Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (981) → От чего зависит в человеке вера в Бога?

От чего зависит в человеке вера в Бога?

№36 (981) / 18 сентября ‘18

Богословие

Беседа с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

Вся история человечества – это постоянная борьба (в лучшем случае – диалог) верующих и атеистов. Россия – страна, пережившая масштабное гражданское разделение: в каждой верующей семье есть неверующий родственник, а в каждой неверующей есть верующий. Это касается даже супругов, но, согласно православной традиции, не становится основанием для развода. От чего зависит в человеке вера в Бога? Если говорить именно о вере, – на Ваш взгляд, что становится основой для ее возникновения?

– Думаю, это вопрос очень непростой. В общем можно сказать следующее: вера как явление (здесь можно использовать: «вера» как «доверие») – это свойство любой психики. И, кстати, не только человеческой. Доверие чему-либо – как это можно было бы переформулировать с точки зрения научной терминологии? Вера – принятие за факт какого-либо прогноза, то есть некие вероятностные оценки принимаются за истину. Наверное, так с точки зрения науки можно было бы сформулировать само явление веры.

Что такое наше понимание веры как явления? Это принятие чего-либо без доказательств – того, о чем еще не ясно, факт это или не факт. Например, нам сообщают прогноз погоды. Совершенно очевидно, что есть некоторая вероятность его исполнения, и мы сами решаем, как мы к нему относимся, – как к истине или как к совершенно неверной информации; в зависимости от нашего решения будет выстраиваться и наше поведение – хотя бы то, возьмем мы зонтик или нет.

Вера как явление психической жизни характерна вообще для живых существ, не только для человека. Например, замечено, что собака больше способна доверять хозяину, чем тому, что непосредственно видит. То есть хозяин может отдать приказ, который даже несовместим с жизнью животного, и собака его слушается, доверяет ему. Представляете уровень веры и доверия животных?

Чем обусловлено это явление? Так как мы поставили вопрос в научной плоскости, то есть как принятие за истину вероятностных прогнозов, то способны привлечь к объяснению этого явления весь аппарат мозга: существуют определенные мозговые структуры, способные делать такие прогнозы и выдавать команды на принятие того или иного решения в зависимости от прогнозов и на принятие их за истину, еще раз подчеркну, на конкретную программу действий.

Это если говорить о мозговом субстрате. Но, безусловно, этим не исчерпывается все многообразие колоссального явления «вера». О чем мы говорим? Мы говорим, что вера может быть не просто явлением доверия каким-то бытовым фактам или их отрицания, но главный контекст нашего разговора о вере в Бога. Здесь все сложнее, и, конечно, только мозговыми механизмами этого не объяснить.

Почему вера – добродетель? Ведь многие верующие порой ведут себя хуже, чем неверующие...

– На самом деле ответ может быть очень простым. Господь говорит апостолу Фоме: «И не будь неверующим, но верующим». Зачем? Да очень просто. Вера в Бога (еще раз подчеркну, что мы говорим о вере не в бытовом смысле слова, а о вере в Бога), вера во Христа приводит человека в жизнь вечную. В этом смысле значение веры просто бесценно, по-другому и не скажешь – это самый главный, самый значимый фактор жизни человека в нынешнем мире: доверие Богу, доверие Творцу открывает перед человеком вход в жизнь вечную.

С другой стороны, этот момент ни в коем случае не перечеркивает такое свойство человека, как свобода. Человек, обретая веру в Бога (как и почему он ее обретает, почему один верующий, другой неверующий – это отдельный вопрос), при этом не жертвует своей свободой – остается свободным существом. Поэтому он вправе поступать так, как считает нужным – конечно же, ориентируясь на ценности веры, той конфессии, к которой он принадлежит; они, безусловно, определяют его поведение, но мы с вами знаем, что в душе человека действуют еще и страсти, к великому сожалению – это значимый реальный фактор нашего поведения. Например, ребенку говорят: не ешь конфету, а он ее ест. Почему? Он хочет – вот и все. При этом он верит в Бога? Да, верит, он может быть совершенно верующим человеком, но сила страсти оказалась сильнее. Вера в Бога не оказывается абсолютным гарантом идеального поведения человека – она открывает потенциальные возможности к святости, но не является абсолютным гарантом. Это – с одной стороны.

С другой стороны, я бы еще сказал так: ведь у нас с вами нет реальной статистики поведения верующих и неверующих людей. Если бы она была, причем в координатах нравственности, причем статистически значимой (например, сравниваем и оцениваем поведение миллиарда верующих и миллиарда не верующих в Бога людей), тогда наши с вами выводы были бы более или менее весомыми, значимыми и серьезными.

Но у нас с вами таких оценок нет, поэтому я просто развожу руками и говорю, что есть верующие люди, которые, бывает, поступают не лучшим образом, но у них есть очень хороший инструмент: у них есть Исповедь – они могут покаяться.

Ученые, открывая что-то новое, испытывают потрясающее чувство, но не считают его подтверждением своей правоты. Почему люди, имеющие чувство, что Бог есть, считают это подтверждением Его существования?

– Это очень интересный вопрос. В чем его неординарность? Ученые, выстраивая сложнейшую систему доказательств своим открытиям, своим чисто ментальным выводам, стремятся получить именно то чувство, о котором вы говорите.

Скажем об интуиции: например, ученому в голову пришла замечательная мысль, он интуитивно чувствует, что «вроде бы это верно», но интуитивного чувства ему действительно недостаточно. Чтобы получить окончательное, внутреннее ощущение правоты – те же самые чувства, только более сильные, – он ищет конкретные доказательства, конкретные детерминанты этому чувству. Другими словами, вопрос как бы не совсем верный, можно было бы сказать так: вся система доказательств, выстраиваемая ученым, необходима именно, чтобы в конце концов вызвать то чувство, которое его удовлетворит и на основании которого он скажет «да, это верно!».

А человек, верующий в Бога, просто не требует системы доказательств: это чувство у него уже есть, он уже им обладает, и оно настолько сильное, что он просто не нуждается в какой-либо внешней системе доказательств.

В храме мы видим простых, необразованных, но искренне верующих бабушек. По телевизору мы видим современных интеллектуалов (таких, как Познер, Вассерман), считающих себя исключительными атеистами. Если Господь есть, Он любит их меньше?

– Нет, ни в коем случае. Еще раз возвращаемся к теме свободы человека. Все люди обладают свободой, нет такого момента, как принуждение к вере. Господь дорожит свободой человека.

А что мы видим по факту? Мы видим, что умнейшие, эрудированнейшие люди, к которым можно отнести упомянутых вами персонажей, часто действительно не обладают верой в Бога. Какой вывод? Сумма знаний, объем которых подчас просто колоссальный, не становится детерминантой веры: вера в Бога не зависит от объема знаний. Нельзя сказать и то, что очень знающий человек в Бога не верит. Это просто понятия, не совсем коррелирующие между собой: одно дело – объем знаний, другое – вера. Знаний может быть очень мало – вера может быть очень большая. Знаний может быть очень много – и вера будет тоже очень большая.

Тем не менее, мы видим, что подчас люди умнейшие и образованнейшие не обладают верой в Бога. В чем дело? Мне так думается, что на самом деле вера, если так можно сказать, является следствием благодати. Апостол Павел говорит, что плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера... Сделаем акцент на вере: вера – это плод духовный, то есть результат Божественной благодати, Божественной энергии. А почему одним Господь дает, другим не дает, это второй вопрос.

Мне кажется, все дело в том, как человек сам относится к своей душе, к своему внутреннему миру: если он озабочен состоянием своей души и задается вопросом, от чего зависит состояние души, состояние радости или ее отсутствия, осмысленности или бессмыслия, тогда Господь способен дать благодать, которая наполнит душу, и человек вдруг ощутит себя верующим – заметьте, не внушит себе, что он верит в Бога, а ощутит, что это истина и правда, и не потребует никаких доказательств этому факту.

Спасибо, отец Константин, за важную беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться. Верой, доверием как свойством психики обладают абсолютно все люди. Нам свойственно верить в несбывающиеся прогнозы погоды, но в Бога верят не все, и, как мы видим, вера в Бога не зависит от объема знаний – она зависит от чистоты души. Каждому из нас хочется пожелать большего внимания к своей душе и чистоте внутреннего мира.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс