Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Специалисты по демографии отмечают небывалую в истории России убыль населения, которая происходит в последние годы.
На 1 января 1999 г. население России насчитывало 146, 4 млн. чел., а в 1992 г. -148, 7 млн. чел., то есть уменьшилось на 2, 3 млн. Начиная с 1992 г. в России происходит процесс «естественной убыли», который не покрывается даже притоком населения из других республик СНГ. За истекшие семь лет потери, связанные с депопуляцией (систематическим уменьшением абсолютной численности населения страны, которое происходит вследствие суженного его воспроизводства, когда последующее поколение меньше предыдущего), составили около 5 млн. чел. Как отмечают специалисты, феномен депопуляции связан с интенсивным ростом смертности и снижением рождаемости. Пересечение этих тенденций — так называемый «русский крест» — и привело к снижению численности населения.
Сложившаяся демографическая ситуация, которая грозит вырождением нации, заботит в настоящее время многих. Свой путь решения этой проблемы предлагают разные общественные силы. Но в целом можно выделить два принципиально различных подхода к этой проблеме: это подход, основанный на традиционных нравственных ценностях, и подход, основанный на принципах нравственного либерализма. Последний подход был озвучен генеральным директором Российской ассоциации планирования семьи Ингой Гребешевой на проведенной в канун Дня защиты детей в Доме журналиста пресс-конференции под названием «Каждый ребенок имеет право быть желанным и счастливым».
В пресс-конференции участвовала также директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Римашевская, которая в своем выступлении отметила, что в современных условиях, когда все страны, в том числе и Россия, оказываются втянутыми в процессы глобализации, человеческий и интеллектуальный потенциал становится таким ресурсом общества, который не имеет никаких способов замещения. Минувшее десятилетие, увы, самым отрицательным образом сказалось на состоянии основной массы населения России.
Рождаемость в целом по России на сегодня в два раза ниже, чем это необходимо для замещения поколения родителей поколением детей. В России наблюдается такое явление, как сверхсмертность мужчин. Среди умерших в трудоспособном возрасте 80 процентов составляют мужчины. Парадоксально, однако, что женщины обладают более низким потенциалом индивидуального здоровья по сравнению с мужчинами. а вообще, при сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах только 58 процентов тех, кому сегодня 16, доживут до 60-летнего возраста.
Задумайтесь только: за 9 последних лет страна в результате депопуляции потеряла около 7 миллионов человек. Часть этих потерь в какой-то мере компенсирована за счет положительного сальдо миграции. Но даже с учетом этого в 1992 году нас было 148, 3 миллиона человек, а к началу 2001 года стало 144, 8 миллиона. Прогнозы показывают, что за первые 15 лет нового столетия Россия может потерять еще 12 миллионов, и тогда ее население составит лишь 132 миллиона. На мой взгляд, этот феномен имеет не только социально-политическое, но и серьезнейшее геополитическое значение.
По прогнозам ООН, при сохранении нынешних демографических тенденций к 2055 году нас останется всего 55 миллионов. Разумеется, уменьшение численности населения — прямая угроза национальной безопасности и, более того, сохранению России как государства. В России каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Это может показаться странным, поскольку мы всегда шли к светлому и лучшему будущему. Наблюдается жесткая зависимость здоровья детей от состояния здоровья матерей. А с 1990-го по 1997 год анемия у беременных женщин выросла в 3, 1 раза. На сегодня 40 процентов будущих матерей страдают этим недугом. Причем болезни и нездоровье интенсивно перемещаются в сторону детства. В течение первого года жизни ребенка идет интенсивное падение здоровья, которое продолжается, пусть не столь быстро, в последующем. В результате в младших классах школ абсолютно здоровы лишь 10–12 процентов детей, в средних классах — 8 процентов, в старших — всего 5.
Если говорить о показателях социального здоровья, то и здесь картина весьма тревожная. По последним данным, в общей сложности 15 миллионов россиян страдают социальными болезнями — алкоголизмом, наркоманией, туберкулезом, заражены ВИЧ-инфекцией. Это -10 процентов населения страны. Кроме того, 10 процентов городского населения находится на социальном «дне».
Выступившая затем генеральный директор РАПС Инга Гребешева является человеком известным. В 1965–1990 гг. она работала в Минздраве РСФСР, затем в Минздраве СССР занимала пост начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям; в 1990 г. была назначена председателем Комитета по делам семьи и демографической политике Совета Министров РСФСР; 1991–1992 — заместитель председателя Совета Министров РСФСР; была вице-премьером в правительстве Егора Гайдара (июль-декабрь 1991 г.); в 1990 г. была избрана заместителем председателя Советского детского фонда им. В.И. Ленина, является членом Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; награждена медалью «Ветеран труда», почетным знаком «Отличник здравоохранения». Является инициатором появления закона о т. н. «репродуктивных правах», представляющего собой, по мнению некоторых специалистов, программу по уменьшению численности российского населения. Закон не был принят Государственной Думой. В этом же духе выдержана программа «Планирование семьи», финансирование которой отменено решением Госдумы, на что очень сетует Инга Гребешева. Главными задачами организации, которой она руководит, являются реклама и внедрение методов контроля над рождаемостью (аборты, контрацепция и стерилизация), обучение этим методам детей, а также половое просвещение несовершеннолетних с помощью программ «гигиенического и сексуального воспитания». Генеральный директор РАПС Инга Гребешева является членом Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации; Комиссии по вопросам улучшения положения женщин при вице-премьере по социальным вопросам правительства Российской Федерации; Межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации; Экспертно-консультативного совета по проблемам поддержки молодой семьи России при Государственном комитете РФ по молодежной политике; «Круглого стола» женских общественных объединений и некоммерческих организаций при Министерстве труда и социального развития.
Инга Гребешева обозначила те пути, которые, по ее мнению, смогут изменить ситуацию. Основная ответственность за нынешнюю демографическую ситуацию Ингой Гребешевой возлагается на государство, которое перестало поддерживать деятельность РАПС и ее программы. Однако необходимо учесть, что до 1998 года, когда Госдума проголосовала против финансирования программы «Планирование семьи», РАПС оказывала огромное влияние на государственную политику в этой области, по мнению экспертов, именно в эти годы убыль населения России составила цифру, сопоставимую с потерями в Великой Отечественной войне, и лишь в последние два года наметился небольшой рост рождаемости. Особое внимание Инга Гребешева обратила на методы предотвращения рождения «нежелательных» детей, которые, если появятся на свет, то «число детей бомжей и сирот станет еще больше». Одной из причин низкой рождаемости Инга Гребешева считает большое количество абортов, предотвратить которые можно, пропагандируя различные методы контрацепции среди населения. Инга Гребешева ратует за создание лучших условий для родившихся детей, создание особых социальных служб, однако права неродившихся детей при этом не учитываются.
Особую тревогу у г-жи Гребешевой вызывает деятельность Русской Православной Церкви, священнослужители которой оказывают, по ее словам, «тяжелое психологическое давление» на молодых женщин, доказывая, что аборт — это грех. «Когда женщина молодая, семнадцати лет, с которой «поработали», доказывая, что аборт — это грех, оказав на нее тяжелое психологическое давление, потому что человек, который так разговаривает, он должен дальше проследить ее судьбу, а ведь каждый день читаешь в газетах официальные статистические данные, когда детей просто на лестницах бросают, вот родят и на следующий день бросают. Вот осознанное родительство — я хочу ребенка, а если он у меня появился, я за него отвечаю, и я сделаю все для того, чтобы он был счастливым», — сказала генеральный директор РАПС. Судя по этим словам, в огромном количестве брошенных детей не в последнюю очередь повинна Русская Православная Церковь и общественная нравственность, которую она пропагандирует. Вообще, одно упоминание темы, касающейся мнения Церкви, заставило г-жу Гребешеву перейти на повышенные тона от того возмущения, которое ее вдруг охватило.
На вопрос корреспондента Страны.Ru о ее отношении к мнению Православной Церкви, которая не согласна с проводимой РАПС практикой пропаганды абортов, стерилизации и сексуального просвещения школьников, Инга Гребешева ответила лаконично: «Я бы такие глупости не взялась и комментировать», попросив больше вопросы, связанные с деятельностью РАПС, не задавать. (Невольно возникает вопрос: зачем же в таком случае пресс-конференцию было собирать?)
Однако журналистов деятельность РАПС все же очень интересовала, в частности, одна из журналисток задала резонный вопрос: как же можно увеличить рождаемость через предотвращение рождения «нежеланных» детей, за что ратует РАПС. На этот вопрос был получен не менее резонный ответ г-жи Гребешевой, которая сказала, что если не будет абортов, «число детей — бомжей и сирот, и вышвырнутых на лестницу, и убитых станет еще больше, поэтому суть проблемы в том, чтобы сохранить тех детей, которые родились. Никогда ни один здравомыслящий человек не скажет женщине — беременей или не беременей. Государство, по мнению Инги Гребешевой, создало ситуацию, когда «женщины, которые хотят иметь детей, не могут иметь детей, потому что их не долечивают, потому что цена лечения безумно высокая, потому что у нас нет обследований на заболевания, передаваемые половым путем».
В ответ журналисты в качестве примера того, что экономический фактор не является решающим при решении женщины сделать аборт, привели опыт одного из родильных домов, где женщин просили не делать аборты, гарантируя их материальное благополучие в будущем, но практически ни одна от аборта не отказалась. Эту практику реализовывает протоиерей Димитрий Смирнов, который известен своей активной деятельностью, связанной с реальной помощью семьям, имеющим детей, и созданием детских приютов.
Хотя имя отца Димитрия Смирнова не было названо, г-жа Гребешева сразу поняла, как она выразилась, «подоплеку» этого вопроса и о ком идет речь. Несколько раз повторив слова «Я возмущена!», г-жа Гребешева, неожиданно перейдя на откровенный крик, назвала подобную деятельность «попранием достоинства женщины» и, стараясь подражать манере речи протоиерея Димитрия Смирнова, сказала: «Этот священнослужитель выступает: «Ну чего ты хочешь — автомобиль, или ты хочешь дом, мы тебе все это дадим». «Почему вы так унижаете женщину! Почему ценой покупки Церковь пытается восстановить рождаемость! Мне стыдно за их такое пренебрежение к женщине!» — прокричала г-жа Гребешева. Однако для журналистов было непонятно, почему благотворительная деятельность, желание оказать помощь и спасти жизнь ребенка называются «покупкой» и «унижением женщины». Однако объяснять свою позицию г-жа Гребешева не стала, отказавшись отвечать на дальнейшие вопросы по этой проблеме.
Причина такой позиции г-жи Гребешевой понятна, в этом случае она была поставлена в тупик, так как ее излюбленный тезис о том, чтыо рождение «нежеланного» ребенка приведет к тому, что он станет «социальным сиротой», не сработал — заботу об этом ребенке брала на себя Церковь, одно упоминание которой, как выяснилось, вызывает гнев г-жи Гребешевой. Ведь здесь, пока в рамках отдельных приходов, в частности, приходов отца Димитрия Смирнова, демографическая проблема решена полностью. Не случайно отец Димитрий Смирнов говорит, что в его приходах «рождаемость выше, чем в Бангладеш», это действительно так. Здесь огромное количество многодетных семей, абсолютно нет абортов, налажена реальная помощь семьям, имеющим детей, эти средства выделяются за счет пожертвований прихожан, каждая семья уверена в будущем своих детей, потому что знает, что даже в случае потери работы родителями семью обеспечит приход. Кроме того, за счет прихода оказывается акушерская и медицинская помощь. Накоплен поистине уникальный опыт, который, если бы он при поддержке государственной власти и Президента был реализован на общефедеральном уровне, мог бы реально изменить демографическую ситуацию в стране.
В Русской Православной Церкви существует также большой опыт работы по профилактике абортов, здесь несколько лет назад возникло стихийное движение против абортов, которое без всякого государственного финансирования распространило миллионы экземпляров печатной продукции, направленной против абортов. Хотя это движение носит стихийный и децентрализованный характер, его успехи — при отсутствии каких бы то ни было затрат из госбюджета -очевидны. Существует и успешно действует Православный медико-просветительский центр «Жизнь», опыт которого также может быть использован на общефедеральном уровне.
При этом священнослужители, в отличие от РАПС, не просят денег у государства, они просят только о том, чтобы их деятельность по профилактике абортов и созданию детских приютов не встречала сопротивления чиновников и получила хотя бы минимальную поддержку государственной власти. В этом случае, говорят они, уже в ближайшие годы можно изменить ситуацию.
Другой важный момент заключается в том, что первопричинами отказа от рождения детей являются в первую очередь не экономические и социальные факторы, а духовный кризис, который охватил общество. Отсутствие нравственных ориентиров и дает то огромное количество абортов, которое существует в нашей стране. Между тем, вероучение всех традиционных религий осуждает аборт. Вероятно, именно нравственное воспитание народа, и прежде всего детей, распространение традиционных нравственных ценностей, а также использование опыта Церкви на государственном уровне, а не раздача презервативов, к чему призывает РАПС, смогут изменить демографическую ситуацию и позволят нации выжить.
Дмитрий Сафонов
Страна.Ru
Одним из самых интересных докладов, прозвучавших на Съезде православной молодежи, был доклад протоиерея Димитрия Смирнова, который сумел организовать в своих восьми приходах реальную работу с молодежью. Отец Димитрий много говорил о проблемах рождения и воспитания детей.(Доклад приводится с сокращениями).
Ученицы 11 «Г» класса школы № 11 города Ижевска, следуя советам авторов рекламы, подарили своим одноклассникам на День защитника Отечества «предмет защиты здоровья» — презервативы.Реакция молодого классного руководителя была предсказуемой, но, увы, замедленной: учительница строго потребовала вернуть подарки лишь на следующий день.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.