Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (189) → «Иконы Уральского письма отражают силу духа православных людей»

«Иконы Уральского письма отражают силу духа православных людей»

№12 (189) / 22 марта ‘02

Культура

Корреспондент «Православной газеты» беседует
с искусствоведом С.Н. Папсуевой
и руководителем ЗАО «Союз художников» В.Н. Прохоренко

– Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, о выставках, проходящих в резиденции Губернатора.

– Выставки икон в резиденции Губернатора области проходят каждый год. У нас самой первой была выставка Невьянской иконы. Тогда вместе с Невьянской иконой старого письма из частных собраний здесь состоялась презентация книги «Невьянская икона». Уже на следующий год готовилась к изданию вторая книга, посвященная уральской иконе. Тогда мы еще показывали не только икону живописную, изготовленную на дереве, но и литую. Это было очень интересно. В прошлом году у нас также выставлялись иконописцы на соискание губернаторской премии за работы по изготовлению иконостаса Вознесенской церкви. И вот теперь проходит уже четвертая большая выставка. Это выставка известных уральских иконописцев, их работы — в храме Успения Божией Матери в Верхней Пышме. Творческая группа во главе с Т.Ф. Водичевой, в которую входят также супруги Олег и Любовь Вострецовы. В прошлом году они выполнили иконостас в главном приделе храма в честь Успения Божией Матери и вот теперь на этой выставке зрители могут увидеть то, с каким мастерством они расписали придел этого же Успенского храма, придел во имя апостола Андрея Первозванного. Также представлен ряд работ из их частных собраний. Это работы разных лет: образы Спаса, Богоматери, Николая Чудотворца, Серафима Саровского. В этой выставке принимает участие и скульптор Григорий Щербаков — реставратор Каслинского павильона музея изобразительных искусств. Здесь представлены фрагменты золоченой резьбы по дереву, выполненной по его чертежам, для иконостаса Верхнепышминского храма. Теперь весь этот коллектив работает и для Свято-Троицкого Кафедрального собора, и для храмов монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

– Об особенностях Невьянского письма расскажите, пожалуйста.

– Это очень сложный процесс, стиль, сложившийся на протяжении нескольких столетий. Отличается Невьянское письмо от других иконописных школ нашей страны тем, что это сплав нескольких школ и стилей. В нем есть черты северного письма, есть черты Московской Строгановской школы. Иконы, которые представлены на этой выставке, написаны в традициях Уральского письма середины XIX века, когда Невьянская икона переживала период расцвета. Тогда сложились династии иконописцев, которые вобрали все лучшее из традиционной иконы. Работали они, конечно же, по канонам, по спискам и добавляли определенные детали, которые разрешалось вносить каноническим письмом. Надо сказать, что Невьянская икона середины XIX века – это икона как бы залитая золотом: золотой фон, узорочье не только одежд, но и узорочье по краю икон, своеобразный такой барочный рельеф, который был практически на всех иконах того периода. Все это представлено на четырех главных иконах нашей экспозиции. А объясняется появление «золота» на Невьянской иконе тем, что в то время заказчик-то был богатый: золотопромышленники, купцы, поднимающие нашу державу, — опора «Опорного края страны» – если так можно сказать. В то время Невьянск, Нижний Тагил очень славились. Это был регион, который в основном населяли старообрядцы. Они, сохраняя традиции старины, донесли до нас историю Древней Руси. Они говорили: «Как окрестили Владимира иконой литой, как благословили отцы наши нас, так будем поступать и мы…». Литая икона прошла очищение через огонь. В этом заложен большой смысл для верующих.

– Литая икона – ее из чего изготавливали? Какой металл использовали?

– Это медная икона. Еще я хочу сказать, что медная литая икона изготавливалась в Невьянске. Правда, мастера не всегда справлялись с покрытием таких икон. Они хотели разнообразить цвета икон, покрывали их эмалью, но держалось это покрытие плохо. Видимо, в технологии изготовления эмали был какой-то изъян…

Что может почерпнуть для себя любой человек, не только православный, придя на вашу выставку?

– Икона — в переводе с греческого — «образ». Это не просто изображение человека, а тот образ, к которому обращают свои молитвы люди, то есть «моленный образ». Есть, конечно, люди, которые смотрят на икону как на живописное изображение. Если это культурный человек, если он изучает историю искусства, то это для него представляет большой интерес. Это сохранение традиции. Человек может увидеть, таким образом, историю Руси. Это и определенная техника живописная – плоскостность, канон, характерные для старого, древнего письма. Человек может увидеть многоцветие Уральской иконы. Она отличается от икон Центральной России. Еще я хочу сказать, что наши мастера использовали натуральный компонент для написания икон: они брали натуральные камни, перетирали их с маслами, делали сами краску, то есть иконы — это действительно живая связь земли и неба. Образ того, что земной человек обращал свои молитвы к Небу. Представленные на этой выставке иконописцы продолжают эту линию. Они пользуются натуральными компонентами. В этом плане они поддерживают традицию не только по содержанию письма, но и по форме исполнения работы… Икона — это была книга для неграмотного. Есть ведь сюжетные иконы: четырехчастные, пятичастные, где воплощен определенный сюжет. Например, подстрочный рассказ о жизни Христа. Человек может получать информацию от иконы. Она как бы говорит с нами, независимо от нашего вероисповедания. У нас же много приходит экскурсий. Детей очень много. Среди них ведь есть и некрещеные дети. И они с удовольствием смотрят на иконы, потому что образ ребенок воспринимает быстрее. Мы знаем, как телевидение влияет на человека, как его поражает картинка.

