Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (170) → Правовой статус традиционных религий: мировой опыт

Правовой статус традиционных религий: мировой опыт

№29 (170) / 15 октября ‘01

За рубежом

В этой теме:

За рубежом
Новости из-за рубежа

Зарубежная практика показывает, что одним из приоритетных направлений политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. Подобная практика позволяет государству опереться на традиционные религиозные организации в сферах культурного воспитания населения, развития национально-культурных традиций, повышения нравственной и, как следствие, правовой культуры, духовно-нравственного и патриотического образования.

Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций имеет множество прецедентов в различных странах мира. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии .

Конституция Арабской Республики Египет: «Ислам — государственная религия, арабский язык — официальный язык государства. Положения мусульманского права — шариата являются основой законодательства».

Конституция Аргентины закрепляет, что Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую Католическую Церковь.

Конституция Болгарии устанавливает свободу вероисповеданий, отделение религиозных организаций от государства, запрет на использование религиозных общностей и организаций, как и религиозных убеждений, в политических целях. Но вместе со всем этим установлено, что «традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание».

Конституция Боливии устанавливает, что государство признает и поддерживает римскую апостольскую католическую религию. Гарантируется возможность публичного отправления любого другого культа. Отношения с Католической Церковью регулируются посредством соглашений, заключенных между боливийским государством и святым престолом.

Конституция Федеративной Республики Германии признает религиозное обучение обязательным в государственных школах.

Конституция Греции содержит даже целый ряд статей, регламентирующих отношение к монастырским землям и имуществу. «Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом Уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 г. и акта Синода от 4 сентября 1928 г.» .

Конституция Королевства Дании закрепляет: «Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства»; «Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви» . В Дании глава королевского дома является официальным главой государственной церкви.

Ирландия: «1. Государство подтверждает, что Всемогущему Богу принадлежит принесение публичного поклонения. Государство будет почитать Его имя и уважать и почитать религию. 2. Государство признает особое положение святой католической апостольской Римской Церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан…

Исландия: «Евангелическо-Лютеранская Церковь является Государственной Церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства» .

В Израиле отсутствует явно закрепленное в законодательстве господствующее положение той или иной религии. Однако, право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил, что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль.

В Испании, помимо традиционной Католической Церкви, только Федерация евангелистических общин, Федерация израильских общин и Исламская комиссия имеют соглашения с правительством, обеспечивающие неприкосновенность мест поклонения и погребения, уважение религиозных правил, определенные налоговые льготы. Последователи всех других конфессий соглашений со светской властью не имеют, действуют на основании общих законов.

В Италии, где Церковь официально отделена от государства, последнее регулирует свои отношения с католической религией при помощи специальных соглашений и законов. Однако и здесь в самой Конституции основная религия страны названа и определена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере». Следовательно, Конституция делит все религии на два разряда: «католическая», с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии. Мотивация сотрудничества государства с Католической Церковью в Конкордате сформулирована следующим образом: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа…».

В законодательстве Монголии закреплено господствующее положение буддизма и запрещено «проводить деятельность чуждую традициям и обычаям монгольского народа» .

Конституция Норвегии устанавливает, что евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией в Норвегии . Все расходы по управлению Церковью Норвегии покрываются государством и муниципальными властями за счет государственных налогов.

Конституция Финляндии выделяет Евангелическо-Лютеранскую Церковь в качестве приоритетной с точки зрения предпочтений государства: «Организация евангелическо-лютеранской церкви и управление ею определяется законом о церкви. Что касается других, уже существующих религиозных обществ, то в отношении них действует то, что установлено или будет установлено. Основание новых религиозных обществ разрешается при соблюдении по этому вопросу закона» .

В Швеции глава королевского дома является официальным главой государственной церкви.

И подобных примеров очень много. По существу, только в трех государствах мира отсутствует такая практика — в США, во Франции и в Российской Федерации. Совершенно очевидно, что наше государство не может опираться в построении отношений с религиозными объединениями на модель США в силу отсутствия в этой стране каких-либо сравнимых с тысячелетними российскими религиозных традиций. С другой стороны, модель отношений с религиозными объединениями, культивируемая во Франции, не является гармоничной для этой страны, а навязана во многом извне. И свидетельством тому являются события, происходящие сегодня в этой стране вокруг принятия нового законодательства, регулирующего деятельность религиозных объединений.

Рано или поздно, но российская государственная власть придет к пониманию необходимости выделения перечня традиционных для России религиозных организаций, что позволит коренным образом изменить сложившуюся ныне парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, значительный потенциал традиционных российских религиозных организаций практически не используется государством в деле духовно-нравственного образования и воспитания населения, а с другой стороны — всевозможные маргинальные и просто преступные религиозные группы во многих случаях получают «зеленый свет» для проведения своих сомнительных инициатив, выливающихся в массовые случаи нарушений прав граждан и российских законов, ситуации межрелигиозного противостояния.

Директор Института
государственно- конфессиональных отношений
и права И.В. Понкин
(Печатается в сокращенном изложении)

 
За рубежом

Новости из-за рубежа

США НЕ ОСТАВЛЯЮТ СВОИХ ПРЕТЕНЗИЙ НА РОЛЬ МИРОВОГО ЖАНДАРМА Белый дом назначил послом по соблюдению религиозных свобод в мире Джона В. Хэнфорда, в течение многих лет являвшегося внешнеполитическим советником сенатора Ричарда Люгара.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс