Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (185) → Любовь за гробом. Епископ Серпуховский Арсений (Жадановский)

Любовь за гробом. Епископ Серпуховский Арсений (Жадановский)

№8 (185) / 22 февраля ‘02

Цветник духовный

Говорят: теперь век культуры, век просвещения и знаний. Культурой часто при этом называют все новое, все из обычного ряда выделяющееся, не считаясь даже с тем, хорошо ли это новое или нет. Культурный человек — это современный человек со всеми его достоинствами и недостатками. В сущности же культура есть та сумма, тот результат развития человечества, к которому в данный момент человек пришел — того развития, к которому Творец мира призвал человека.

Однако существует различный взгляд на культуру. Одни говорят, что следовать культуре, пользоваться ею — это свойственно и даже необходимо человеку, в противном случае он не только не будет исполнять своего призвания, но и затруднит свое земное существование. Другие, наоборот, в культуре видят только вред. Так думают, что она портит здоровье; человечество вследствие культуры слабеет, дряхлеет. Культура отделяет человека от Бога, от религии, а без религии слабеют нравы, человек развращается, портится. Культура не дает и духовного удовлетворения, так называемого счастья, поражая разочарованием, томлением и крушением духа. Так ли это в действительности?

Надо знать, что какой бы культуры человек ни достигал, он всегда останется человеком, т. е. греховным, несовершенным существом. Грех всегда действует в человеке и всегда он подыскивает себе поводы, условия и удобства к своему проявлению. Если для греха удобно применить, использовать культуру, то она к его услугам, иначе сказать — грех может злоупотреблять культурой. Отсюда, например, злоупотребление грамотностью для распространения ложных, противогосударственных и противоцерковных идей. Злоупотребление пением, музыкой, живописью для удовлетворения низменных, чувственных инстинктов.

Кроме прирожденного греха действуют еще в мире темные силы, духи злобы поднебесной — действует сатана. Он несомненно употребляет культуру для своих целей — наносить вред человечеству. Влияние темных сил в этом отношении бывает так велико, так реально, что некоторые склонны думать, будто вся культура в руках сатаны. Между прочим, особенность культуры состоит в том, что она все стремится сводить к единству, к единой силе. То, что прежде достигалось посредством двух или трех сил, теперь одной; например, электричество дает свет, движение и даже растительную силу. Говорят, что в будущем будет найдена такая сила, такой закон природы, которому подчинены все другие и посредством которого двигается вся культура — стоит, как говорится, нажать кнопку, и человеку все будет к его услугам. Но многие в этом видят великую опасность для человечества. Представьте себе, что этой силой овладеет сатана, затормозит, спутает, прекратит ее действия — и тогда для всего человечества наступит катастрофа. Мы иногда видим уже проявления сего ужаса — вспомним, например, забастовочное время, когда прекратилось движение поездов, действие водопровода и т. п. В настоящее время обычные, так сказать, непосредственные способы передвижения, добывания воды, заменены культурными — железными дорогами, водопроводами и т. п., и вот, если захватит сатана силы природы, то тогда для человечества возможна катастрофа.

Если так опасна культура, то не лучше ли от нее отказаться? О, нет! Нужно только знать и понимать, когда культура для нас не только неопасна, но даже для нас полезна. Это — когда культура только христианская, основанная на христианских истинах, когда она не идет в разрез с Христовым учением, когда она не отрывает, не отделяет нас от Бога, от основ человечности, а наоборот, способствует нравственному совершенствованию человека. Впрочем, и христиане теперь поделились на разные исповедания, которые различно воспитывают своих последователей. Мы знаем, что есть лютеранство или протестантство, которое главным образом исповедают немцы. Есть католичество и, наконец, мы принадлежим к Св. Православной Греко-Восточной Церкви.

Нельзя сказать, чтобы протестантство способствовало истинной христианской культуре, когда оно отвергло Богочеловечество Христа, поставив на место Бога человека. Человек по догме протестантства может знать себе цену, но стоит только человеку себя оценивать, как отсюда немедленно рождается гордость со всеми с нею связанными грехами человеческого духа: завистью, корыстью, жестокостью и т. п., что так доказывали в настоящую войну немцы-лютеране. И первым выразителем немецкой противохристианской культуры является сам их кайзер. Посмотрите, он считает себя призванным к всемирному владычеству, — здесь гордость, напоминающая гордость Денницы, низвергнутого даже до ада преисподнего (Исаии 16 глава). А жестокость немцев настолько велика, что тот же кайзер благодарит Бога за то, что Бог помог немцам изобрести удушливые газы для истребления врагов.

Нельзя сказать и про католичество, чтобы оно способствовало правильной христианской культуре. Католичество получило такую постановку, которая ведет к духовному самообольщению со всеми его дурными последствиями. Когда корни у растения подгнили, то оно не может иметь хорошую, свежую, живую листву, но его можно заменить искусственным растением, довольно хорошо подделанным — это и есть в католичестве. Божественное Откровение в католичестве заменено человеческим умозрением, святость, искренность — лицемерием, духовные подвиги — прелестью, высшее духовное содержание — больною мечтательностью, мистикой.

Остается наше Святое Православие. Все, кажется, должны согласиться с тем, что у Православия есть все условия для выработки культуры человеческого духа. Непоколебимая вера в Богочеловечество Христа, в акт искупления Спасителем мира грешного человечества, сознание собственного бессилия без благодатной Божией помощи порождает в Православии тех гигантов духа, пред которыми преклоняется весь мир.

Мы переживаем в настоящее время великий исторический момент, великую мировую войну, которая в развитии человечества несомненно будет иметь великое значение. Скажите, в чем залог нашей победы — в одних ли только военных.

Епископ Серпуховский Арсений (Жадановский)

 
Цветник духовный

О культуре общения. Архимандрит Рафаил (Карелин)

Одним из важных аспектов религиозной нравственности является культура общения. Это умение спокойно выслушать другого, хотя бы его мнение не совпадало с твоим или даже противоречило ему. Присутствие благодати Божией в душе человека делает для него невозможным оскорбить или унизить ближнего.

 
Воспитание

Студенческое братство отпраздновало Сретение Господне

Екатеринбург, 15 февраля, «Православная газета». Сегодня в 13 часов в актовом зале УГППУ (улица Машиностроителей, 11) студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия устроило празднование Дня православной молодежи.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс