Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (189) → Дух и красота наполняют храм Успения в Верхней Пышме

Дух и красота наполняют храм Успения в Верхней Пышме

№12 (189) / 22 марта ‘02

Культура

В самом конце XIX века в старательском поселке Медный Рудник на горке против Пышминского завода была возведена деревянная часовенка, а затем и однопрестольная церковь, освященная в 1908 году в честь Успения Пресвятой Богородицы.

После 30-х годов церковь была закрыта. В годы советской власти здесь успели перебывать клуб, библиотека, магазин, кинотеатр «Пионер»…

Сегодня на месте разрушенной церкви построен новый храм. Завершены еще не все строительные работы, немало нужно сделать для окончательной внутренней отделки. И работа идет полным ходом. Месяц назад над росписью стен храма трудились художники Московской Академии живописи, ваяния и зодчества. Под сверкающим красками великолепным сводом храма состоялся наш разговор с настоятелем отцом Валерием Лавриновым.

— У храмов, как у людей, своя судьба. Как складывалась судьба храма Успения Пресвятой Богородицы?

Немного истории: в начале 90-х в полуразрушенном здании кинотеатра возобновились богослужения, стали проводиться церковные обряды. Прихожане своими силами пытались отстроить церковь, но это была для них непосильная задача. В 1992 году администрация города выделила участок для возведения будущего церковного ансамбля. Однако средств городских властей, местных предприятий и добровольных жертвователей явно не хватало.

Даже когда в 1996 году градообразующее предприятие “Уралэлектромедь” взяло на себя все заботы по финансированию строительства храма, оно по-прежнему шло нелегко: самой большой проблемой стало отсутствие мастеров. Технологии советских времен не предусматривали возведения, скажем, купола. То, что хорошо выходило на бумаге, с трудом давалось строителям. Храм проектировался, корректировался, до- проектировался… Огромное количество людей участвовало в строительстве. И 23 сентября 2000 года, когда храм посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, он отметил наградами строителей храма.

По милости Божией за три года храм был возведен. 22 июля 2000 года освящение церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в сослужении с митрополитом Иерусалимского Патриархата Тимофеем Вострским. Во время чина впервые раздался звон 9 колоколов, отлитых мастерами из Каменск-Уральского.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как шла внутренняя отделка храма…

Иконостас был спроектирован и изготовлен мастерами под руководством Григория Щербакова, нашего екатеринбургского резчика. Иконы написаны в стиле невьянской иконописной старообрядческой школы мастерами-иконописцами мастерской Татьяны Водичевой. Практически иконостас главного храма был завершен к Рождеству 2001 года.

Нам удалось привлечь к работе над стеновой живописью преподавателей Московской Академии живописи, ваяния и зодчества под руководством Ильи Сергеевича Глазунова. Его сын Иван активно участвовал в процессе творчества, курируя идейную подоплеку живописи. Девять преподавателей занимались росписью стен в каникулярное время: в течение двух недель с 10 утра и до 10 вечера они не прекращали работ.

Работы велись по двум направлениям: во-первых, это стеновая роспись по сухой штукатурке; второй способ работы – холсты, которые были писаны в Москве, наклеивались на стены (если присмотреться, видна клетка холста). Холсты были нанесены на все вертикальные поверхности. Купол, выгнутые поверхности расписывались краской: холст ведь имеет определенный вес и закреплять его на потолке технологически очень трудно.

— Даже на взгляд непосвященного очевидна разница между работами местных и московских мастеров. Очень разный стиль.

В целом, московские художники ориентировались на византийскую традицию росписи. Даже подписи под изображениями святых сделаны по-гречески: agios – святой). И орнамент выполнен в традиции росписи византийских храмов. Обратите внимание на такую особенность: под изображением пророка Моисея мы видим охваченный огнем куст: так художественно передан библейский сюжет.

