Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Но эти же рассуждения должны побуждать нас идти навстречу опасности, когда требует того задача нашей жизни. Больше сея любве никто же иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13. Ср. 1 Ин. 3, 16). Иногда требует от нас самопожертвования торжество веры; так, кровь мучеников была сеянием веры. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24). Иногда нещажение своей жизни требуется должностным отношением человека: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11). Таково же положение отца семейства, воина, а при случае и всякого гражданина.
Отсюда мы видим, что самосохранение иногда составляет нашу обязанность, иногда же оно неуместно и дурно. Есть еще положение, когда оно допустимо, хотя и не доблестно. Это бывает тогда, когда самозащита переходит в нападение, заменяя собою отсутствие начальства, наказателя зла (Рим. 13, 14). Если в таком случае самозащищающийся убивает нападающего, тут для оценки проступка имеет значение, сознательно или нечаянно произведено убийство. Такое различение мы видим даже в Моисеевом законодательстве: если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь (Исх. 22, 2–3). Это значит, что ночное убийство при самообороне признавалось нечаянным, а дневное убиение вора наказуемым, предосудительным. Это для ветхозаветного еврея. Тем более христианин, новая тварь во Христе, никогда не должен разлучаться с кротостью и жалением к врагу.
В православной Церкви поэтому и невольное убийство всегда рассматривалось как тяжкий грех, требующий усиленного врачевания. «Нанесший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанес удар или отмщал». Невольное убийство признано достойным снисхождения, но не похвальным. «Кто и невольно будет осквернен убийством, такового, как уже сделавшегося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священства».
Да избавит Господь всякого христианина от печальной необходимости обороняться с нанесением вреда обидчику! Не введи нас во искушение, Господи!
Протоирей Стефан Остроумов
Существование суда полагает твердую границу мстительности, равно как и мстительность не согласуется с существованием суда. Если бы человек сам мог себя защитить и доставить торжество правде, то зачем еще вмешательство третьих лиц?
Что выше сказано о немстительности и самозащите, может иметь приложение и к оценке войны с точки зрения христианской нравственности. Но это не избавляет нас от необходимости рассуждать о войне особо, так как война — явление более сложное, чем вражда отдельных лиц.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.