Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Какие чувства вызывает в нас изображение Креста Христова, изнесенного на середину храма?
Чувства благоговейного изумления и благоговейного трепета. Мы благоговеем перед тем величайшим самоуничижением, какое добровольно принял на Себя страдавший за нас Христос. Он, Царь неба и земли, окружен Небесными воинствами. На земле мы видим Его смиренным, бесприютным Скитальцем. После рождения лежащий в скотских яслях, подвергается гонению от Ирода; растет в полной безвестности, а когда выходит на Свой подвиг, не имеет, “где преклонить главу”. Терпит всякую нужду, переносит поношения и клевету. До крайних глубин самоуничижения Он доходит в последние дни Своего подвига, когда израненный и поруганный прибивается ко Кресту. Он мог поразить Своих распинателей и хулителей, но добровольно в смирении только молится за распинателей Своих.
Как нам не благоговеть перед таким подвигом, взятым Им на Себя ради нашего спасения?
Чувства благодарной сыновней любви. Благодарная сыновняя любовь к Тому, Кто Сам показал нам в Крестном Подвиге величайшие высоты Своей Отеческой любви. Надо быть бесчувственным, надо потерять всякую способность жить сердцем, чтобы не загореться этой любовью около святого Креста.
Чувство стыда. Ныне можем не иметь в себе сейчас и чувства стыда, да — стыда. Мы знаем, что на этом Кресте пролита Кровь за каждого из нас: за меня, за тебя. Почувствуй всем сердцем, что некоторая часть Крови, какой истекал Умиравший на Кресте, пролита и за твои грехи! Как нам не стыдиться грехов своих при виде этой крови? Когда мы сознательно и упорно грешим и не торопимся рас- каяться, мы как бы вторично распинаем своего Господа. В глубине своей совести, стоя у Креста, мы слышим обращенный к нам с укором голос Распятого: “Вот что Я сделал для тебя, а чем ты ответишь на Мою любовь?”
Чувство страха. Какой страх? Страх перед тем, как бы нам не умереть, не выполнив в своей жизни того, что завещано нам Распятым за нас Господом и что ведет нас в Небесное Царство, как бы нам не лишиться из-за нашей небрежности и беспечности тех радостей будущего века, которые куплены для нас величайшею ценою Крови Богочеловека.
Чувство надежды. Но мы не можем не загореться и сладкой, крепкой надеждой на милосердие Умирающего на Кресте. Мы видим своим духовным взором, справа от Него, томящегося в предсмертных муках на кресте благоразумного разбойника.
Мы слышим, как он, с трудом поворачивая свою голову в сторону висящего рядом Христа, напрягая последние силы, молит о прощении и просит помянуть его в Небесном Царстве. Мы слышим Спасителя, который для всех грешников и на все времена является источником благодарного утешения. И своими грешными устами мы припадаем к этому Источнику с надеждой и любовью, и пьем животворную воду Божией любви.
Какие уроки источает нам Крест Христов?
Трудно себе представить степень унижения челове- ческого достоинства и меру страданий человеческих большие, чем те, какие перенес Распятый за нас Спаситель. И вот: эти безмерные страдания вели к тем высотам славы, которых также никто и ничто превзойти не может.
Распятый и умерший, Он был положен во Гроб, к которому была приставлена стража и который был запечатан. В третий день Он воскрес по Писанию, как Победитель смерти, как Бог Всемогущий, в сиянии Своей Божественной славы. В тот же день Он явился апостолам, мироносицам и в течение сорока дней после этого являлся многим из христиан. Во славе Своей Он вознесся на небо. Через десять дней после Своего Вознесения ниспослал Духа Святаго от Отца Своего и положил начало Своей Церкви на земле. И вот нам всем урок от Креста Христова: как Христос через Голгофу вошел в Свою вечную Божественную славу, так и каждый из нас через свою Голгофу — неизбежные в земной жизни страдания — идет к своей вечной славе.
К какой славе идет каждый из нас через Голгофу своих страданий? К славе вечной, полной, совершенной. Он идет к той жизни, в которой не будет знать ни болезней, ни скорбей, ни воздыханий, не будет иметь ни разлуки со своими близкими, ни с Тем, Кто ближе всех, дороже всех, роднее всех — своим Сладчайшим Господом.
Взирая на Крест Христов, каждый из нас должен напоминать себе, что он не оставлен одиноким в этом своем крестоношении. С нами — святой Крест! Крест Христов — это неиссякаемый источник благодатной силы и утешения каждому из нас на земном пути.
Знамение Креста, которое мы лобызаем в храме и которое каждый из нас носит на своей груди, пусть всегда пробуждает в наших сердцах горячую сыновнюю любовь и благоговение к Пострадавшему за нас, пусть укрепляет веру нашу! Да охраняет нас всех Крест святой от всяких бед и несчастий и да говорит неумолчно всем нам, как близок к нам Господь, как Он любит нас и зовет идти за Собой!
Крест Христов – знамя мира, радости и любви
Крест — знамя мира. Крестом Христос примирил землю с небом, человечество с его Небесным Отцом. Не Бог враждовал против человека, а человек против Бога своими грехами, пороками, беззакониями, ибо, по Слову Божию, грех — это вражда против Бога (Иак. 4, 4, Римл. 8, 7).
До рождения на земле Спасителя мира люди не только грешили, но всем своим существом погружались в зловонное море самых ужасных и страшных пороков ветхозаветных времен.
Своими пороками человек создал стену между собою и Богом. У него не было сил разрушить эту стену, как потому, что люди забыли, как обращаться к Богу, и жили, не замечая своего нравственного ужаса, так и потому, что прощающую Свою руку Господь простер грешному человеку только после Крестной смерти Сына Божия. И вот грехи всего человечества взяты на Себя воплотившимся Сыном Божиим. В огне страшных кровавых мук Богочеловека на Голгофском Кресте сгорели эти грехи. Бог стал Отцом Небесным для изможденных пороками людей, и к Нему, по завещанию Господа нашего Иисуса Христа, мы теперь взываем: “Отче наш, Иже еси на небесех” (Матф. 6, 9).
Нет стены между Богом и человеком! Открылась эра Мира, Нового Завета, новая жизнь в единении Бога и человека, общение между ними полное, тесное, живое и вечное! Какое это счастье для человека!
Крестом Своим Спаситель не только примирил людей с Богом. Он влил животворящую струю мира в отношения людей друг к другу. Христос умирал за всех людей без изъятия, все Ему были одинаково дороги, все Ему были родные. Самой Своей смертью Он утверждал истину Своего учения о том, что все люди — братья между собой, все — дети одного Небесного Отца, так как в бренное тело каждого из нас, независимо от национальности, цвета кожи, богатства или нищеты, учености или простоты, вложена бессмертная душа, за каждую душу приносилась искупительная жертва; и вечное счастье каждой души “куплено дорогою ценою” (Жор. 6, 20; 7, 23) Крови Богочеловека.
Крест — знамя радости. “Прииде бо Крестом радость всему миру”, — поем мы в наших храмах. Крест и Воскресение неотделимы. И мы, прославляя святой Крест, говорим: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим”. За Крестом, за Голгофской смертью, последовало Воскресение.
А Воскресением Своим Христос “смертию смерть поправ”, открыл двери, закрытые после грехопадения первого человека, стал в этих отверстых вратах и всех нас зовет к Себе для вечной радости.
Крест — знамя любви. Спаситель учил: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоан. 15, 13). А Он? Он восшел на Крест на неизмеримо большую вершину любви. Он душу Свою положил не за друзей Своих, а за врагов: за распинателей, за грешников всех времен и всех народов! О, в каком благоговейном трепете склоняется наше грешное сердце перед таким проявлением любви! Взирая на Распятого на Кресте, мы не можем не чувствовать своей душой, как этими распростертыми на Кресте руками, из которых сочится Божественная Кровь, Он хочет прижать всех нас к Своему Отеческому сердцу. Ведь Он звал и зовет людей: “Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Матф.11, 28).
Своею любовью Он зажигает в нашем сердце бла- годарную, сыновнюю любовь к Себе. Он и учит нас любить Господа Бога “всем сердцем, всей душой, всем разумением” (Матф. 22, 37). Больше всего в этом мире наша душа должна гореть любовью к Тому, Кто даровал нам жизнь, Кто окончит эту жизнь в час, ведомый Ему Одному, у Кого любви — неиссякаемая бездна! Честный Крест дает нам и уроки любви друг ко другу. Крест, впитавший в себя Кровь Богочеловека, пролитую за всех нас, напоминает нам о священном долге любить ближнего своего, искупленного одной и той же Божественной Кровью, сделать в жизни своей возможно больше добра (ср. Ефес. 2, 10), жить не для себя, а для близких и дальних, для семьи, для Родины, во имя Того, Кто завещал нам любить других, как самого себя (Ефес. 22, 39).
К чему побуждают нас размышления у подножия Креста Христова
К ответной любви к Богу, которая проявляется в исполнении заповедей. Дорогие мои, блажен тот человек, который всем сердцем своим переживает страдания Христовы и в глубину своего духа воспринимает уроки Креста Христова, кто познает всем сердцем, как неизмеримо велика любовь Божия к нам в этих страданиях, в этой смерти Его за нас, в уроках святого Креста и как неисчислимы плоды Христовой смерти!
Не будем, дорогие мои, глухими к этой любви Божией к нам! Ответим Богу своей любовью к Нему! Любовь к Богу прежде всего выразим исполнением Его заповедей. Ведь кто не исполняет заповедей Божиих, тот и не любит Бога. Сам Христос сказал: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… Не любящий Меня, не соблюдает слов Моих” (Иоан. 14, 23, 24).
Ведь мы неоплатные должники перед Богом. Как же мы должны любить Его всей душой и в этой любви к Нему находить мир своему сердцу, блаженство своему духу! Будем верными Богу до смерти, чтобы не лишиться Его благоволения в вечности!
К терпеливому перенесению скорбей, удалению от греха и к победе над искушениями. Спаситель тяжко страдал за нас. Не будем бояться и мы тех малых страданий, какие нас постигают в жизни, не будем бояться тех страданий, с какими связан подвиг жизни по заповедям Христовым. Будем всегда помнить, что мы страдаем ради Христа, или — лучше сказать — ради себя самих, потому что и Христос страдал за нас, ради нашего спасения.
При виде Крестной жертвы Христовой неужели покажутся нам великими какие бы то ни было жертвы с нашей стороны? Конечно, нет. Страдания наши — это ничтожные капли в сравнении со страданиями Христа. Неужели самые утомительные труды, самые напряженные подвиги в борьбе со своим самолюбием, со своей чувственностью, со склонностью к грехопадениям могут показаться нам невозмож- ными, непосильными, необязательными при виде страданий Господа? Конечно, нет, ведь Христос, за нас пострадавший, поможет нам усладить наши скорби.
Дорогие мои, для нашего искупления из плена греховного Христос понес величайшие страдания. Не будем сами себя добровольно отдавать в этот плен! Власть диавола над человеком упразднена Крестом Христовым. Не будем приносить диаволу позорной дани в виде различных грехов! Надо бояться грехов, чтоб не быть виновным перед Кровью Христовой, пролитой за мир.
Вспомним, дорогие мои, святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных. Они с верою и надеждой взирали на Крест Христов и своего жизненного креста не боялись. Как много подвигов совершили они во имя Христа Распятого! Мысль о Кресте Христа Спасителя никогда не покидала их, никогда не давала слабеть их мужеству, бодрости, терпению. Среди страданий и скорбей, при встрече с самыми сильными искушениями они всегда имели при себе непобедимое оружие — Крест Честный. Сила Христа распятого облекала их особым дерзновением, придавала им особое мужество.
Не будем забывать об их победах над греховными искушениями и источником их — диаволом, которые одержали они с помощью Креста. Если будет устрашать нас наша немощь, вспомним, что и святые были подобными нам людьми.
Крест Христов напоминает нам о нашей виновности перед Христом. Святая Церковь часто напоминает нам о Кресте Христовом. Для чего? Для того, чтобы живое воспоминание об искупительных страданиях Христовых помогло нам сильнее почувствовать свою виновность перед Христом, искренне оплакивать свои грехи, воз- ненавидеть нашего исконного врага — диавола и быть мужественными и твердыми в своей вере во Христа, надежде на Него и в любви к Нему.
Митрополит Николай
(Ярушевич)
Екатеринбург, 25 марта, «Православная газета». Пять телефонных номеров выделило ОАО «Уралтелеком» (так сейчас называется Екатеринбургская ГТС) строящемуся на 8-м километре Сибирского тракта храму во имя Святого Целителя Пантелеимона.
Cегодня у нас посреди храма — Крест, у Креста сегодня наша душа.Зачем Христос, Слово Божие, Которым сотворен мир, принимает тварную человеческую природу, становится подобен нам во всем, кроме греха, и восходит на Крест?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.