Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русских святых. Само его появление на рубеже XVIII-XIX веков — в эпоху всеобъемлющего наступления светской власти на Церковь и открытых гонений против монастырей — кажется удивительным.
Родился святой Серафим 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой и состоятельной семье. В крещении получил имя Прохор. Ещё в детстве над святым отроком не раз появлялся дивный покров Божий, явно показывающий в нём избранника Божия. Когда мальчику было 7 лет, он упал с недостроенной колокольни и даже не ушибся. Через 3 года во время тяжёлой болезни во сне святому Серафиму явилась Богородица и обещала ему исцеление. Через некоторое время крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» по причине дождя и грязи прошёл прямо через двор семьи Мошниных. Мать святого Серафима поспешила вынести больного сына и приложить к иконе. После этого мальчик быстро выздоровел.
Святой отрок ни дня не пропускал без посещения церкви. Он хотел стать иноком. Когда ему исполнилось 17 лет, святой Серафим отправился в паломничество и встретился с знаменитым затворником старцем схимонахом Досифеем. Прозорливый старец предугадал в юноше будущего великого подвижника и прямо указал ему отправиться в Саровскую пустынь. Эта обитель находилась в Тамбовской губернии на реке Саровке и отличалась исключительным подвижничеством населявших её иноков, а также строгостью устава. Восемь лет преподобный Серафим провел в Саровской обители в качестве послушника и прошел пострижение только в 1786 г. с именем Серафим (с древнееврейского «пламень»). Через 7 лет он был рукоположен в сан иеромонаха.
Ещё в годы послушничества преподобный проявил тягу к уединению и безмолвию. Получив благословение настоятеля, преподобный Серафим удалился в лес. Келья, в которой он поселился, находилась в густой сосновой чаще, на берегу реки Саровки. Всё своё время преподобный проводил в трудах, молитве, чтении священного Писания и трудов святых отцов. Рубил дрова, выращивал овощи и беспрестанно молился. Впоследствии, по примеру святых отцов, он принял на себя подвиг столпничества. С утра до вечера он молился на коленях на гранитном камне, лишь ненадолго прерываясь для отдыха и принятия скудной пищи. В этом великом подвиге он провёл 1000 дней и ночей. От такого невероятного напряжения и почти трёхлетнего стояния на камне старец пришёл в крайнее истощение; на его ногах образовались язвы и он был вынужден прекратить свой подвиг. Осенью 1804 года преподобный подвергся жестокому нападению разбойников. Они зверски избили старца. С огромным трудом он смог доползти до обители. У преподобного была проломлена голова, сломаны рёбра, на теле множество смертельных ран. Святой Серафим был человеком физически сильным, однако он не стал защищаться (хотя в руках у него был топор), вспоминая слова Христа: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26, 52). После выздоровления преподобный Серафим вернулся к пустыннической жизни и возложил на себя новый тяжкий подвиг — молчальничество. Кто бы к нему ни приходил, он ни с кем не разговаривал и не выходил. Встретив кого-нибудь в лесу, преподобный падал ниц и не поднимал головы, пока встречный не проходил мимо.
Следующим подвигом преподобного Серафима стало затворничество, которое продолжалось 5 лет. И наконец после этого старец всецело посвятил себя служению миру, духовному руководительству и врачеванию иноков, приняв на себя подвиг старчества. 47 лет провёл к тому времени старец в монастыре, из них 16 лет в пустынножительстве, 16 лет в затворничестве, молчальничестве, в полном отречении от мира. И лишь достигнув высочайшего совершенства, укрепившись в благодати Божией, он, продолжая свою подвижническую жизнь, принимает на себя апостольское служение миру. Слава о великом подвижнике давно уже ходила по всей России. Тысячи страждущих духом, чающих наставления, духовного и телесного исцеления устремляются к святому старцу. Среди приходящих были самые разные люди: от крестьян до членов императорской фамилии. Иногда преподобному Серафиму приходилось принимать более 2000 человек в день. Он видел каждого насквозь, его слово исцеляло. Ко всем старец обращался «радость моя» и встречал словами «Христос воскресе!». На многие письма он отвечал, не вскрывая конверта; он знал содержание письма заранее. Чудеса и исцеления, которыми при жизни прославился преподобный Серафим, кажутся невероятными, а между тем их очевидцами было множество людей.
Знаменитый Серафимо-Дивеевский женский монастырь стал главным земным памятником преподобному Серафиму Саровскому. Он заботился об этой обители и духовно и материально. Влияние преподобного на дивеевских сестёр было исключительным: без его благословения они не предпринимали ничего. Именно в Дивеево сумели сохранить подлинный дух его учения, и не случайно, что мощи великого святого нашли упокоение именно здесь.
Преставился преподобный Серафим в 1833 году. Его нашли в келье стоящим на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными крестообразно руками и подумали, что он просто спит.
За всю свою жизнь преподобный Серафим сподобился 12 посещений Пресвятой Богородицы. Последнее из них случилось за два года до смерти старца, причём на этот раз в присутствии свидетельницы, старицы Дивеевского монастыря Евпраксии. Сама старица впоследствии так рассказывала об этом: «… батюшка объявил: «Нам будет видение Божией Матери»… потом… сказал: «Ну теперь держись за меня и ничего не убойся». В это время сделался шум, подобно шуму леса… Когда он утих, послышалось пение, подобное церковному. Потом дверь в келью сама собой отворилась, сделалось светло — белее дня, и благоухание наполнило». Старица подробно описывает шествие пресвятой в сопровождении ангелов и святых. Далее она вспоминает: «Отец Серафим стоял уже не на коленях, а на ногах пред пресвятою Богородицей, и Она говорила с ним столь милостиво, как бы с родным человеком». На прощание Пречистая произнесла: «Скоро, любимый мой, будешь с нами».
В 1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен Церковью к лику святых. Его чудотворные мощи были открыты для всеобщего почитания, что сопровождалось многочисленными исцелениями.
В 1922 году Саровская обитель была закрыта. Мощи святого забрали в Москву. Сначала они в целях антирелигиозной пропаганды были выставлены в Румянцевском музее, а затем увезены неизвестно куда, и о их местонахождении долгие десятилетия никто не знал. В 1990 году великая святыня была обнаружена в Казанском соборе Ленинграда и в январе 1991 года передана Церкви. Чудотворные мощи были перевезены в Москву, а затем положены в восстановленном Серафимо-Дивеевском монастыре. Так исполнилось пророчество преподобного Серафима, сказавшего однажды, что тело его найдёт пристанище в Дивеево.
Рубрику подготовила
Ольга ШАБАШОВА
Господь Иисус Христос на восьмой день после Своего рождества принял обрезание — священнодействие ветхозаветной церкви, прообраз христианского таинства крещения. Обрезание служило знамением вступления в ветхий завет с Богом. Печатью этого знамения было имя, которое давали младенцу при обрезании.
Кроме отдельной памяти, совершаемой в честь каждого из 70-ти апостолов, Православная Церковь установила их общую память, чтобы, во-первых, показать равночестие всех 70-ти и, во-вторых, предотвратить разногласия в их почитании. Праздник этот называется Собором 70-ти апостолов, т.е. собранием верующих для прославления 70-ти апостолов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.