На иконостасе, сделанном в невьянской манере, серафимы и херувимы изображены со сложенными крыльями; москвичи писали их с крыльями распахнутыми, с лицами, о которых в народе сказали бы “как живые”. Все лики прописаны очень реалистично.

Есть ли противоречие между древней византийской и невьянской школой, сложившейся в середине XVIII века, — пусть об этом спорят критики. Между тем, XX век принес не то чтобы смешение стилей, ни даже синтез – он стал веком эклектики. Эклектика присутствует не только в росписи, но и в архитектуре храма: с одной стороны, много черт классических, с другой – ярко выраженные черты модернизма. Совмещение стилей дает большую свободу. Ведь и человек современный стал шире во взглядах.

— Храмовые работы не закончены. Что еще планируется сделать?

Сейчас в процессе изготовления находится иконостас Андреевского придела, его деревянная часть и написание икон. В планах освятить этот придел после Пасхи. Кстати, назван он Андреевским в честь апостола Андрея Первозванного, освятившего, по преданию, землю Русскую своим благословением и проповедью.

С северной стороны храма строится здание православной гимназии. Возведение этого трехэтажного здания планируется закончить к Рождеству следующего года. Здесь будут располагаться церковно-приходская школа, церковный музей, библиотека, различные технические службы, например, мастерская по изготовлению церковной утвари. И в этом здании мы хотели бы открыть филиал или лицей от Московской Академии живописи, ваяния и зодчества, чтобы талантливые молодые люди обучались искусству сначала здесь, а в дальнейшем – в Академии. Насколько удастся этот замысел? Выполнение его связано с преодолением трудностей сообщения, преподавательского состава… Но мысли такие есть.

Самих же художников мы ждем в августе-сентябре для завершения росписи алтаря, боковых приделов, нижних стен.

— Хочется вернуться к эклектике и отметить, что смешение стилей коснулось не только росписи и архитектуры: в храме немало элементов современного бытового стиля: пластиковые окна, двери… Можно ли сказать, что эти современные черты призваны привлечь в церковь своей «узнаваемостью» молодых людей?

Молодежь приходила и будет приходить к Богу в любые времена. Было бы глупо отрицать, что внешний вид храма не привлекает человека: хорошая роспись, красивое пение, благочинная служба имеют значение для эстетического восприятия… Надо только помнить о том, что человек должен идти к Богу вне зависимости от того, какие двери ведут в храм: пластиковые, деревянные или вовсе нет никаких дверей.

Конечно, время идет. Новый дизайн батарей, высокое качество штукатурки, современные средства отделки – это только плюс: значит, храм простоит дольше, меньше будет подвержен веяниям времени: то, что практично, применимо для удобства богослужения и человека, который приходит в храм.

— Спасибо, отец Валерий.

…Роспись храма в Верхней Пышме настолько великолепна, что с трудом поддается описанию. Возникает ощущение чуда – откуда-то из детской памяти (может быть, в этом смысл – пробуждать в человеке ребенка, восхищенного красотой?). В церковь, по наблюдениям отца Валерия, люди приходят в тяжелые для них времена: если кого-то долго нет, поневоле думаешь: значит, все наладилось… А между тем, Отец наш ждет всегда, особенно – в радости. Церковь дает благодать. Назвать ее по-простому – это красота, внутренняя, душевная.

Красота – это великая вещь, в которой нуждается человек.

Пусть приводит нас в храм жажда красоты.

Беседовала
Людмила Ковальская

 
Культура

«Иконы Уральского письма отражают силу духа православных людей»

Корреспондент «Православной газеты» беседует с искусствоведом С.Н. Папсуевой и руководителем ЗАО «Союз художников» В.Н. Прохоренко– Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, о выставках, проходящих в резиденции Губернатора.

 
Исцели, Господи, люди Твоя

Как победить депрессию (окончание)

МОЛИТВА О ДАРОВАНИИ РАЗУМЕНИЯ Дай, Господи, сейчас моему недостоинству также благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс