Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Древний портовый город на западном побережье Малой Азии смотрит на узкий залив, выходящий в Эгейское море. Перед нами Смирна — естественный конечный пункт большого торгового пути в долине реки Гермий. Большой город подобен венцу галерей, представляющих собой круг красивых зданий, в виде диадемы окружающих кольцом вершину горы Пегас. Жилища бедных и палаты богачей, суды, гимназии, театры, храмы… Узкие улицы тщательно вымощены каменными плитами, на перекрестках размещены бассейны для общественных нужд. Перед нами предстают величественные портики, ряды колонн, конные статуи вокруг обширной стадии — большого ристалища, стадиона, окруженного каменным амфитеатром, на скамьях которого в языческий праздник Терминалий теснится чуть ли не весь город.
Скамьи идут по кругу, а внизу у самой арены — места наиболее почетных лиц. Крыши нет, но над многими местами раскрыты шатры из алой материи, что дает удивительное освещение. Для прохлады бьют душистые фонтаны. Внизу, над покрывающим сбоку пол высоким настилом — подиумом, раскинут балдахин областного правителя. Сто двадцать девять лет назад, в 26 г. н. э, горожане подали прошение императору Тиберию, великому понтифику, и Смирна построила второй азиатский храм кесарю. С тех пор культ в честь правящего императора стал “гордостью” Смирны.
Провинциальный наместник Асии, проконсул Стаций Квадрат торжественно воссел на возвышение в субботу, за семь дней до мартовских календ в 17-е лето правления августейшего императора Антонина Пия — “божественного” кесаря, и начал суд.
При появлении арестованного седовласого старца поднялся такой шум, что невозможно было расслышать ни одного слова. Подсудимый стал перед проконсулом. Стаций Квадрат начал допрос строго официально. Проконсул спросил: “Ты ли Поликарп?” — и, получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря: “Уважь свою старость”, — и прочее, что им привычно говорить: “Клянись счастьем кесаря, одумайся, скажи: “Смерть безбожникам!” … Поклянись, и я отпущу тебя; хули Христа”. Поликарп ответил: “Восемьдесят шесть лет служу я Ему и никакой обиды не потерпел от Него; как же я могу похулить Царя моего, Который спас меня?” Проконсул продолжал склонять Поликарпа к отречению: “Поклянись же гением кесаря, и я отпущу тебя”. Тогда Поликарп заметил: “Напрасно ты делаешь вид, что не понимаешь меня, предлагая поклясться гением кесаря. Если ты не хочешь понять меня, я скажу ясно. Слушай: я христианин. А если желаешь узнать, что такое христианин, то назначь особый день и выслушай”… “У меня есть звери, — сказал проконсул, — я тебя им отдам, если не отречешься. А если зверей не боишься, то я сожгу тебя”. Поликарп ответил, что огонь временный, который через несколько часов погаснет, не страшен по сравнению с огнем вечным. “Что ты медлишь? Делай, что тебе угодно”. Тогда проконсул приказал объявить через глашатая: “Поликарп признал себя христианином”. Услышав это, толпа разразилась криками ярости: “Поликарп — учитель Асии, отец христиан; он отвергает наших богов”… Собравшиеся в безумии требовали, чтобы на Поликарпа выпустили льва, но этого не дозволяли правила, потому что бой со зверями уже закончился. Тогда народ закричал, что Поликарпа следует сжечь, — и в этом смысле состоялся приговор проконсула… Скоро костер был готов. Для христиан было трогательно видеть, что престарелый епископ, раздевшись, сам стал снимать обувь (прежде его разували верующие). Когда он разделся, его хотели пригвоздить к столбу. Но священномученик, отклонив это, сказал: “Оставьте меня так. Тот, Кто дает мне силу терпеть огонь, даст мне силу и без гвоздей остаться на костре неподвижным”. Затем он произнес краткую благодарственную молитву Господу за то, что Спаситель удостоил его чести мученичества. По окончании моления зажгли огонь, но пламя образовало дугу вокруг Поликарпа и не касалось тела мученика. Тогда по приказанию проконсула палач заколол Поликарпа, а тело его сожгли на костре, так что христиане могли собрать лишь драгоценные останки своего епископа.
Кто такие эти самоотверженные, верные, стойкие люди? Кто, презрев мучения, взошел в горний чертог, чтобы в воскресный день праздновать с небесной Церковью святую Пасху? Почему священномученик Поликарп Смирнский не убоялся страшной смерти? Греческое слово “мученик” означает в то же время “свидетель”. Мученики — свидетели Воскресения Христова, свидетели Истины! Восстанием из мертвых нам дарована вечная жизнь, поэтому Воскресение есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкающего ликования, достигающего вершины в день Пасхи. Поликарп не боится временных мук, имея в себе вечную жизнь во Христе Иисусе. И страдание мученика есть победа над тиранией беспощадной смерти: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!”
Если бы Спаситель не воскрес, если бы правым оказался первосвященник Каиафа, а тетрарх Ирод Антипа и префект Понтий Пилат были бы мудрыми, то наш мир оказался бы полной бессмыслицей, царством зла, обмана и смерти. Но Он попрал “смертию смерть”, и “Воскресение Христово… для нас источник размышления, удивления, радости, благодарности, надежды, всегда полной, всегда новой…, сколь часто ни черпали из него; оно есть вечная новость”.
“Христиане… ведут начало… от Иисуса Мессии, — пишет в апологии императору Адриану святой Аристид, афинский философ. — Этому можно научиться из Евангелия, которое в недавнее время перед этим проповедовалось… Из него также и вы, если прочитаете его, познаете силу, которая есть в нем… Иисус имел двенадцать учеников, чтобы привести в исполнение Свое домостроительство. Он был пронзен иудеями и умер, и погребен, и передают они, через три дня воскрес и вознесся на небо. И затем эти двенадцать учеников разошлись по известным странам мира и проповедовали о Его величии с полным смирением и кротостью. И посему также те, которые ныне веруют в эту проповедь, именуются христианами, каковые общеизвестны”.
Христиане — граждане Небесного Царства, люди, непрестанно пребывающие перед судом падшего мира, освящающие его светом Воскресения, сияющего в их просветленных душах, — соль земли! Блистательное выражение этого мы видим у неизвестного автора “Письма к Диогнету”, апологета II века.
“Христиане, — говорит он, — не разнятся от других людей ни страной, ни языком, ни житейскими обычаями. Но, обитая в греческих и варварских городах, где кому досталось, и, следуя обычаю местных жителей в одежде, пище и всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Для них всякая чужбина — отечество и всякое отечество — чужбина. Они во плоти, однако живут не по плоти. Находятся на земле, однако они граждане небесные. Повинуются существующим законам, однако жизнью своей превосходят самые законы. Они любят всех, однако всеми бывают преследуемы. Их не знают, однако осуждают. Их умерщвляют, однако они оживотворяются. Они бедны, однако всех обогащают. Всего они лишены и во всем изобилуют. Словом сказать, что в теле душа, то в мире христиане. Душа распростерта по всем членам тела, а христиане — по всем городам мира. Душа заключена в теле, но сама держит тело: так и христиане, заключенные в мире, как в темнице, сами сохраняют мир. Бог Сам указал место христианам, место, которое и останется за ними”.
Посмотрите, сколь прекрасные люди проливают кровь как “свидетели Истины”. Их чистый образ отражает силу и свет Воскресения. Христиане носят в своих сердцах Победителя смерти, и поэтому свидетельство бессмертия не прерывается. Мученичество Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, Иустина Философа и бесчисленного сонма других… В лаконических “актах мучеников” нет ни пафоса, ни восторга — неверно сводить смысл мученичества к геройству: таких людей-героев имели все религии, и если бы истина идеи определялась числом жертв, то каждая могла предъявить своих. Христианский мученик — не герой, а свидетель: принятием страданий и смерти он утверждает торжество победы Искупителя. В Нем, воскресшем Христе, он уже получил воссиявшую из гроба нескончаемую жизнь и поэтому не страшится смерти. Мученичество есть светлая, всепобеждающая уверенность в победе, одержанной Христом. Мученичество есть бесспорное доказательство самого главного христианского утверждения: Воскресения из мертвых Христа Спасителя.
Священник
Вячеслав Синельников
Братья мои возлюбленные! Пришел радостный день Воскресения Христова, пришла Пасха, посещающая нас однажды в год, а для тех, которые понимают таинство Воскресения, бывающая каждодневно, и даже непрерывно, — пришла и исполнила сердца наши всяким веселием и неизъяснимым утешением, не тем только, что прекратила труд всечестного поста, но более тем, что явила души наши усовершившимися чрез тот труд и призвала всех верных к упокоению и благодарению…
Болько что вы слышали Евангельское повествование о первом явлении Воскресшего Господа Своим ученикам (Ин. 20, 19–25). Какое первое слово услышали они от Господа?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.