками опробованный союз медицины и Церкви. Ведь все это только первые шаги. Церковь может и будет участвовать не только в духовной, но и социальной реабилитации пациентов, создавать сестричества и братства милосердия, свои приюты для нуждающихся, терапевтические общины. Однако, к огромному сожалению, это — день завтрашний. Сегодня Церковь бедна и слаба в материальном отношении и ей очень сложно в полной мере включиться в такую деятельность. Тем не менее, потенциал у Православной Церкви в этом плане есть, потенциал большой. И хочется верить, что объединение воедино усилий медицинских работников и священнослужителей будет способствовать восстановлению утраченной гармонии тела, души и духа. Возрождению человека, как образа и подобия Божия.
Бог, по Своей любви сотворивший мир, не перестает проявлять по отношению к нему Свои промыслительные действия. Особенным предметом Его попечения являются свободно-разумные существа. В Священном Писании благостные действия Божий по отношению к нему именуются благодатью (в широком смысле). Особенно отчетливо, определенно и полно понятие о благодати раскрыто в Новом Завете.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.