Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Не следует ли отсюда, что война — добро? Война — явление смешанного характера. Она может быть смесью добра и зла, может она быть и чистым злом, но беспримесным добром она никогда не бывает.
Дан меч не напрасно (Рим. 13, 4), но для обороны, для водворения попранной справедливости, хотя не всякое нарушение международной справедливости должно решаться мечом. Похвальны войны для защиты и освобождения слабых народностей от сильных, злоупотребляющих силой. Но прежде начатия подобных войн нужно испытать все средства к мирному водворению справедливости.
Предосудительны войны мстительные, династические и завоевательные. В таких войнах народы низводятся до степени игрушек человеческих страстей и тщеславия отдельных лиц.
Но в вопросе о достоинстве войны имеет значение не только причина и цель войны, но и способ ее ведения. Отношения воюющих должны быть основаны на чести. Пленным и мирным жителям должна быть оказана пощада. Опустошение страны и всякая ненужная жестокость не должны входить в план войны.
Но как далека еще действительность от таких пожеланий! Военная лагерная жизнь с ее неразборчивой дисциплиной, военными хитростями, вылазками, поджогами, завладением чужой собственностью и опустошением растительности не может быть оправдываема с нравственной стороны, но только терпима ради высоких целей войны, где эти цели налицо. Недаром древние греки воображали, что богу войны досталась при выборе жен на Олимпе по жребию богиня бесчинства.
Кроме причины и способа ведения войны, при оценке войны могут быть принимаемы в расчет ее последствия. Война — событие огромной важности, и ее влияние на жизнь личностей, семей и государства весьма сложно. Проследить и измерить это влияние трудно, а может быть, и невозможно для человеческого ума. Есть в этом влиянии и худо и добро. Минуя экономические и политические следствия войн, укажем как на зло войны на вносимую в нравы общества через военное сословие грубость, гордость и легкое отношение к грехам против седьмой заповеди; а добро войны заключается в пробуждении дремлющего патриотизма и способности жертвовать личным и семейным счастьем благу целого. В подготовленных война пробуждает дух молитвы и благоговения к Промыслителю.
Протоирей Стефан Остроумов
Как Бог терпит войны? Так же, как и всякое дело человеческой свободы. Но этого мало. Господь из бедствия извлекает духовную пользу для человечества. «В роде человеческом немного найдется таких личностей, которые совсем не увлекались бы частными видами корысти и самоугождения
Торжественная церемония посвящения в суворовцы первокурсников Московского суворовского военного училища состоялась 22 августа у стен храма Христа Спасителя. По окончании акта, который проводится здесь с 1999 года, был отслужен молебен «на начало учебного года».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.