– Большое спасибо. Вопрос Владимиру Николаевичу Прохоренко – руководителю ЗАО “Союз художников”. Владимир Николаевич, насколько представленные на этой выставке работы соответствуют Невьянской школе письма?

– Я думаю, что Татьяна Федоровна Водичева — яркий представитель именно этого живописного направления. Она первая внесла эти образы после стольких лет отсутствия. Впервые эти образы Невьянской школы появились в Успенском храме Верхней Пышмы. И сейчас мы видим, что эта школа начинает возрождаться. Наверняка эти образы на нашей земле приживутся и будут характерной, отличительной чертой нашего региона. Тем более, что сейчас в этой же манере исполняются и иконы для кафедрального Свято-Троицкого собора.

– Мы знаем, что иконописцы следуют в своей работе определенному канону, но ведь то, что они делают, нельзя назвать слепым копированием?

– Ни в коем случае.

– Где та грань, которая отделяет от канона то, что вносит иконописец от себя?

– А грани такой нет. Это как в душе человека: мне кажется, провести жесткую грань очень трудно. Также и в творчестве иконописцев. Я смело называю это творчеством. То есть это духовное творчество, руководимое Богом. Эта чистота дает им ту свободу, которой, может быть, не обладают светские живописцы. Дело в том, что этих списков, уходящих в глубину веков, столько, что этот богатейший выбор предоставляет возможность полнокровно творить. Православные художники могут выбирать и сюжет и мотивы в этом каноническом, я повторяю еще раз, сюжете, который наиболее им созвучен, наиболее созвучен задачам, что ими ставятся.

– Я понимаю, что невозможно делить иконы по критериям красивые-некрасивые, но вам лично какие из представленных образов наиболее близки, что называется, душа льнет?

– Я понял ваш вопрос, но хотел бы вас несколько разочаровать. В каком плане… Очень трудно кого-либо выделить из этого коллектива, тем более, что авторство в иконе — оно не приветствуется, и изначально по традициям Руси его просто не было. Очень трудно найти так называемые «подписные» иконы. Скорее всего, их писали, когда существовали частные заказчики, были храмовые иконы, и в связи с этим получается, что очень трудно выделить кого-нибудь из иконописцев персонально. Да, архитектор создает ту конструкцию, тот костяк, то обрамление, в котором будут жить иконы. И душа, я думаю, у всех исполнителей, она, образно говоря, одна. Именно в этом и заключается многоцветие, тот спектр, который несет в себе каждый образ. Каждый, без исключения. Так что, мне лично, если говорить лично о себе, мне дороги те иконы, которые, если можно так сказать, несут в себе молитву. Это то, к чему, собственно, и предназначена икона. И видя иконы академического письма, в том, на мой взгляд, нехарактерном для Православия виде, привнесенном после реформ Петра, видя тот чувственный, телесный вид, которые приобрели некоторые иконы, понимаешь, что он может смутить мирянина. Это направляет мысли в иное русло, наполненное экзальтацией, характерной для католицизма. Читая историю нашего края, мы видим, насколько сложны были отношения у народностей его населяющих. Поскольку Православие несло доброту, это направление здесь и возобладало. Уральское письмо отражает силу духа православных людей. Икона Уральская – она даже более праздничная, чем другие. Сам образ может быть строгим, аскетичным, но праздничность проявляется в окружении самого образа. Это и барочные мотивы привнесены, и цветопись, и местный пейзаж. Это настоящий сплав. Золотая коса этих традиций сплелась в такое письмо, в такое узорочье.

Беседовал
Глеб ЯКУБОВСКИЙ

 
Дискуссия

Международный день лжи

С детства все знают поговорку: «Первый апрель — никому не верь». В этот день жди обманов и розыгрышей, иногда далеко не безобидных, порой и жестоких. Но показывать обиду как-то не принято — первое апреля же!Почему-то в этот день все хотят смеяться, особенно над другими. Если дети ограничиваются смешками, то взрослые люди жаждут хохота.

 
Культура

Дух и красота наполняют храм Успения в Верхней Пышме

В самом конце XIX века в старательском поселке Медный Рудник на горке против Пышминского завода была возведена деревянная часовенка, а затем и однопрестольная церковь, освященная в 1908 году в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс