Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание, начало в № 24
Существует понятие «намоленная икона». Что это значит?
Намоленная икона — это не понятие, это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик — икона становится источником благодати — особого действия Божиего в нашем мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной.
Обосновано ли с точки зрения богословия священных изображений широко распространенное среди малоцерковных людей мнение, что икона способна накапливать и отдавать некую благоприятную энергию?
Нет. Ни в коем случае нельзя считать икону вещью самодостаточной, которая сама по себе, без воли Божией способна производить какие-либо действия. Ошибочно также считать икону неким аккумулятором, который сначала накапливает, затем, переполнившись, отдает «молитвенную энергию». По словам Н.М. Тарабукина: «Чудодейственная сила исходит не от иконы, а через икону, и благодать этой силы приемлет только верующий».
Икона должна быть обязательно написанной или можно почитать как священное изображение и репродукцию?
Иконы, написанные иконописцами, и репродукции икон, если они каноничны и освящены в церкви — это полноценные священные изображения. Были даже случаи мироточения бумажных репродукций икон в церквях.
Конечно, и в храме и в доме хотелось бы видеть только писаные иконы, но на сегодняшний день это не всегда возможно. Бывает, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.
Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Как правило, подобные изображения не вызывают чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней; они сомнительны по богословскому содержанию и непрофессиональны по технике выполнения. Но ведь иконописец в момент написания иконы творит молитву, а печатник, работающий за станком, может быть человеком неверующим! К сожалению, в этом вопросе чувствуется некоторое непонимание назначения священных изображений. Да, печатник может быть завзятым атеистом. Но какое отношение к этому имеет репродукция иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева? Иконописец должен исполнять свое служение (а иконописание — это именно служение) будучи подготовленным к нему постом и молитвой, но бывает, что этого не происходит. Тем не менее, икона или репродукция иконы, вышедшая из рук и печатника и иконописца, может получить благословение Церкви и занять подобающее место среди прочих икон. И на самом деле суть не в том, чьими руками выполнено изображение. Ведь, как правило, не создается что-то новое, а повторяется уже установленный образец. Главное, чтобы само изображение было выполнено по канонам и на достаточно высоком уровне. Жизнь иконы начинается не с момента завершения работы над ней, а тогда, когда перед ней начинают молиться. Другое дело, когда иконописец берется создавать новый иконографический тип, то есть икону, которой никогда не было. Здесь, конечно, требуется и чистота внутренняя, и высокий уровень богословских знаний. А когда икона начинает, так сказать, действовать? Когда перед ней ставят свечу или зажигают лампадку? Или это необязательно, а главное — молитва? Икона — посредник между двумя мирами: миром горним и миром дольним. Она предназначена для молитвы и молитва перед иконой — это, несомненно, самое главное. Возжигание свечей, поклоны, целование — это установленные еще в глубокой древности внешние формы почитания священных изображений. Они сохранились до сих пор и, конечно, им нужно следовать. К тому же все эти знаки почитания имеют и другое серьезное обоснование: они являются своеобразными предваряющими молитву действиями и задают особый молитвенный настрой. А вот благодатное воздействие через икону происходит именно во время молитвы. Но следует сказать, что икона может оказывать благотворное воздействие на духовную жизнь человека и не только во время молитвы. Когда в суете дня мы вдруг видим святой образ, то наши мысли и чувства невольно устремляются к вечному. В некоторых храмах можно увидеть в продаже иконы с такими пояснениями — от пьянства, от сглаза, от зубной боли. Как к этому относиться? С терпением и пониманием. И конечно, не следует видеть здесь скрытую пропаганду язычества. Скорее всего, из-за большого количества верующих и нехватки времени для разъяснения сути чудесных исцелений и появились подобные подписи. А если вы чувствуете в себе силы и желание, то сами и объясните прихожанину, покупающему, к примеру, «икону от винопития», что икона — это не лекарственное снадобье и помощь можно получить по молитвенному ходатайству святого перед Господом только тогда, когда сам желающий исцеления станет усердно и терпеливо молиться. Можно ли считать иконами живописные произведения, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, помещать их в святой угол и молиться перед ними? Что касается живописи на религиозные темы, а именно к такой живописи относятся и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, и «Явление Христа народу» Александра Иванова, и «Христос в пустыне» Крамского, то эти и множество других прекрасных произведений живописи нельзя считать священными изображениями —иконами. Картина — художественный образ, созданный творческой фантазией художника. Она является формой передачи мироощущения художника. Икона — откровение Божие, высказанное языком цвета и линии, данное и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца — мировоззрение Церкви. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное; иконописание — не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Картина — средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени. Икона — средство для общения с Богом и святыми Его. Искусство живописи принадлежит миру душевному, эмоциональному. Лучшие образцы религиозной живописи воспитывают чувства, повествуют в яркой образной форме о событиях Священной истории. Но живописные полотна по своей сути не являются священными изображениями, они не созданы для молитвы, для предстояния. Они нужны именно для созерцания. Пустынножители первых веков христианства не имели молельных икон и прославлены были как святые. Так ли уж необходимо иконопочитание для спасения и в наше время? Подвижники первых веков христианства действительно не имели молельных икон, таких, какие мы имеем сейчас. В то время еще исторически не сложилась их внешняя форма, не были определены догматические принципы иконопочитания. Однако мы знаем множество святых, которые жили в ту далекую эпоху. Суть спасения, конечно, не только в почитании святых икон. Путь ко спасению индивидуален у каждого человека и имеет свои особенности в различные времена. Незыблемы только Заповеди Божий, по которым нам предписано жить, неизменно и Слово Божие, сохраненное в священном Писании, а Священное Предание, которое продолжается и сейчас, позволяет нам неизменно сохранять всю полноту Богообщения. И эта полнота немыслима без почитания священных изображений, без молитвенного предстояния перед святыми иконами. Отсечь что-то, якобы неважное, — и полнота нарушится. Я всегда привожу такой пример. Представьте себе человека, ранее владевшего несколькими языками, который в силу каких-то неведомых причин решил сократить свой словарный запас до тридцати слов, и уверенного в том, что этого ему вполне достаточно для общения со всем миром. Деградация налицо. Полностью отрицая Иконопочитание, противники священных изображений отсекают от себя и источник Откровения Божиего, и средство молитвенного общения. Поэтому можно сказать, что почитание Святых икон — не просто одно из догматических требований церковной жизни — это веха на многотрудном пути спасения.
С.АЛЕКСЕЕВ
Судьба Крестовоздвиженского храма, что находится в самом центре Екатеринбурга на пересечении улиц Карла Маркса — Луначарского, по-своему уникальна и неповторима. Но как бы ни складывалась она на протяжении более чем вековой своей истории
Храм во имя Рождества Христова:Детская школа: начало занятий — с 9 сентября. Предметы: Закон Божий, церковно-славянский язык (чтение). Факультативы: рисование, художественное творчество, история России, история Церкви.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.