Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (176) → Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского (ок. 345) О ЦАРЕ-СТРАСТОТЕРПЦЕ Николае II. Протоиерей Аркадий Шаргунов

Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского (ок. 345) О ЦАРЕ-СТРАСТОТЕРПЦЕ Николае II. Протоиерей Аркадий Шаргунов

№35 (176) / 15 декабря ‘01

Жития святых

У каждого святого есть предшественник, который своим влиянием, часто скрытым, готовит новую грядущую жатву. Святитель Феофан Затворник говорит, что празднование памяти святого означает не просто участие в богослужебных песнопениях, но значит подражание тому подвигу, который совершил этот святой. Совсем недавно мы вместе с Церковью праздновали память святой великомученицы Варвары, предварившей страдания другой новой мученицы — инокини Варвары, которая приняла крестные страдания вместе с Великой княгиней Елизаветой.

Когда мы пытаемся осмыслить подвиг святителя Николая, то думаем о том, сколько русских людей (не только тех, кто носит имя Николай), освятились его святостью, научившись у него милосердию и правде. Размышляя о том, почему Русская Православная Церковь избрала святителя Николая своим любимым святым, мы выделяем среди всех других святых, которые связаны с его жизнью, святого мученика Царя Николая II. И вы знаете, что для Никольского придела нашего храма, освященного в честь небесного покровителя Царя-страстотерпца святителя Николая, Государю уже написана икона. В завершение строительства нового иконостаса этого придела над пророческим рядом икон наверху будут стоять двуглавые орлы в ознаменование той евангельской тайны об удерживающем, которая означает законную государственную власть, построенную на христианских основах.

Святой Царь-Страстотерпец Николай II удивительным образом схож со своим небесным покровителем святителем Николаем, Мир Ликийских чудотворцем. Мы можем сказать о Государе, что он тоже «правило веры и образ кротости». Святитель Николай был греческим святым, но его так полюбили, так избрали в России, что он воспринимается не только русскими людьми, но и во всем мире святым, который принадлежит Русской Православной Церкви. Так и Царь-Страстотерпец Николай, кровь которого больше, чем наполовину, нерусская, являет собой в полноте символ русского Православия.

Мне хотелось бы сказать сегодня несколько слов о том, как святость святителя Николая связана со святостью Царя-Страстотерпца. Наш Царь был совсем не такой, как европейские монархи, и тот образ правления, который был при императоре Николае в России, очень соответствовал русскому народу. Государь был человеком простодушным в самом лучшем смысле этого слова, таким же простодушным, каким является русский народ, и в этом было их таинственное соединение. Точно так же, как простота и доброта святителя Николая дивным образом соединяет его с судьбою русского народа.

Мы знаем, что судьба России связана как с почитанием святого Николая Чудотворца, так и с почитанием Царя-Страстотерпца. Потому так противятся сегодня канонизации Государя. Священный Синод объявил уже о том, что на Архиерейском Соборе в феврале будущего года будет рассмотрен материал комиссии по канонизации Царя-Страстотерпца, которая пришла к несомненному выводу о том, что Николай II должен быть прославлен, и его торжественное прославление должно совершиться вслед за этим на Поместном Соборе.

Но, несмотря на это, до сих пор остается сопротивление в некоторых людях, которые с иронией и испугом говорят: «Вы что, соскучились о Царе-батюшке?» Говорят так, как будто то время не было самым лучшим временем для России. Когда не стало Царя-батюшки в России, какое горе наступило для народа! И не только в течение первых семидесяти лет. Гораздо более горшее время наступило для России теперь, когда во всех средствах массовой информации идет все та же большевистская пропаганда, как тогда, только сегодня ее называют «пропагандой демократов» (и не только их). Так называемый «общественный христианский» радиоканал «София» не устает вести круглосуточные передачи, исполненные той же самой клеветы, которая окружала Государя во время его царствования. Враги наши боятся того, чтобы Россия стала самобытной, и торопятся расчленить ее, чтобы она не успела ни вздохнуть, ни распрямиться. Они хотят, чтобы в России все было, как в Европе, в том смысле, чтобы Европа поглотила Россию.

То убийство, которое произошло в восемнадцатом году, было не только убийством православного Царя, как мы знаем, но убийством всех членов его семьи и всех слуг, которые были с Государем. И это означало уничтожение всей России. Это было символом уничтожения всей России. Всех, кто был верен Царю, всех, кто его знал, надо было убить, чтобы не осталось никакой памяти в народе, чтобы никто даже и рассказать о нем ничего не мог.

Семейство, которое мы можем смело назвать святым, было уничтожено. Цели, стоявшие за этим убийством, были разные и далекие, но одной из главных задач революции было уничтожение русской семьи. Троцкий писал в тридцатых годах: «Россия становится буржуазной. Снова в ней восстанавливается культ семьи». И теперь мы понимаем, о чем тогда шла речь и о чем речь идет сегодня, в новой революции. Самый сильный удар в то время был направлен именно на уничтожение семьи, на которой держится все. И сегодня снова совершается уничтожение семьи, то есть уничтожение Церкви во всей ее глубине, потому что семья — это «малая Церковь», если она во Христе. Мы говорим с вами о том, что Царская семья была образцом семьи христианской, поэтому признание ее святости после того, как совершится канонизация, будет надеждою, что восстановится и все остальное, разрушенное в Церкви. Здесь совершается таинственное, и мы смеем надеяться, что когда произойдет канонизация Государя, начнется, несмотря ни на что, собирание русского народа в единую семью, и многострадальный русский народ, как блудный сын, сможет вернуться к своему Небесному Отцу молитвами Царя-страстотерпца Николая II и его святого семейства.

Помолимся с вами о том, чтобы это совершилось, и Божия правда, которая раскрывается на наших глазах, явилась скорее. Бог долго терпит, но все равно раскрывает Свою правду. И то, что эта правда является нам, — хороший знак для России, каким бы безнадежным не выглядело все остальное. Это свидетельство того, что русский народ, по крайней мере в лучшей своей части, сознает, что у него был Царь, который теперь возвращается нашему народу святым угодником Божиим, и предстоящая канонизация его будет даром Божиим всему миру.

Мы веруем, что небесный покровитель святого Царя-мученика святитель Николай ходатайствует о русском народе как защитник семьи, детей, целомудрия и нормальной человеческой жизни. Мы знаем, как в самых обыденных житейских нуждах он спешит к нам на помощь. Так и святой Царь-Страстотерпец отмечен даром от Бога ходатайствовать за вверенный ему Господом еще при земном царствовании народ. Мы имеем множество свидетельств о чудесном предстательстве Царя-Страстотерпца Николая II перед Богом за простых людей, за весь народ и за нашу многострадальную Россию.

Дай Господь, чтобы этим небесным предстательством совершился все-таки перелом в нашем Отечестве. Как бы ни пытались сбить с толку народ, как бы ни преуспевали в этом наши враги, народ, в конце концов, никогда не ошибается. Овцы всегда идут к доброму пастырю, по обетованию Евангельскому, и потому так идет народ к святителю Николаю. И потому так переполнены сегодня все храмы. Дай Бог, чтобы и к Царю-Страстотерпцу Николаю так же притекал наш многострадальный народ. Если в доме каждого без исключения верующего православного человека есть икона святителя Николая, если в каждом доме будет икона святого Царя-Страстотерпца, то это станет уже началом великих перемен. А что касается единого великого Доброго Пастыря, то дай нам Бог всем приходить к Нему молитвами святого Николая, Мирликийского чудотворца, святого Царя-Страстотерпца, всех новых мучеников и исповедников Российских, всех святых, которые стали святыми заступничеством святителя Николая и которые молятся сейчас о нашей Русской Церкви, о всем погибающем народе. Аминь.

Всенощное бдение 18 декабря 1996 г.

 

В других номерах:

Жития святых

Святой Псалмопевец Иоанн Дамаскин. Память 17 декабря

Утлый челнок его жизни начало крутить и подбрасывать на волнах вскоре после смерти отца. Халиф испытывал к отцу доверие, и сделал его вельможей, правителем города. Теперь эта должность перешла к Иоанну, которого мусульмане, также, как и отца, звали по-своему Мансуром.

 
Новости

Священнослужители Восточно церковного округа провели собрание, на котором после совместной молитвы и исповеди делились пастырским опытом

Екатеринбург, 5 декабря. По благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в Тавде состоялось общее собрание священнослужителей Восточного церковного округа.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс