Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Cегодня Святая Церковь творит память преподобного Иоанна Лествичника. Так его называют потому, что он написал труд, в который вложил свой опыт духовной жизни, и называется этот труд “Лестница восхождения к раю”, а по-славянски — “Лествица”. Книга эта очень объемная и сложная. Она предназначена для человека, утвержденного в вере и, разумеется, глубоко понимающего Евангелие и старающегося его исполнять. Подчас люди, еще не опытные в вере, не осмыслившие глубоко Евангелие, берутся за изучение аскетических трудов и подражание великим подвижникам. И из этого ничего хорошего не получается. Все должно быть вовремя. Мы рекомендуем читать эту книгу тем, кто в вере уже достаточно укрепился и имеет опыт — пусть пока еще небольшой, но свой собственный — общения с Богом в молитве, Причащении Святых Таин, в борьбе с духовными болезнями, мыслями греховными, кто уже достаточно начитан в духовной литературе.
С чего начинается путь духовного восхождения? С того, что большинству людей понять достаточно трудно, над чем некоторые даже посмеиваются. Плача о грехах! Кажется, ну с чего бы человеку плакать? Когда человек плачет? Неприятности в школе, на работе, неудача, смерть близкого человека, болезнь, пожар, потеря имущества, дружбы или любви. Об этом человек скорбит, плачет, убивается, иногда даже кончает жизнь самоубийством. Это плач внешний, порой очень высокий и чистый, но не всегда. Человек потерял своего близкого — это великая скорбь, чистая. Человека хорошего она побуждает все свои действия направить на помощь скорбящему. Если человек верующий, он идет гораздо дальше — он молится о человеке, в том числе и об усопшем, просит у Господа прощения и оставления его грехов. Многие наши жизненные беды имеют и благую сторону: они помогают преодолеть духовную леность, эгоизм, безразличие. В результате мы иначе смотрим на жизнь, гораздо глубже и серьезнее обращаемся к Богу. По учению святых отцов, главная беда иная, не внешняя, а внутренняя, беда, которая таится в глубине нашей души, — это грех.
Что же такое грех? Грех есть разделение, удаление человека от Бога и соответственно от людей. Это нарушение отношений любви с Богом, отсутствие любви к людям.
Вот пример. Живет семья вроде бы хорошо, в любви, но постепенно теряется доверие друг к другу, любовь истощается, люди становятся друг другу чужими. Внешне еще все выглядит благополучно, но внутри уже есть надлом. Это и есть грех: нарушение любви, доверия. Ведь человек от этого мучается, страдает, скорбит. И мужу, и жене очень тяжело, оба стараются выход найти, но не находят. Что делать? Умный человек начинает плакать и скорбеть, что он когда-то не уступил ближнему, он когда-то не пожалел его. Человек начинает понимать, что этот разлад отношений — по его вине.
Другой пример. В детстве родителям часто бывает некогда заниматься воспитанием душ своих детей. Они их кормят, обувают, одевают, дают образование, а когда дети подрастают, то оказывается, что они совсем не такие, какими бы родители хотели их видеть. И начинается запоздалое раскаяние, сожаление, скорбь о несделанном, о недоделанном, о сделанном неправильно. Она разъедает сердце человека, которое поистине истекает невидимыми миру слезами.
То же самое происходит в жизни духовной, когда мы легкомысленно, бездумно разрушаем союз любви с Богом, изгоняем его из собственной жизни. Поначалу мы не замечаем изменений в нашей жизни, но постепенно в нас входят холод, пустота, бездумная суета. Нам начинает казаться, что мы никому не нужны, что ничего хорошего в нашей жизни уже не будет. И наступает глубокий кризис. Когда мы были молоды и сильны, мы отвернулись от Бога, “отложили” Его на потом. А теперь не хватает сил, чтобы прийти к Нему. Конечно, в любом возрасте хорошо прийти к Богу, Он примет нас, как принял прокаженных, блудницу, мытаря, как принял миллионы таких же грешников, как мы. Страшно то, что мы вовремя этого не сделали — и обеднили, изломали свою жизнь, совершили грех богоотступничества.
Если человек пропускает время, когда Бог стучится в его сердце, он этим сам себя обкрадывает. И вот, когда он это начинает осознавать, тогда к человеку приходит плач о грехах — о том, что не сумел ответить на Божию любовь и остался вне ее; о том, что и ближнего своего не умел любить; о том, что гневался, раздражался понапрасну. Это плач святой: с него начинается борьба с грехами, начинается духовное лечение.
Такая скорбь о несделанном имеет самое важное значение в нашей жизни. Когда мы поймем, что не подготовлены к вечности, к бессмертию, к тому, чтобы наша земная жизнь была отражением Божественной любви и красоты, начнется покаяние, ибо оно не может начаться раньше, чем человек глубоко прочувствует всю глубину своего падения. И только с покаяния начинается подлинное христианство. Тогда только приходит истинная радость и душу заливает неизреченный Свет Божественной Любви.
Великие праведники о себе говорили: “Мы — великие грешники!” А великие грешники говорят: “Мы — хорошие люди!” И каждый говорит правду, которую он способен видеть. Это признак истинной святости — видеть себя грешнейшим из людей: чем ближе к Свету, тем виднее душевная грязь.
Чем же отличается человек верующий, христианин, от нехристианина? Мы никогда не скажем: если ты неверующий, значит, ты плохой человек. Потому что всем Господь дал сердце доброе, святое. И человек неверующий может быть очень чистым и добрым, очень порядочным. Но есть небольшое, однако очень важное “но”: христианин — грешник кающийся, а нехристианин — некающийся. Другими словами можно так сказать: все мы больные, но одни лечатся, а другие — нет. А болезнь наша — это грех. Христианин ведет борьбу с грехом в своей душе, а нехристианин — не ведет, потому что греха своего не видит и не имеет Божией помощи. И болезнь его не проходит. В этом вся разница.
Та лествица, о которой написал преподобный Иоанн Лествичник, лествица добродетелей, ведет к совершенной любви, потому что Бог есть Любовь. И человек, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, преодолевая один грех за другим, учится общаться с Богом, становится таким, что вся его жизнь бывает исполнена любви. С ним легко, с ним хорошо всем, в его сердце мир и любовь, и вокруг него тоже мир, любовь и счастье.
Этому нужно учиться у Бога. А молитва — сильнейшая в этом нашем деле помощница. Аминь.
Протоиерей Борис Балашов
Мы продолжаем наш великий подвиг – подвиг поста и молитвы. В это благодатное время Господь действительно призывает нас к особому воздержанию, особому послушанию Его святой воле. Человек, который постится, выполняет, в первую очередь, волю Божию.
Святитель Нифонт, с юных лет посвятивший себя служению Богу, подвизался в Киево-Печерском монастыре. В 1113 г. он был избран Новгородским епископом. На этом поприще, кроме других добродетелей, он зарекомендовал себя и как примиритель князей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.